СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕГОРЬЕВСКИХ ПЕСЕН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕГОРЬЕВСКИХ ПЕСЕН

Гарбуз А.В. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Древнейшим видом музыкального искусства является пение, обусловленное социальной необходимостью и потребностью в эмоциональном выражении человека. Соотношение перечисленных факторов развития песенного искусства определяется историей его развития.

В фольклористической науке выделяются три историко-культурных периода народно-певческого исполнительства: архаичный, традиционный, поздний, в которых каждый жанр народного песнетворчества реализуется согласно его функциональным задачам, обуславливая тип интонирования (повествовательного, драматического, лирического). К примеру, архаичные жанры реализуются в интонационных типах «наговорить», «скрячать», «спеть в сезон» (Т. Лукьянова) в преобладании речевого интонирования над музыкальным.

В связи с архаичным периодом пение рассматривается как средство коммуникации в целостном комплексе «социализированных форм общения» [1, с. 11], в формировании жанров календарной обрядовости. Их функциональность определялась взаимодействием с силами природы, а также хозяйственными нуждами, как, например, жанр «егорьевские песни».

Они связаны с первым весенним выгоном скота на пастбище, сопровождавшийся комплексом обрядовых действ до восхода или на восходе солнца, в том числе - обходом и ритуальным кормлением скота, одариванием пастуха, молитвами (Разумовская Е.Н.). Обрядовые песни и круг интонаций, их обслуживающий объединены архаичными представлениями о скоте и его роли в хозяйстве. Основной целью ритуальных действий первого выгона скота было обеспечение его сохранности в течение пастбищного сезона и получение от него прибыли и здорового приплода. При этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; также совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом. Значительное место занимали обряды оберега скота от падежа и диких зверей, обряды обращения к пастухам; совершение магических обходов стада. Для успеха пастбищного периода первый выгон старались приурочить к особенной ключевой дате земледельческого календаря - Егорьеву дню (23 апреля по старому стилю), считавшемуся началом весеннего тепла. Особое внимание привлекает обрядовая – магическая «интонация закликания». «Кликание» имело заклинательную функцию и должно было способствовать пробуждению природы и ее жизненных сил. «Окликание Егория» происходило в следующих вербальных (словесных) формулах: «Егорий ты наш храбрый! Ты спаси нашу скотину в поле и за полем. От зверя хищного» и т.п.». В песнях подробно описывались опасности, подстерегающие скотину и, соответственно, излагались просьбы к Егорию уберечь от них. Егорьевские песни исполнялись и во время обходов крестьянских дворов и включали просьбы исполнителей о подарках за добрые пожелания, мотивы благодарности («Дай тебе Бог двести телушек» и пр.) либо угрозы и проклятия скупым хозяевам («В тартарары провалиться, назад поворотиться» и пр.).

В народном сознании сосуществуют два образа Егория. Один их них приближен к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы, другой - к церковному культу святого Георгия: змееборца и христолюбивого воина. В народе празднуется вешний Егорий (6 мая) и осенний Егорий (9 декабря). Впервые Егорьев день отмечается с 9 декабря 1052 года, когда в Киеве был освящен храм (Заложил храм князь Ярослав Мудрый, в святом крещение – Георгий) в честь святого великомученика Георгия. Святой Георгий - достопочтимый святой у православного мира. В переводе с греческого языка это имя звучит как «земледелец». Образ святого запечатлён на иконах, монетах, печатях. Орден Георгия – высшая военная награда Российской Федерации.

Резюмируя, отметим, что интерпретацией фольклорного текста егорьевских песен являются понимание «архаики первобытного слоя религий», так и нового уровня исторического опыта русского народа – Православия, без которого была бы другая культура, а, значит, и духовная судьба России.

Литература:

  1. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие / Л.В. Шамина. – М., 2010. – 202 с.

  2. Жиров М.С., Сараева Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

  3. Сараева, Л.П. «Расшифровка народно песни как метод её познания» / Л.П. Сараева. - Белгород, НИИ БелГУ, 2011. – 164 с.

Просмотров работы: 821