АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В первую половину 90-х годов Мордовия переживала состояние глубочайшего кризиса в экономике, социальной и общественно-политической сферах.

Сентябрь 1995 года стал отправной точкой огромной работы, целенаправленно проводимой на протяжении последних двадцати лет. Именно тогда, в ходе разработки и особенно всенародного обсуждения проекта Конституции, произошло объединение и консолидация всех конструктивных сил в нашей республике на основе впоследствии сформулированного принципа «Согласие, Порядок, Созидание»

В то сложнейшее время, в первую половину 90-х годов, Мордовия по большинству показателей занимала последнее место в Российской Федерации. Только за один 1994-й год валовой региональный продукт сократился на 40%. Большинство промышленных предприятий встали.

Сразу после принятия Российской Конституции в Мордовии началась кропотливая работа над ее собственным основным законом. Законом, которому суждено было стать прочной правовой базой масштабных социально-экономических преобразований, отправной точкой огромной работы, целенаправленно проводимой в республике на протяжении всех последующих лет.

Конституция Мордовии была принята Конституционным Собранием 21 сентября 1995 года. И на протяжении уже 20 лет она является, наряду с федеральным законодательством, основой политико-правового развития нашей республики.

Прежде всего, в Мордовии была создана сильная и действенная вертикаль власти, установлено эффективное взаимодействие с Федеральным центром.

Проведем анализ Конституции Республики Мордовия.

Первая и вторая главы Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия – «основы конституционного строя», «права и свободы человека и гражданина».

В Конституции Российской Федерации закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Такой подход представляется важным и обоснованным, так как именно основные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всей системы права, обладают наивысшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

Конституция Республики Мордовия на основе федеральной Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 3).

Отдельная глава конституции республики посвящена правам и свободам человека и гражданина. Она почти полностью текстуально воспроизводит вторую главу Конституции РФ. В ней закрепляется, что в Республике Мордовия признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, и обеспечивается их соблюдение и защита. Каждый гражданин обладает на территории Республики Мордовия всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия. В Республике Мордовия не должны издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 15). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 16). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 17).

Таким образом, в конституционном законодательстве Республики Мордовия нашел свое достаточно полное выражение институт основных прав и свобод человека и гражданина. Этот институт основных прав и свобод в целом соответствует федеральному законодательству, однако в нем имеются некоторые конституционные деликты, связанные с установлением форм собственности и конституционным правом граждан и их объединений на частную собственность на землю. Отдельные элементы конституционно-правового института основных прав и свобод человека и гражданина нашли свое закрепление в текущем республиканском законодательстве, которое находится в стадии своего становления.

В Республике Мордовия институт основных прав и свобод построен с учетом принципа федеративного устройства Российской Федерации и доказывает вывод о том, что правовой статус личности в Российской Федерации вытекает не только из учрежденных на конституционном уровне прав, свобод и обязанностей личности, но и строится с учетом федеративного устройства России.

Третья глава Конституции РМ – «Государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Мордовия».

Конституционно-правовой статус Республики закреплен на основе норм Конституции России в Конституции Республики Мордовия. Главным, на наш взгляд, слагаемым этого статуса является установление на основе Конституции и конституционного законодательства РФ в Конституции республики предметов собственного ведения Республики Мордовия.

Статья 61 Конституции Республики Мордовия определила предметы ведения республики.

Эти предметы ведения Республики Мордовия вытекают из смысла Конституции РФ и базируются на ее положениях. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Мордовия осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречий между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики, изданным по предметам ведения Республики Мордовия, действует нормативный правовой акт Республики Мордовия (ст. 63 Конституции РМ).

На основе конституционных положений можно определить слагаемые правового статуса Республики Мордовия, установленного в республиканской Конституции: равноправие Республики Мордовия с другими субъектами Федерации, собственная территория Республики, возможность изменения статуса данного субъекта, наличие компетенции республики по вопросам совместного ведения.

Из содержания федеральных конституционных положений вытекают следующие слагаемые конституционно-правового статуса Республики Мордовия, закрепленного в ее Конституции: собственные предметы ведения, административно-территориальное деление Республики, столица республики, официальные символы. Эти слагаемые правового статуса вытекают из смысла российского федерализма. Конституция РФ при этом установила правовые рамки для субъектов в определении ими в конституциях и уставах своего правового статуса. Мордовский законодатель в полной мере учел эти конституционные установления при определении правового статуса республики в собственном конституционном документе.

Четвертая глава Конституции – «Глава Республики Мордовия».

Конституция Республики Мордовия в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах…» учреждает должность высшего должностного лица и дает ее наименование – «Глава Республики Мордовия». Глава Республики Мордовия одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти республики (ст. 67).

Пятая глава Конституции – «Государственное Собрание Республики Мордовия».

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации имеют двуединую юридическую природу. Они являются одновременно и законодательными, и представительными органами. Это означает, что законодательные (представительные) органы субъектов осуществляют народное представительство и реализуют законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие нормативно-правовые акты. Эти признаки связаны между собой, поскольку именно выборность их народом позволяет этим органам принимать правовые акты и выполнять другие функции.

Нормативные правовые акты Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются, как правило, в виде законов. Иные его акты имеют форму постановлений, если другое не установлено республиканским законом.

Шестая глава Конституции – «Правительство Республики Мордовия»

Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия являются Правительство республики и иные органы исполнительной власти. Исполнительную власть республики возглавляет Глава Республики Мордовия. Конституция и конституционное законодательство Республики Мордовия в полной мере выражают юридическую природу и предназначение исполнительной власти как власти, исполняющей законы, и определяет роль и место исполнительной власти в системе разделения властей. В этой части конституционное законодательство Республики Мордовия вытекает из федерального законодательства, опирается на его правовые нормы и конкретизирует их.

Глава 7 Конституции РМ – «Мировые судьи»

Мировые судьи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Мордовия, являются судьями общей юрисдикции Республики Мордовия и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется законами Республики Мордовия в соответствии с федеральным законодательством.

8 глава Конституции – «Местное самоуправление»

Местное самоуправление осуществляется населением в городских, сельских поселениях, а также на иных территориях, определяемых в соответствии с федеральным законом и законом Республики Мордовия. Для реализации функций местного самоуправления образуются выборные и иные органы местного самоуправления, избираются и назначаются должностные лица местного самоуправления, наделяемые соответствующими полномочиями.

9 глава – «Государственные символы и столица Республики Мордовия»

Республика Мордовия имеет государственные флаг, герб и гимн, выражающие многонациональность, самобытность и традиции народа Республики Мордовия. Столицей Республики Мордовия является город Саранск. Статус города Саранска как столицы Республики Мордовия определяется законом Республики Мордовия.

Глава 10 Конституции РМ посвящена порядку внесения изменений и пересмотра Конституции Республики Мордовия

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что на наш взгляд Конституция Республики Мордовия совершенна и не требует доработок. Новейший этап развития Мордовии характеризуется важными событиями и большими свершениями, значимыми достижениями в экономике, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, науке, культуре, блистательными победами в спорте.

Но, мы считаем, что главной целью должен быть не сам по себе экономический рост, а рост качества жизни нашего населения. Республика должна стать привлекательной прежде всего для проживающих в ней людей. Важно, чтобы эти люди связывали с Мордовией надежды на благополучное и стабильное будущее. Генеральное направление — повышение уровня жизни, зарплаты и доходов простого человека. И сегодня эти положения воплощаются в жизнь.

Список литературы:

1. Любушкин В.А. Конституционно-правовая характеристика Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации, 2009

2. Любушкин В.А. Закрепление основ конституционного строя Российской Федерации в Республике Мордовия [Текст] / В.А. Любушкин, А.Р. Еремин // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвуз. сб. науч. трудов). – Вып. VI. – Саранск, 2007.– С. 66-69

3. сайт MordovMedia.ru http://www.mordovmedia.ru/news/society/item/38548/

Просмотров работы: 1505