РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития Республики Мордовия является формирование цивилизованного современного предпринимательства в условиях рынка.

В 1991 году в нашей стране был принят Закон о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В 1995 году вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены субъекты малого предпринимательства [2].

Для экономики республики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По условию развития малого предпринимательства можно судить о способности их приспосабливаться к быстроизменяющейся экономической ситуации в Республике. В настоящее время в малом бизнесе Мордовии действует 2504 малых предприятия различных организационно-правовых форм, в которых занято более 18 тыс. человек, а также более 21 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица, т.е. 9,5 % общей численности занятых в экономике республики. На 1 тысячу жителей республики приходится 2,7 малых предприятия. Около 80% общего количества малых предприятий сосредоточено в трех сферах экономики: в промышленности - 328 единиц (13,1 %), в строительстве - 449 (17,9 %), в торговле и общественном питании - 1224 (48,9 %). Таким образом, по республике в малом бизнесе занято более 39 тыс. человек, что составляет 10% общей численности занятых в экономике. С учетом членов семей предпринимателей, работников, привлекаемых на договорной основе, с малым бизнесом связано около 150 тыс. человек, что для республики Мордовия имеет важное социально-экономическое значение. Работу в этой сфере многие рассматривают как дополнительный род занятий, дающий средства к существованию, что снижает социальную напряженность в республике. Из общего количества занятых на малых предприятиях республики каждый третий работает в торговле, каждый четвертый - в строительстве или промышленности [5].

Заметно увеличился вклад малого бизнеса в транспортном обслуживании населения, выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, различных службах сервиса, в сферу оказания социально значимых услуг населению. По данному показателю Мордовия переместилась с 13-й на 10-ю позицию среди всех субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ.

Малые предприятия обладают достаточным потенциалом в привлечении рабочей силы, на них может быть занято более половины трудоспособного населения республики. Малое предпринимательство в Республике Мордовия представлено в основном мелкими фирмами, которые наиболее остро реагируют на изменения состояния рынка.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированиям, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении целей. Предприниматели лучше знают уровень спроса, производя товары по заказу потребителя [1].

Малый бизнес стал надежным источником поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды [3]. В последние годы существенно увеличились доля и объем налоговых отчислений субъектов малого предпринимательства в общем, объеме собственных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, районов и городов республики.

В Мордовии деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д [4].

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в Мордовии является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а предприниматели не всегда могут их предоставить. Невозможность получения кредита лишает их способности конкурировать с иными предприятиями.

Для решения проблем малого предпринимательства, с 2010 года Мордовия участвует в комплексной Программе развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы.

Эффективная реализация мероприятий Программы позволит:- создать благоприятные условия для эффективного количественного роста и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне, и обеспечить экономический рост предпринимательского сектора Республики Мордовия;- сформировать новые объекты инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне;- привлечь дополнительные инвестиции на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса республики;- развить инновационный малый и средний бизнес, реализовать перспективные инвестиционные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах;- развить кооперационные связи малого, среднего и крупного бизнеса;- создать дополнительные рабочие места для населения республики;- обеспечить рост доли рынка, занимаемой конкурентоспособными товарами и социально значимыми услугами, производимыми субъектами малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия;- создать благоприятный общественный климат и повысить престиж предпринимательской деятельности;- увеличить объем поступления налогов в бюджеты различного уровня и платежей во внебюджетные фонды от субъектов малого и среднего предпринимательства [5].

Предпринимательство как экономический процесс представляет собой логическую цепочку целенаправленных действий предпринимателя от зарождения идеи до воплощения ее в конкретный проект.

Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства [3].

Используемые источники

  1. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.а. - Москва: «Новый Логос». 2000г.

  2. Конаков М.А. Организация и экономические основы фермерских хозяйств. М.ОИЦ «Академия», 2013г.

  3. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. М.ОИЦ «Академия», 2013г.

  4. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

  5. Официальный сайт Мордовии.

Просмотров работы: 1091