ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, т. к. уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

Как показывает практический опыт, применение информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет возможности всестороннего развития ребенка, способствует успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей и, что очень актуально в раннем детстве - учит самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, эффективность работы логопеда. [1]

Наряду с этим применение развивающих игр наличие компьютера позволяет решать следующие коррекционные задачи:

1. Развитие и коррекция психических процессов - памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

2. Повышение познавательной активности, формирование у детей способности к самоконтролю.

3. Активизация словаря.

4. Закрепление в памяти букв и цифр.

5. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

6. Развитие способностей общения с окружающими с помощью вымышленных героев, фигурирующих в играх. Компьютерные программы охватывают собой несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, закрепление в устной речи правильного использования грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных игр позволяет мне максимально использовать принцип дифференцированного подхода к обучению школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут, делает коррекционное занятие более комфортным и дает возможность согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличивать уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка.

Выбор и использование вспомогательных технологий в коммуникативных целях:

  1. Критическое отношение к использованию компьютера высказали 17% опрошенных педагогов. С их точки зрения компьютер способствует развитию непродуктивного мышления, а именно:

  • использование компьютера в интерактивном режиме приведет к тому, что учащиеся станут, с одной стороны, наделять машину человеческими качествами, а с другой- уподоблять себя компьютеру;

  • компьютеризация- один из факторов дегуманизации обучения

Скептики в целом приветствуют идею компьютеризации. Призывают относиться к компьютеру вообще и обучающим программам, в частности, как к ординарному ТСО. При этом педагоги из данной группы рассуждали так:

применение компьютера может лишь частично положительно повлиять на процесс обучения, но кардинальных изменений в качество и эффективность коррекционно-речевой работы внести не сможет.

3 «Оптимисты», которых оказалось 53% от всех опрошенных, смотрят на компьютер как на средство, в корне меняющее систему коррекционного обучения. Их лозунг:

  • Компьютер-средство, открывающее учащимся новые возможности в рефлексии учебно-коррекционной деятельности, в познании самих себя, позволяющее принципиально иначе организовать учебный процесс. [2]

Основные факторы «отбора»мультимедийных программ для их использования в коррекционном обучении

1. ИКТ при коррекции речевых нарушений у детей до 12 лет должны использоваться тольков виде комплексов, включающих:

2. Соответствие большей части языковых или речевых заданий (не менее 2/3 программы) звуковому аналитико-синтетическому методу.

3. Наличие вариативной обратной связи (компьютер реагирует на качество выполнения задания в той или иной форме, например подбадривающих реплик- аудиореакция и подмигиванием персонажа- визуальная реакция).

4. Отсутствие лимита времени на выполнение заданий и возможность многократных повторов учебного действий.

6 . Возможность организации групповой работы - с распределением и выполнением детьми ролевых функций.

7. Предельная четкость и простота графики изображений, составляющих видеоряд программы; однотонность фона.

Устройства, способствующие развитию учебных и коммуникативных навыков

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от его содержания, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

Усвоение нового лексического или грамматического материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

При проведении дикционных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения с помощью средства самоконтроля: анимированного комплекса артикуляционной гимнастики.

При проверке домашних работ: методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ.

При выполнении заданий творческого характера (написание изложений и сочинений): помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

- компьютерную программу "Игры для Тигры",

- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры":

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,

- игровая форма обучения,

- интерактивность,

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов,

- дифференцированный подход к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки,

- объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры".

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

- просодика,

- звукопроизношение,

- фонематика,

- лексика.

Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована так же прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе "Солнечный замок" реализованы следующие принципы:

-принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка;

-принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; тонкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти;

-принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа "Солнечный замок" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно - образовательной программой;

-принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе "Солнечный замок" результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

На занятиях по коррекции звукопроизношения наряду с традиционным дидактическим материалом, мы успешно используем диск «Альбом по автоматизации звуков».

Хочется отметить достоинства:

  • Простота изложения материала в традиционной для логопедии и фонетической системы русского языка последовательности - свистящие, шипящие, сонорные.

  • Отсутствие шумовых отвлекающих моментов;

  • Доступность использования диска специалистами, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях;

  • Вариативность используемого материала;

  • Новизна способа подачи информации;

  • Приятный графический интерфейс, что способствует повышению внимания к занятию и удерживанию концентрации на протяжении всего занятия;

  • Компактность изложенного материала. [3]

Устройства, предназначенные для повышения коррекционного эффекта деятельности логопеда.

1. ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker»(Бриз-мейкер) («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»)- для формирования и отработки навыка плавной беззапиночной речи при заикании.

2. Речевой коммуникатор (тренажер) «ГОУ ТОК» представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном. Производителем (компания «Эттейнмент», США) поставляется серия речевых тренажеров от карманного до настольного форматов. Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится и далее упоминается как «ГоуТок».

Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно.

3. Логопедический тренажер «ДЭЛЬФА 142» Компьютерные помощники (логопедические тренажеры) «Дэльфа» применяются в образовании детей с 1992 года. Для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте их используют логопеды и дефектологи ДОУ, специальных (коррекционных) школ, педагоги лечебных учреждений, учителя начальных классов массовых школ, родители детей с речевыми нарушениями:

  • Формирование связного высказывания. Набор текстов семи уровней сложности: от простого короткого повествовательного текста (1-й уровень) до больших текстов со сложными речевыми конструкциями и скрытым смыслом (6 уровень), а также текстов в научно-популярном стиле (7 уровень)‏

  • Рассказ по картине.Используются картины русских художников-классиков, различные по жанровым характеристикам и эмоциональному фону. Первичное восприятие картин ответы на вопросы по картине лексическая работа повторное восприятие картины самостоятельный рассказ по картине

4 Кроме того, наиболее творческие логопеды широко используют возможности операционной системы ««Windows». [4]

Библиографический список

1. http://works.tarefer.ru

2. Серкова М.В. Информационные технологии в обучении детей с нарушениями речи http://bibliofond.ru

3. http://www.eduplaycatalog.com/ 4. http://special-edu.kz/index.php?do=static&page=cmo
Просмотров работы: 1558