РАЗВИТИЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Галиуллина А.Г. 1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются свойства консалтинговых услуг, факторы спроса на данный вид услуг. Изучаются основные виды консультационных услуг и наиболее растущие секторы консалтинговых услуг в РФ.

Ключевые слова: консалтинговые услуги, консалтинг, виды консалтинговых услуг, формирование спроса в сфере консалтинга.

Началом развития консалтинговых услуг в мире можно считать XX (двадцатый) век, когда произошёл новый этап индустриального развития. Именно в этот технический прогресс было необходимо рассмотреть свежий подход к управлению предприятия. В крупных компаниях произошла страшная нехватка сведений, новой информации и знаний, которые могли бы помочь реформироваться под новые условия, который требовал рынок, и, конечно, развивающаяся конкурентоспособность. Именно в те года появились первые консультанты, а именно, Гаррингтон Эмерсон, Фредерик Тейлор и Артур Д. Литтл, известные в области научной организации труда и эффективности производства. В 1914 была создана Эдвином Бузом первая консалтинговая компания в мире - "BoozAllenHamilton".

В России это вид услуг появился не так давно, в среде постоянного развития рынка, руководители предприятия все чаще прибегают к консультационным услугам, так как многие фирмы не имеют необходимую информацию и навыки для управления предприятием. А это может послужить причиной для всевозможного рода кризиса, сначала на предприятии, потом в определённой области и в итоге к кризису в экономике. Для этого и созданы консалтинговые услуги, где имеются квалифицированные специалисты, имея необходимые знания и навыки, они смогут вывести предприятие из сложной ситуации.

Чёткого и точного понимания консалтингу довольно сложно дать. Вот, например, Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO - ФЕАКО) определяет эти услуги как "предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации"¹. В сущности, консалтинг – это вид интеллектуально – консультационной деятельности, направленной на анализ и разработку определённой проблемы для достижения желаемого результата, усовершенствования и эффективности работы, а так же выхода из кризисной ситуации предприятия. То есть, продуктом консалтинга является особое знание – информация, в виде схемы или модели решения, обретаемая клиентом.

В отношении видов консалтинговых услуг, стандартный список отсутствует. Вместе с тем, различные консалтинговые организации по-разному классифицируют основные направления консультационных услуг, опираясь при этом на собственный опыт. Единой классификации не существует и у международных ассоциаций консультантов, тем не менее, универсальные свойства можно увидеть у всех. В настоящее время можно отметить несколько основных видов консалтинговых услуг:

  1. Управленческий консалтинг;

  2. Консалтинг в сфере администрирования;

  3. Финансовый консалтинг;

  4. Юридический консалтинг;

  5. Оценочный консалтинг;

  6. Налоговый консалтинг;

  7. Стратегический консалтинг;

  8. Маркетинговый консалтинг;

  9. Консалтинг в сфере информационных технологий;

  10. Кадровый консалтинг;

  11. Производственный консалтинг;

  12. Специализированный консалтинг.

Консультационные услуги могут выполняться конкретными, индивидуальными задачами, например, как бухгалтерское обслуживание и аудит, тренинги и обучение, технические разработки, подбор персонала, создание имиджа фирмы, консультация по продажам и покупкам ценных бумаг, консультация по инженерным вопросам и т.п.

По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») по итогам 2014 г. наиболее быстрорастущим сектором консалтинговых услуг является финансовый консалтинг (прирост, по сопоставимым данным, составил почти 30%, доход – 10,4 млрд рублей, см. рисунок 1 и 2), и их рост, по мнению экспертов, продолжится в последующих годах.

Рисунок 1. Темпы роста выручки консалтинговых групп по направлениям за 2013 – 2014 гг.

Как видно на рисунке, менее оптимистически обстоят дела со стратегическим консалтингом и консалтингом в области маркетинга (суммарная выручка по итогам 2014 года – 4,7 млрд рублей, из которых на стратегическое планирование приходится 3,9 млрд рублей, а на услуги в области маркетинга – 850,5 млн рублей). Эта группа показала падение, по сопоставимым данным, на целых 28%.

Рисунок 2. Выручка консалтинговых групп по итогам 2014 г.

Обширными группами остаются услуги налогового и юридического консалтинга: суммарно в 2014 году на их долю пришлось 14% общего дохода – 13,4 млрд рублей (выручка в группе налогового консалтинга составила 7,4 млрд рублей, а в группе юридического консалтинга – 6 млрд рублей; прирост – 2% и 15% соответственно)

На консалтинге в области управления персоналом (обучение и оценка персонала, кадровый консалтинг и т. д.) в 2014 году заработали 2,3 млрд рублей, динамика роста, по сопоставимым данным, составила 8% (против минус 2% в прошлом году)

Как и прежде максимальный объем доходов участников рейтинга (57%) приходится на ИТ-консалтинг и управленческий консалтинг: по итогам 2014 года в сумме он составил 56 млрд рублей (39,7 млрд и 16,3 млрд рублей соответственно). Прирост выручки по направлениям составил 5% и 13% соответственно, а в целом по группе рост составил 8%.

В развитых странах обращение к консалтингу для решения определённых задач в предприятии считается не просто нужным, что показывает о деловом престиже, но и обычном делом. Большинство управленческих, экономических, а так же социальных решений получается с вовлечением профессиональных консультантов.

Формирование спроса на консалтинговые услуги является: нехватка информации и навыков для решения определённых проблем, необходимость независимых экспертов с новым взглядом для разрешений этих задач, потребность в обучении и в тренингах, подбора персонала в организацию, необходимость усовершенствования и развития предприятия, а так же повышение эффективности работы компании. Это малая часть причин, которые требуются для привлечения консультационных услуг. Поэтому можно сказать, что консалтинговые услуги приносят положительный и желаемый результат. А это приводит к процветанию фирмы, и, конечно, выхода из сложной и кризисной ситуации компании.

Отсюда можно сделать вывод, хотя, консалтинговые услуги считаются молодым видом услуг и только развиваются в России, но имеют очень высокий и обширный потенциал для возможностей, как для консалтинговых организаций, так и для предприятий, которые прибегли к профессиональной помощи. Поэтому, консультационные услуги играют очень важную и перспективную роль для современного рынка. Так как способствует более профессиональному и успешному решению определённых задач, а это ведёт к процветанию фирмы и выхода из сложно - кризисной ситуации, сначала, на предприятии, потом в определённой области, в итоге, и в экономике. Так что консалтинг является важнейшей частью экономики страны.

Список литературы:

  1. Грабоздин Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг// Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. – № 2 (29). – С. 74-80.

  2. Дейнега В.Н. Ключевые изменения подхода к консалтинговым услугам// Экономика: Теория и Практика. 2014. – № 3 (35). – С. 69-73.

  3. Калюжнова Н. Я., Мрочковский Н. С. Консалтинг как институт новой экономики. Иркутск: ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, 2014. 132 с.

  4. Кузнецов А. А. Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. – № 4 (82). – С. 131-134.

  5. Курбатова О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг в России// Современные тенденции в экономике и управлении: Новый Взгляд. 2012. – № 13-1. – С. 48-53.

  6. Рубан В.Е., Бойко А.А. Консалтинговая деятельность и развитие рынка консалтинговых услуг// Современные проблемы экономического и социального развития. 2013. – № 9. – С. 50-53.

  7. Семенченко Е. Н. Выявление потребности в консультировании и формирование спроса на консалтинговые услуги// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. – № 3 (47). – С. 407-414.

  8. URL: http://raexpert.ru/ratings/consulting/2014/ (дата обращения: 11.01.2016).

¹¹ *FEACO InformationDocument. Bruxelles, 1994

Просмотров работы: 3236