Ключевые слова: образование, дошкольное образование, доступность дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение, ДОУ, Комитет по образованию, Санкт-Петербург, Уполномоченный по правам ребенка, частный детский сад.
Keywords: education, preschool education, availability of a preschool education, preschool educational institution, PEI, education committee, Saint-Petersburg, Ombudsman for Children, private kindergarten.
В России, и в частности в Санкт-Петербурге, остро стоит проблема доступности дошкольного образования. Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Выделяют несколько видов доступности: экономическая (финансовая) доступность, транспортная (географическая), содержательная доступность и социальная доступность. Основаниями выделения видов доступности являются отношения человека, стремящегося получить образование, с экономикой (экономическая, финансовая доступность), «природой» (территориальная, транспортная доступность), обществом (социальная доступность), самой системой образования (содержательная доступность) [8].
Согласно статистическим данным Петростата, на 1 августа 2015 года численность постоянного населения Санкт-Петербурга составила 5193,7 тыс. человек и с начала года увеличилась на 2,0 тыс. человек или на 0,04%. Рост численности населения в январе-июле произошел за счёт естественного прироста, который по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличился на 18% [5]. Динамика демографического роста населения влияет на спрос и предложение дошкольного образования, так как через относительно короткий промежуток времени родившиеся дети поступают в дошкольные образовательные учреждения.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1, ст. 10, п. 4.]. Дошкольные образовательные учреждения предназначены для получения дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в возрасте от двух месяцев до 7 лет [3, ст. 6].
Рассмотрим количество дошкольных образовательных организаций, численность воспитанников в них и количество детей, приходящихся на 100 мест в организациях Санкт-Петербурга в период с 2012 по 2014 год (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Дошкольные образовательные организации, единиц |
1092 |
1097 |
1079 |
Численность воспитанников в организациях, тыс. человек |
199,3 |
214,5 |
232,5 |
На 100 мест в организациях приходится детей |
109 |
104 |
106 |
Источник: расчеты авторов по данным Петростата.
Представленных данные свидетельствует о том, что в течение последних трех лет в Санкт-Петербурге количество дошкольных образовательных организаций уменьшилось, численность воспитанников в организациях увеличилась, а нехватка мест сохранялась на протяжении трех лет. На основе этого делаем вывод, что доступность дошкольного образования с 2012 по 2014 года не осуществлялась в полном объеме.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» постановил обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Ответственным исполнителем по Санкт-Петербургу по реализации данного показателя является Комитет по образованию Санкт-Петербурга, который в свою очередь опубликовывает информацию о результатах мониторинга в Санкт-Петербурге по исполнению данного поручения (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по исполнению Указа Президента Российском Федерации №599
Источник: [6].
Исходя из данных представленных Комитетом по образованию, следует, что доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет создана в Санкт-Петербурге на 100%, что соответствует целевому назначению по указу Президента Российской Федерации и плановому значению на 2015 год.
Однако Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова сообщает, что «Каждый ребенок имеет право на дошкольное образование, но в Петербурге несколько тысяч семей, которым не предоставили такую возможность. Мы собрали и обобщили информацию районных отделов по образованию. Получилось, что 14 297 заявлений на поступление в садики детей до трех лет и 3 669 - старше трех лет не были удовлетворены» [7]. На конец 2014 года 9138 детей до трех лет не смогли попасть в детские сады. Охват детей в возрасте от года до трех лет дошкольным образованием составляет сегодня 40% [4, пункт 1.3.2].
В I полугодии 2015 года Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге поступило 302 обращения, что составляет 13,9% от общего числа обращений, в отказе в размещении ребенка в школьных и дошкольных учреждениях [9]. Например, в 2014 году доля обращений граждан, связанных с отказом в размещении ребенка в дошкольных образовательных учреждениях составляет 9,6% от общего количества обращений [4, пункт 1.3.2.]. Эти данные свидетельствуют об обострении проблемы доступности дошкольного образования в течение года.
Разница в статистических данных произошла из-за того, что Комитет по образованию учитывает только тех, кому не обеспечили место в детском саду в 2015 году. Под показателем доступности дошкольного образования Комитет по образованию понимает процент детей, обеспеченных местами в дошкольных учреждениях, относительно всех детей, чьи родители изъявили желание получить место. А Уполномоченный по правам ребенка учитывает тех детей, чьи родители не удовлетворены предложенным местом. К наиболее часто встречающейся неудовлетворенности родителей можно отнести отдаленное месторасположение сада от дома. В благоустроенных районах города, в которых инфраструктура развита, детские сады делают перепланировку помещений и за счет этого готовы принимать большее количество детей. Наиболее остро стоят проблемы с новыми микрорайонами Санкт-Петербурга, которые имеют быстрые темпы строительства, но не имеют социальной инфраструктуры. В таких ситуациях ограничен такой вид доступности, как транспортная (географическая) доступность.
Некоторые меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения отражены в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Меры по ликвидации очередей должны предусматривать расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях [2].
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работают 197 организаций по программе присмотр и уход за детьми, которые посещают 3070 детей (см. Таблицу 2); 36 частных дошкольных учреждений, имеющих лицензии на образовательные услуги, которые посещают 1728 детей (см. Таблицу 2) [7]. Это составляет 1,018% от общей численности детей соответствующего возраста. На частном секторе Санкт-Петербурга присутствует малая доля частных образовательных учреждений относительно к общему числу детских государственных садов. Из этого следует, что организация предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования перспективна.
Таблица 2. Основные показатели по численности детей в негосударственных дошкольных организациях в возрасте от 3 до 7 лет
Санкт- Петербург |
|
Численность детей от трех до семи лет зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга |
182480 чел. |
Численность детей, посещающих негосударственные дошкольные образовательные организации |
1728 чел. |
Численность детей, получающих дошкольное образование в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности |
3070 чел. |
Удельный вес численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих негосударственные организации дошкольного образования |
1.018 % |
Источник: [10].
В заключение следует отметить, что демографическая ситуация в Санкт-Петербурге отражается в повышении рождаемости, что впоследствии будет сказываться на увеличенном спросе на дошкольные образовательные услуги. На протяжении последних трех лет происходит сокращение государственного сектора на рынке дошкольных образовательных услуг. Хотя государство и ведет политику по повышению доступности дошкольного образования, но родители детей по-прежнему ощущают неудовлетворенность доступностью дошкольного образования. Из этого можно сделать вывод, что ситуация с дошкольными учреждениями в Санкт-Петербурге по-прежнему требует к себе внимания. В целях устранения недоступности и дальнейшего совершенствования доступности дошкольного образования автору представляется необходимым реализовывать соответствующие меры:
cтроительство новых детских садов;
возврат в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов;
выкуп, построенных сторонними организациями, детских садов;
рациональное использование помещений действующих детских садов;
открытие детских садов при школах;
организация и поддержка предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. // Российская газета. – 2012. – 12 декабря.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599 // Российская газета. – 2012. – 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. N 1014: зарег. в Минюсте России 26.09.2013 N 30038 // Российская газета. – 2013. – 23 октября.
Ежегодный доклад за 2014 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://www.spbdeti.org/id5370 (дата обращения 16.10.2015).
Демографическая ситуация // Петростат / Росстат. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/population/ (дата обращения: 17.10.2015).
Исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации // Комитет по образованию / Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Систем. требования: Word. URL: https://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/ (дата обращения 16.10.2015).
Кто крайний в детский сад? // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://www.spbdeti.org/id5622 (дата обращения 15.10.2015).
Новиков Д. А. Об оценке эффективности функционирования образовательных систем // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №3. – С. 16-19.
Обращения к Уполномоченному в 1-м полугодии 2015 // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL: http://www.spbdeti.org/id5582 (дата обращения 16.10.2015).
Показатели модернизации региональных систем дошкольного образования 01.10.2015// Дошкольное образование. Анализ и мониторинг. URL: http://do.edu.ru/mrsdo/indicators/form/30/2015-10-01/default/ (дата обращения 17.10.2015).
9