ТРАДИЦИОННЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ ВОСТОЧНОЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ АРТЕФАКТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИОННЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ ВОСТОЧНОЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ АРТЕФАКТ

Косарева В.А. 1, Коноваленко С.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведённым исследованиям, одним из устойчивых элементов местной традиционной культуры наряду с диалектом, системой традиционных праздников и общинных норм поведения, отражающих мировоззренческую систему, ментальность является народный крестьянский костюм. На подавляющей территории восточной Белгородчины, в частности в сёлах Ураково и Большебыково, бытует понёвный комплекс традиционной женской одежды. Праздничный женский наряд многосоставен и включает в себя следующие элементы: понёва, рубаха, завеска, подпояска и сорока. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Типичной одеждой замужних женщин юга России была понёва [2]. Многие исследователи русского народного костюма считают понёву, древнейшим видом женской набедренной одежды. Понева подавляющего большинства сёл воронежско-белгородского пограничья представляет собой четыре сшитых между собой полотнища, три полотнища – из черной клетчатой, одно – «прошва» – из однотонной черной шерсти, собранных в верхней части на шнурке-гашнике. Места стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ обильно украшались плотной ковровой вышивкой в технике набор. Клетчатая понёвная ткань с обеих сторон примерно на две трети ширины расшивалась шерстяными нитками красно-оранжевой гаммы, при этом вышитый узор сзади был шире, так как спереди и с боков понёва закрывалась завеской. Более всего украшалась задняя её часть, и особенно место соединения полотнищ – свозка. Оклад – широкая полоса вышивки на подоле поневы, также имел доминирующую красно-оранжевую цветовую гамму и представлял собой либо две линии ромбов, либо узор в виде цепочки меандров, обрамленных узкими косичками. (Меандр - древний солярный знак известный почти всем индоевропейским народам). Однако в зависимости от «модели» понёвы, очень часто вышивка по подолу включала в основное красно-оранжевое поле орнамент в виде разбитого крест накрест ромба, образовавшиеся ячейки которого, по народной терминологии «глазки», зашивались яркими насыщенными нитями синего, зеленого, жёлтого, вишнёвого цветов. Чем шире были свозка и оклад, чем обильнее они были украшены орнаментом, тем понёва считалась богаче. В связи с этим понёвы меж собой состояли в определенной иерархии и различались более или менее богатым декором. Повсеместно самой дорогой, праздничной считались «колода» (наборная понёва), «косиной». Она надевалась по годовым двунадесятым праздникам. Менее праздничной была «воскресная» понёва (также одевалась на свадьбу) – «у раскол», «у чатыре глазка» и совсем скромно украшалась будничная понева – «у глазок» и «рябка». По свидетельству Рыжих Натальи Семёновны (1947 г.р.), «Не всякая девка имела право урядиться в колоду. Глядели, с какого ж двора она вышла? Только у зажиточных семей была такая понёва» (Экспедиция 2004 г. с. Иловка. Записи С.П. Коноваленко).

Рубахи украшались вышивкой на рукавах и поликах, на месте манжет пышными «брыжами» из цветных лент [4]. Орнамент центрального узора и форбот (кружевные цветные вставки) представляет собой различные модификации одной фигуры-узора – ромба, разбитого крест накрест, в народной терминологии «репей» [3], «со репьём». Необходимо отметить, что традиционно вышивка выполнялась чёрными шерстяными нитями в технике счётная гладь.

Завеска была отмечена чёрной геометрической вышивкой, созвучной вышивке на рубахе.

Пояс в народном мифосознании выполнял функцию защиты, оберега от злых сил. Поэтому показаться на миру не подпоясанным считалось не только зазорным, но и опасным. Считалось что, без пояса человек открыт вредоносным влияниям злых сил. Были распространены широкие шерстяные красные, зелёные, синие подпояски с зелёными, лиловыми, белыми, желтыми продольными полосками. Концы подпояски обязательно украшались лентами, строчной вышивкой, вставками позумента.

Местной особенностью восточной Белгородчины является ожерелье-гребатка. Она представляла собой три узкие полоски черного шнура, соединенные бисером с четырьмя или шестью парами кругов-махров. Сердцевина круга зашивалась золотой нитью, а внешняя часть – красной пряжей. Нижние махры представляли собой разноцветные полукружия, украшенные блестками и золотой нитью. Данное украшение символизирует восходящее, возрождающееся солнце.

Венчал женский наряд головной убор – сорока [1]. Он состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльни, и собственно сороки. Основу головного убора составляет кичка – твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх налобными рожками. К ней крепится кусок красной ткани, края которой собраны на тонкий шнур. Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают тканью волосы, затем шнуром фиксируют на голове, несколько раз, обвязав шнуром рожки. Затылок прикрывается позатыльней – прямоугольной полосой ткани расшитой золотыми нитями. И, наконец, завершала эту сложную многосоставную конструкцию маленькая твердая шапочка – сорока. Она обильно украшалась золотой вышивкой, по бокам – «махрами» и «косницами» (чёрными перьями селезня, крепящиеся на висках) [1]. Сороку надевали по большим праздникам, а в обычные воскресные дни повязывали ситцевые набивные платки мануфактуры Асофа Баранова. Девушки подвязывали платок впереди, «под бороду», женщины завязывали платок сзади на затылочной части. Каймы платка так же украшалась покупными зелёными лентами и золотой бахромой. «В карагод убиралися дюжа харашо, на грань ходили и тота ш убирались и песни играли» – рассказывает Новикова Мария Кузьминична (1933 г.р.).

Таким образом, мы отмечаем, что традиционная народная одежда сёл Большебыково и Ураково является локальным проявлением довольно обширной территории, имеет древнее происхождение и тесно связана с символикой и мифосознанием её создателей и носителей материальной культуры.

Литература

  1. Женский головной убор сорока. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 1. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 31 стр.

  2. Сысоева, Г.Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья / Г.Я. Сысоева. – Воронеж. – ГУП ВО «Воронежская областная типография». – 2011. – 392 с., ноты.

  3. Традиционная культура Белгородского края. – Вып. 2. – Красненский район. – Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционной тетради» Вып. 22 / Ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГУК «БГЦНТ», 2008. – 129 стр. с нот.

  4. Традиционная культура Красногвардейского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 18 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Г.А. Анищенко, Н.В. Кривчикова, - Белгород: издание БГЦНТ, 2006. - 56 стр. с нот.

Просмотров работы: 726