Актуальность исследования потребления молока является одним из приоритетных направлений. Определение качества молока необходимо для здоровья населения. Осведомленность о потребительских предпочтениях, а также о качестве реализуемого молока будет полезным для удовлетворения целей производителей и потребителей. Для исследования нами были обозначены цели: изучить рынок питьевого молока в нескольких районных центрах Республики Мордовия, а также изучить качество молока.
Для достижения намеченных целей, мы поставили перед собой следующие задачи: провести социальный опрос среди потребителей питьевого молока в п. Торбеево и с. Атюрьево и исследовать органолептические, физико–химические свойства молока различных производителей.
В условиях рыночных отношений запросы и предпочтения потребителей являются определяющими при формировании ассортимента продуктов.
Молочная промышленность России в настоящее время выпускает до 20 видов молока, отличающихся между собой способами обработки, упаковки, содержанием жира, сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО) и наполнителей. В торговой сети поселка Торбеево и с. Атюрьево ассортимент молока представлен разнообразными известными торговыми марками, а также продукцией небольших предприятий, работающих на региональном уровне.
За время проведения исследования, мы посетили несколько крупных торговых точек в п. Торбеево и с. Атюрьево. Это такие магазины как: «Магнит», «Малинка» торговая сеть SPAR и магазин на базе молочного предприятия ООО «МОЛОКО» Торбеево. Сначала исследование носило наблюдательный характер. Стало понятно, что молоко достаточно популярный продукт среди потребителя. Предпочтения у людей оказались довольно разнообразны при выборе молока. И для того, чтобы дать им оценку, нами был проведен опрос среди покупателей в магазинах. В результате анкетирования, удалось выяснить, что молоко чаще всего покупают женщины, нежели мужчины. Большинство респондентов предпочитают пастеризованное молоко стерилизованному.В основном, люди связывали свое предпочтение к пастеризованному молоку с тем, что в нем сохраняется больше полезных веществ, нежели в стерилизованном. Оптимальный ценовой диапазон для потребителя является от 32 до 65 рублей. Согласно результатам опроса, лидерами самых покупаемых марок молока среди населения районных центров стали: молоко молочного предприятия ООО «МОЛОКО» п. Торбеево и «Простоквашино» (DANON). Второе место занимает марка «Село Луговое» (DANON), и на третьем месте оказалось молоко от Рузаевского производителя «Лужок». Главными факторами, влияющими на покупку молока, по мнению респондентов, являются цена и жирность молока. Но, состав и внешний вид упаковки также играют не маловажную роль. Чтобы оценить качество молока, продаваемого в магазинах, было принято решение исследовать его по органолептическим, физико-химическим показателям, дать оценку маркировке и дизайну упаковки.
В исследовании приняли участие следующие марки: ООО «МОЛОКО» 3,2%, «Простоквашино» (DANON) 3,2%, «Село Луговое» отборное(DANON) 4,2%и«Лужок» (ОАО «Молоко» г. Рузаевка)3,2%. Все образцы были отобраны в магазине «Магнит».
Для исследования органолептических показателей были привлечены студенты 3 курса специальности «Технология молока и молочных продуктов». Образцы были пронумерованы, марки молока участникам эксперимента не назывались. При экспертизе были оценены следующие органолептические показатели: внешний вид и консистенция; цвет; вкус и запах. Также была дана оценка маркировки и упаковки. По итогам органолептической оценки была составлена таблица, где каждый показатель оценивался по пятибалльной шкале.
Физико-химическая оценка заключалась в исследовании кислотности титриметрическим методом, исследовании жирности – кислотным методом Гербера. С помощью анализатора качества «Лактан» была произведена оценка качества таких показателей, как: массовая доля жира, массовая доля белка, массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО), плотность в молоке и количество добавленной воды.
На основании исследований органолептических и физико – химических свойств молока, лидерские позиции немного изменились. Наивысшую оценку качества получили: молоко «Простоквашино» (DANON) и молоко «Лужок» (ОАО «Молоко» г. Рузаевка). Немного отстали от них: марка молока «Село Луговое», при исследовании которого был отмечен сильный привкус пастеризации и молоко ООО «МОЛОКО» п. Торбеево, в котором присутствовал слабо ощутимый кормовой привкус и запах. В целом все образцы соответствуют ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое».
При изучении внешнего вида упаковки исследуемых образцов молока, было отмечено, что все образцы соответствуют ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».Упаковка всех видов исследуемого молока не вызывает претензий и отвечает правилам санитарии. Она целая, без наличия дефектов, герметичность упаковки не нарушена, не выявлено каких- либо заломов. Внешний вид упаковки чистый, без следов загрязнений. Маркировка на упаковках исследуемых образцов хорошо заметна, нанесена четким шрифтом, легко читаема и доступна для понимания и восприятия потребителем. На всех исследуемых образцах указан: состав, жирность продукта, пищевая ценность и энергетическая ценность, условия и сроки хранения, масса продукта, контакты производителей и другая полезная информация для покупателя. Все исследуемые виды молока упакованы в пакеты из полимерной пленки. Лишь у молока «Простоквашино» упаковка выполнена из биоразлагаемого материала. Дизайн исследуемых упаковок яркий, приятный для восприятия. И только у молока «Село Луговое» дизайн несколько сдержан в цветовой гамме. На общем фоне исследуемых образцов молока выделяется упаковка марки «Простоквашино» (DANON). Она отличается от всех пакетированных «собратьев» тем, что дизайн упаковки выполнен в форме кувшина с удобной мягкой ручкой. На упаковке изображен деревенский пейзаж, который приятно радует глаз потребителя и делает акцент на натуральность продукта. Очень удобно ставить это молоко на стол или в холодильник, удобно брать за мягкую ручку. Но единственным минусом этой упаковки является то, что после удаления отрывного язычка молоко нельзя закрыть повторно, и находясь в холодильнике оно впитывает посторонние запахи. В качестве рекомендаций было предложено компании «DANON» использовать вместо отрывного язычка удобную отвинчивающуюся крышечку.
4