ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

Фоломушкин И.С. 1, Бакленева С.А. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Сегодня активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале, способном «вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины» [2]. В связи с этим актуальное значение приобретает воспитание патриотизма у военной молодежи как одной из важнейших духовно-нравственных ценностей, уходящей корнями в далекое прошлое. Так, профессор кафедры философии НГУ Е. Тюгашев считает, что «патриотизм генетически восходит к патриархальному семейно-родовому культу предков», является «служением именно отечеству, земле отцов» [1]. Патриотизм, «любовь к отчизне», по определению В. Даля, подразумевает не только кровнородственные, биологические факторы, но и идеологические, духовно-мистические нравственные символы веры и героизма предков [1]. Понятие патриотизма в Русской православной церкви рассматривается как любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений, общенациональное самосознание, готовность трудиться ради Родины. Патриотизм — это высокое чувство любви к Отчизне, присущее большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за ее будущее. Патриотизм, как свидетельствует историко-педагогический анализ этого явления, — это совокупность идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание своей Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности личности, общества, государства, на целенаправленную активную деятельность по разумному удовлетворению духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего и действующего в своем Отечестве. [4].

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ, отмечается, что «недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных, культурных основ развития общества и государства» [2]. В указанной выше программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины. Главной целью этого документа, утвержденного на государственном уровне, является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Сегодня патриотическое воспитание становится приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений. Особое место занимает патриотическое воспитание курсантов, формирование в них социально и профессионально значимых качеств, способных проявиться в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В современной литературе определение военно-патриотической работы с молодежью в общем определяется как проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России [3]. В результате проведенного нами анализа литературы мы решили остановиться на трех системообразующих направлениях:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении.

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

Военно-патриотическое воспитание - это системный процесс, в основе которого лежит преемственность. Основы его закладываются в школе.

II направление.Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Игра “Зарница” является популярной и важной этой формой военно-патриотического и физического воспитания обучающихся.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

III направление.Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и военно-научными секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Так, например, в предмете ОБЖ существует специальный раздел – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.

В настоящей работе не подверглось анализу такое условие, влияющее на гражданско- и военно-патриотическое воспитание молодежи, как семья. Однако, среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание курсантов, по праву ведущим является семья. Какую бы сторону развития курсантов мы ни взяли, всегда окажется, что именно семья играет решающую роль на том или ином этапе формирования такой непреходящей ценности, как патриотизм. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Взаимодействие с родителями в данном контексте способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Выстроенная таким образом система военно-патриотического воспитания, подтверждаемая опытом работы педагогов, помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.

Воспитание гражданина – патриота была, есть и будет стратегической целью учебного государства.

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Идея патриотизма является основой, объединяющей разные слои общества.

Литература

  1. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005. -

  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006 - http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf

  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.

  4. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412.

Просмотров работы: 1688