Доходы и расходы бюджета - две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых в дальнейшем происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям.
Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета, главное назначение которых – это обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики государства.
Прежде всего стоит начать с определения понятия, функций и классификации расходов федерального бюджета.
Под расходами федерального бюджета принято понимать экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.1
Существуют определенные факторы, которые влияют на структуру расходов бюджета высшего уровня и его долю в ВВП. К ним относятся:
государственное устройство;
общий уровень развития экономики;
внутренняя и внешняя политика страны;
уровень благосостояния граждан и несколько другие факторы.
Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая выражается через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с количественной, так и с качественной стороны. Например, качественная характеристика каждого вида расходов федерального бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, а количественная их величину. Таким образом, расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Расходы федерального бюджета можно классифицировать следующим образом (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Виды расходов федерального бюджета
Если говорить о проблемах планирования расходов федерального бюджета, то стоит отметить, что основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, санкции, тяжелые отношения с Турцией), а также недопоступление нефтегазовых доходов, необходимость наращивания военных расходов из-за ИГИЛ и т.д.
Конечно, определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с сложившимися обстоятельствами. Поэтому необходимо начать реализацию более активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.
Что касается уровня нефтяных цен, то это показало слабость экономического прогнозирования и управления в России. Правительство не сумело создать механизм компенсации внешних шоков. Вообще за последние годы бюджетное планирование сильно изменилось. Во времена Алексея Кудрина в проект бюджета закладывали заниженный прогноз по нефтяным ценам, что позволяло получить по итогам года дополнительные доходы и сформировать резервы. В последние два года бюджет был основан на явно завышенных прогнозах: в конце 2014 года, когда нефть опускалась ниже 70 долл. за баррель, бюджет-2015 верстался исходя из 100 долл. за баррель. Сегодня, когда нефть стоит около 35 долл. за баррель, в бюджет-2016 закладывается нефть по 50 долл. за баррель.2
Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на 2015 - 2018 годы в разрезе групп видов расходов (открытая часть)3
Код вида расходов |
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017год
|
|||||||||
Закон 349-ФЗ |
%% к общему объему |
Проект |
%% к предыдущему году |
%% к общему объему |
Проект |
%% к предыдущему году |
%% к общему объему |
Проект |
%% к предыдущему году |
%% к общему объему |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
Всего |
11 668,8 |
100,0 |
12 360,5 |
105,9 |
100,0 |
12 374,4 |
100,1 |
100,0 |
12 485,7 |
100,9 |
100,0 |
|||
100 |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций гос. органами, казенными учреждениями, органами управ. гос. внебюджетными фондами |
2 255,5 |
19,3 |
2 321,5 |
102,9 |
18,8 |
2 389,9 |
102,9 |
19,3 |
2 166,1 |
90,6 |
17,3 |
||
200 |
Закупка товаров, работ и услуг для гос.(муниципальных) нужд |
1 332,2 |
11,4 |
1 284,6 |
96,4 |
10,4 |
1 204,6 |
93,8 |
9,7 |
1 352,7 |
112,3 |
10,8 |
||
300 |
Соц. обеспечение и иные выплаты населению |
808,5 |
6,9 |
871,8 |
107,8 |
7,1 |
904,8 |
103,8 |
7,3 |
988,2 |
109,2 |
7,9 |
||
400 |
Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества гос.(муниципальной) собственности |
801,9 |
6,9 |
896,6 |
111,8 |
7,3 |
738,8 |
82,4 |
6,0 |
727,6 |
98,5 |
5,8 |
||
500 |
Межбюджетные трансферты |
3 926,3 |
33,6 |
4 480,4 |
114,1 |
36,2 |
4 585,0 |
102,3 |
37,1 |
4 648,7 |
101,4 |
37,2 |
||
600 |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным неком.организациям |
943,0 |
8,1 |
856,7 |
90,8 |
6,9 |
896,1 |
104,6 |
7,2 |
953,3 |
106,4 |
7,6 |
||
700 |
Обслуживание гос.(муниципального) долга |
432,4 |
3,7 |
459,7 |
106,3 |
3,7 |
529,2 |
115,1 |
4,3 |
594,3 |
112,3 |
4,8 |
||
800 |
Иные бюджетные ассигнования |
1 169,0 |
10,0 |
1 189 |
101,7 |
9,6 |
1 125 |
94,7 |
9,1 |
1 054 |
93,7 |
8,4 |
Говоря об оптимизации расходов федерального бюджета, важно отметить, что почти две трети общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2018 годах будут составлять (как и ранее):
межбюджетные трансферты;
расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций;
расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы, в том числе:
сокращение расходов, за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним, в 2017 году на 10%;
дополнительное сокращение всех расходов в 2016 году на 2% и соответствующее сокращение расходов в 2017 году.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.
Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета. И стоит отметить, что огромную роль в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, играют расходы бюджета.
Конечно, хотелось бы надеяться, что правительство Российской Федерации сможет грамотно следовать поставленным приоритетам в области бюджетных расходов и добьется поставленных перед ними целями
Списокиспользованнойлитературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (действ.ред.) // СПС «Консультант Плюс».
О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября. 2013 г.: одобр. Советом Федерации 27 ноября 2013 г. // СПС «Консультант Плюс».
Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2011.-334с
Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.Minfin.ru
Башкатова А. Планировать бюджет в России бессмысленно даже на год //газета "НЕЗАВИСИМАЯ" [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru (Дата обращения 15.12.12015 г.)
1См. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (действ.ред.)
2см. Башкатова А. Планировать бюджет в России бессмысленно даже на год //газета "НЕЗАВИСИМАЯ"
3см. официальный сайт Министерства финансов РФ// www.Minfin.ru