РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, поскольку именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы.

Доходы и расходы бюджета - две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых в дальнейшем происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям.

Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета, главное назначение которых – это обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики государства.

Прежде всего стоит начать с определения понятия, функций и классификации расходов федерального бюджета.

Под расходами федерального бюджета принято понимать экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.1

Существуют определенные факторы, которые влияют на структуру расходов бюджета высшего уровня и его долю в ВВП. К ним относятся:

  • государственное устройство;

  • общий уровень развития экономики;

  • внутренняя и внешняя политика страны;

  • уровень благосостояния граждан и несколько другие факторы.

Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая выражается через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с количественной, так и с качественной стороны. Например, качественная характеристика каждого вида расходов федерального бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, а количественная их величину. Таким образом, расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Расходы федерального бюджета можно классифицировать следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Виды расходов федерального бюджета

Если говорить о проблемах планирования расходов федерального бюджета, то стоит отметить, что основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, санкции, тяжелые отношения с Турцией), а также недопоступление нефтегазовых доходов, необходимость наращивания военных расходов из-за ИГИЛ и т.д.

Конечно, определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с сложившимися обстоятельствами. Поэтому необходимо начать реализацию более активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.

Что касается уровня нефтяных цен, то это показало слабость экономического прогнозирования и управления в России. Правительство не сумело создать механизм компенсации внешних шоков. Вообще за последние годы бюджетное планирование сильно изменилось. Во времена Алексея Кудрина в проект бюджета закладывали заниженный прогноз по нефтяным ценам, что позволяло получить по итогам года дополнительные доходы и сформировать резервы. В последние два года бюджет был основан на явно завышенных прогнозах: в конце 2014 года, когда нефть опускалась ниже 70 долл. за баррель, бюджет-2015 верстался исходя из 100 долл. за баррель. Сегодня, когда нефть стоит около 35 долл. за баррель, в бюджет-2016 закладывается нефть по 50 долл. за баррель.2

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на 2015 - 2018 годы в разрезе групп видов расходов (открытая часть)3

Код вида расходов

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

 

2017год

 

Закон 349-ФЗ

%% к общему объему

Проект

%% к предыдущему году

%% к общему объему

Проект

%% к предыдущему году

%% к общему объему

Проект

%% к предыдущему году

%% к общему объему

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

Всего

11 668,8

100,0

12 360,5

105,9

100,0

12 374,4

100,1

100,0

12 485,7

100,9

100,0

100

Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций гос. органами, казенными учреждениями, органами управ. гос. внебюджетными фондами

2 255,5

19,3

2 321,5

102,9

18,8

2 389,9

102,9

19,3

2 166,1

90,6

17,3

200

Закупка товаров, работ и услуг для гос.(муниципальных) нужд

1 332,2

11,4

1 284,6

96,4

10,4

1 204,6

93,8

9,7

1 352,7

112,3

10,8

300

Соц. обеспечение и иные выплаты населению

808,5

6,9

871,8

107,8

7,1

904,8

103,8

7,3

988,2

109,2

7,9

400

Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества гос.(муниципальной) собственности

801,9

6,9

896,6

111,8

7,3

738,8

82,4

6,0

727,6

98,5

5,8

500

Межбюджетные трансферты

3 926,3

33,6

4 480,4

114,1

36,2

4 585,0

102,3

37,1

4 648,7

101,4

37,2

600

Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным неком.организациям

943,0

8,1

856,7

90,8

6,9

896,1

104,6

7,2

953,3

106,4

7,6

700

Обслуживание гос.(муниципального) долга

432,4

3,7

459,7

106,3

3,7

529,2

115,1

4,3

594,3

112,3

4,8

800

Иные бюджетные ассигнования

1 169,0

10,0

1 189

101,7

9,6

1 125

94,7

9,1

1 054

93,7

8,4

Говоря об оптимизации расходов федерального бюджета, важно отметить, что почти две трети общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2018 годах будут составлять (как и ранее):

  • межбюджетные трансферты;

  • расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций;

  • расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы, в том числе:

  • сокращение расходов, за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним, в 2017 году на 10%;

  • дополнительное сокращение всех расходов в 2016 году на 2% и соответствующее сокращение расходов в 2017 году.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.

Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета. И стоит отметить, что огромную роль в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, играют расходы бюджета.

Конечно, хотелось бы надеяться, что правительство Российской Федерации сможет грамотно следовать поставленным приоритетам в области бюджетных расходов и добьется поставленных перед ними целями

Списокиспользованнойлитературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (действ.ред.) // СПС «Консультант Плюс».

  2. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября. 2013 г.: одобр. Советом Федерации 27 ноября 2013 г. // СПС «Консультант Плюс».

  3. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2011.-334с

  4. Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.Minfin.ru

  5. Башкатова А. Планировать бюджет в России бессмысленно даже на год //газета "НЕЗАВИСИМАЯ" [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru (Дата обращения 15.12.12015 г.)

1См. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (действ.ред.)

2см. Башкатова А. Планировать бюджет в России бессмысленно даже на год //газета "НЕЗАВИСИМАЯ"

3см. официальный сайт Министерства финансов РФ// www.Minfin.ru

Просмотров работы: 3551