СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие социального контроля было введено Г. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, приводящих преступника к нормальному поведению.

Т. Парсонс под социальным контролем понимал процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная стабильность [1, 160].

В социологии под социальным контролем понимают любые виды общественной практики, которые складываются во всех типах социальных групп – и больших, и малых.

Таким образом, социальный контроль - это процесс и социальный механизм наблюдения с целью обеспечения функционирования социальной системы в соответствии с принятыми нормами, а также поддерживания социально приемлемых образцов поведения.

Иногда социальный контроль отождествляют с управлением. Социальный контроль как элемент социального управления осуществляется в процессе субъект-объектных отношений между субъектами и объектами социального управления. При этом его субъекты преследуют свои субъективные интересы, а объекты – адаптируются к объективным условиям формируемой в процессе социального контроля социальной среды [3, 8].

Выделяют два вида субъектов социального контроля:

1. Основные субъекты социального контроля – реализующие в процессе социального контроля свои собственные интересы;

2.Агенты социального контроля – реализующие в процессе социального контроля интересы основных субъектов социального контроля [5, 79].

Классификация субъектов социального контроля:

1. По критерию реализации прав собственности:

- Социальные элиты – властвующие общности, удовлетворяющие в процессе социального управления индивидуальные потребности своих членов. Удовлетворение индивидуальных потребностей членов социальных элит ведет к их индивидуализации и обособлению от общества. Социальный контроль призван обеспечить легитимность такого обособления.

- Административный аппарат – сотрудники социальных институтов, выполняющие делегированные им в процессе социального управления функции.

- Социальные институты – формальные структурные образования, призванные обеспечить легитимное существование социальных элит.

Формально социальный контроль над обществом осуществляется от имени социальных институтов [4, 50].

2. По критерию сферы деятельности:

- Экономические субъекты социального контроля - представлены хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере экономических отношений.

- Административные субъекты социального контроля - представлены административными органами власти, осуществляющими свою деятельность в сфере социального управления по территориальному принципу.

Административные субъекты в свою очередь делятся на три подвида.

Первый подвид - федеральные субъекты - представлены административными органами власти федерального уровня социального управления и их подразделениями на местах.

Задачи социального контроля здесь сводятся к поддержанию социальной стабильности, обеспечению легитимности социальной системы в целом и управляемости обществом.

Второй подвид - региональные субъекты - представлены административными органами власти регионального уровня социального управления.

Задачи социального контроля на уровне региональных субъектов сводятся к распространению своего контроля на все сферы общественной жизни региона, обеспечению легитимности существования региональных элит и к распространению их влияния на все сферы социальных отношений.

Третий подвид - муниципальные субъекты- представлены административными органами власти местного уровня социального управления.

Задачи социального контроля на уровне муниципальных субъектов сводятся к пропаганде ими своей деятельности по жизнеобеспечению территорий и к мобилизации общественных усилий на решение проблем местного значения [6, 148].

Объекты социального контроля представляют собой членов общества и социальные институты, в отношении которых осуществляются меры социального контроля. Основные виды объектов социального контроля выглядят следующим образом:

  1. Общество - представляет собой универсальный объект социального управления, который участвует в социальных отношениях с любым видом субъектов социального контроля (социальными институтами).

  2. Административный аппарат - выступает в качестве объекта социального контроля только в отношениях с элитой социального института.

  3. Элитарные сообщества - характеризуются формальным (социальные элиты) или неформальным (этнические элиты) статусом и влиянием в обществе.

  4. Социальные институты - выступают в качестве объекта социального контроля только в отношениях с административным аппаратом социального института высшего уровня социального управления.

  5. Экономические институты - выступают в качестве объекта социального контроля только в отношениях с административным аппаратом и социальными элитами [2, 106].

По критерию методов социального контроля выделяют следующие объекты социального контроля:

1. Объекты, контролируемые методами убеждения – это объекты, которые особенно подвержены влиянию социальных иллюзий или объекты, которые обладают возможностью альтернативного поведения.

К первым относится общество, которое вынуждено принимать на веру социальные модели поведения, ко вторым, например, члены административного аппарата, от которых требуется неукоснительное соблюдение корпоративной этики.

2. Объекты, контролируемые методами принуждения – это объекты, которые находятся в прямой зависимости от субъекта социального контроля или по отношению к которым субъект социального контроля обладает возможностью прямого принуждения.

Например общество, в отношении которого применяется вся мощь аппарата социального принуждения (суды, пенитенциарные учреждения и др.).

3. Объекты, контролируемые методами косвенного воздействия – это объекты, которые не могут контролироваться с применением методов прямого воздействия или объекты, прямое воздействие на которые связано со слишком значительными издержками субъектов социального контроля [2, 159].

К первым относятся, экономические элиты, обладающие высокой степенью гарантированной законодательством самостоятельности, ко вторым этнические элиты, чье влияние на общество и стремление к власти делает слишком рискованным применение методов прямого воздействия.

Таким образом, социальный контроль представляет собой процесс и социальный механизм наблюдения с целью обеспечения функционирования социальной системы в соответствии с принятыми нормами, а также поддерживания социально приемлемых образцов поведения.

Социальный контроль как элемент социального управления осуществляется в процессе субъект-объектных отношений между субъектами и объектами социального управления. В свою очередь первые представляют собой обособленные от общества институционализированные общности, а вторые представляют собой членов общества и социальные институты, в отношении которых осуществляются меры социального контроля.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бергер, П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива [Текст]/ П. Л. Бергер. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 168 с.

  2. Карпова, Т.В. Системные принципы объекта управления: социологический анализ [Текст] / Т.В.Карпова. – М.: Янус-К, 2004. – 220 с.

  3. Логвинова, И.В. Проблемы оптимизации государственного социального контроля в сфере образования [Текст] / И.В.Логвинова, Е.Е.Рязанов // Вестник РГГУ. – 2010. - № 1/10.

  4. Новиков, А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества [Текст] / А.В. Новиков. – М.: Наука, 1999. – 398 с.

  5. Соловьев, С. Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации [Текст]/С.Г. Соловьев. – М.: Юридический Центр Пресс, 2003. – 145 с.

  6. Тадевосян, Э.В. Социология. Учебное пособие [Текст]: учеб.- метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.В. Тадевосян. - М.: Знание, 2008. - 272 с.

Просмотров работы: 3493