ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Жайкбаева А.Т. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для дошкольных образовательных организаций (ДОО) стала очевидной проблема повышения профессионализма кадров на рабочих местах. На наш взгляд, это представляется возможным, если реализовать в практике непрерывного профессионального развития сотрудников ДОО положения и принципы самообучающейся организации. Идея самообучающейся организации является относительно новым направлением в образовании. К тому же формирование самообучающейся организации является требованием времени, так  как в ее рамках возможно значительное повышение эффективности работы организации, улучшение качества услуг, качественное становление профессиональной компетентности педагогов. В данной статье мы хотим рассмотреть необходимые и достаточные педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Анализ научно-педагогической литературы  (Н.Н.  Бояринцева, Е.И. Казакова,  В.А.  Новицкая,  П.И.Третьякова,  Л.М.  Шипицина и др.)  по данной проблеме, во-первых, позволили уточнить понятие «педагогические условия». Следуя факторному подходу,  условия -  это внешние факторы, которые способствуют изменениям в вещи, «...образуют фон,  на котором развертывается превращение возможности в действительности,  но сами не обуславливают непосредственно эту возможность» [2, с. 256]. Условия могут определяться как необходимые и достаточные. Необходимые условия - это те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие;  достаточные условия -  это те условия,  которые непременно вызывают данное действие [1, с. 628].

Анализ теоретических источников и наш собственный опыт позволили, во-вторых, выделить следующие педагогические условия становления профессиональной компетентности педагога в ДОО: методическое сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателей в ДОО;  участие педагога в инновационной деятельности;  применение в работе воспитателей рефлексивной технологии самоаттестации - портфолио. 

Сопровождение понимается как поддержка,  в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования мы рассматриваем как специально организованное,  систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя,  направленное на оказание помощи последнему в выборе путей решения задач и типичных проблем,  возникающих в ситуации профессионального совершенствования,  с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

В качестве следующего условия мы выделяем использование рефлексивных технологий самоаттестации педагога.  Рефлексия в общем плане понимается как анализ,  переосмысление личностью собственных действий и состояний.  У педагога потребность в переосмыслении появляется при столкновении с кризисной ситуацией,  когда прежний опыт в качественно изменившихся условиях не способен обеспечить положительные результаты в профессиональной области.  В качестве рефлексивной технологии нами рассматривается портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности,  демонстрирующей умение педагога решать профессиональные задачи,  умение практически применять теоретические знания в процессе профессиональной деятельности,  умение выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Следующим условием успешного становления профессиональной компетентности является работа ДОО в инновационном режиме.  Особое значение здесь играют формы организации обучения педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве таких форм можно выделить:  формирование творческих групп педагогов и создание научно-методических объединений,  способных самостоятельно решать задачи развития ДОО в инновационном режиме;  мастер-классы, семинары-практикумы, издательская деятельность; тренинги профессионального развития, индивидуальное консультирование. 

С целью определения субъективной значимости условий становления профессиональной компетентности для педагогов ДОО нами был разработан и использован метод опроса. В опросе приняло участие 19  педагогов ДОО. Педагогам предлагалось оценить педагогические условия по семибальной симметричной шкале -  от позитивно влияющих на успешное становление профессиональной компетентности (+3  балла),  до негативно влияющих (- 3 балла).  Факторный анализ позволил выявить две группы условий, которые мы определили как значимые и не значимые для становления профессиональной компетентности педагога. 

В число значимых условий вошли: работа с научным консультантом; исследовательская работа по теме самообразования;  обучение на проблемных курсах; обобщение и распространение педагогического опыта; формулирование проблемного поля в собственном профессиональном развитии;  работа в творческих объединениях с коллегами по проблеме опытно-экспериментальной работы;  рейтинговые оценки,  тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма в ДОО;  гуманистическая позиция заместителя руководителя по УВР в консультировании воспитателя по вопросам профессионального роста; помощь заместителя руководителя по УВР в решении проблем,  возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя;  самоорганизация и самоконтроль в построении профессиональной карьеры; заполнение портфолио;  самоанализ профессиональной компетентности.    

Не значимыми в профессиональном становлении,  по мнению воспитателей,  оказались такие условия как:  участие в научно-практических конференциях;  диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателя;  педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей;  самомониторинг профессиональной  компетентности.

Такого рода оценка педагогами данной группы факторов говорит о неиспользованных резервах методической службы в ДОО. Причины этого, по нашему мнению,  кроются в традиционной,  малофункциональной форме организации методической службы в ДОО. 

Повышение значимости и эффективности данных факторов, для успешного становления профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОО, нам видится в развитии положительной мотивации педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности,  в индивидуализации и дифференциации методического сопровождения педагогической деятельности,  в овладении педагогами приемами самомониторинга профессиональных достижений,  в создании условий для научно-исследовательской работы педагога и др.

Список использованных источников

1. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 2005. - 717 с.

2. Шептулина, Ю.П. Материалистическая диалектика как научная система / Ю.П. Шептулина. - М.: Изд-во Моск. ун-та,  2013. - 305 с.

Просмотров работы: 703