ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Орешкина В.Н. 1, Генкель Е.В. 2
1ЮУрГУ научно-исследовательский университет Миасс.
2Южно – Уральский государственный университет (научно – исследовательский университет) Миасс, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешную организацию, руководство, которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом увеличиваются проблемы охраны труда на предприятиях.

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения, регулирующий институт охраны труда.

Объектом курсовой работы являются отношения, связанные с регулированием охраны труда.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Задачами исследования данной курсовой работы являются:

  • ознакомиться с историей развития охраны труда;

  • рассмотреть правовые и нормативные основы безопасности труда;

  • проанализировать службу охраны труда и организацию ее деятельности;

  • выявить проблемы, связанные с охраной труда в организациях.

В качестве методов, применяемых в данной работе, можно выделить: изучение и анализ научной литературы, описание и обобщение.

Научнаяновизна исследования заключается в том, что в нем проводится анализ права на охрану труда и механизм ее реализации в Российской Федерации с учетом современного действующего законодательства. Сделаны предложения по совершенствованию Российского законодательства, регулирующего охрану труда, и сформулированы проекты соответствующих правовых норм.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования положения и выводы могут быть использованы российскими работниками и работодателями при ведении коллективных переговоров, составлении коллективных договоров, а также при защите своих прав; выводы и предложения могут быть направлены на совершенствование законодательства России о праве граждан на охрану труда и использованы в правотворческой работе. Материалы курсовой работы могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений.

Данная работа состоит из аннотации, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Правовое регулирование охраны труда» раскрывается содержание права граждан на охрану труда, а также рассматривается возникновение и юридическое закрепление права на охрану труда в России. Во второй главе описаны проблемы реализации права на охрану труда и пути их решения. В заключении формулируются основные направления совершенствования законодательства на охрану труда граждан

в Российской федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ОХРАНЫ ТРУДА

§ 1.1 История развития института охраны труда

Большинство ученых утверждают, что истоками государственного управления охраны труда и собственно становления данного института, является 1734 год, так как именно в этом году Сенат приказал определить обер-комиссара и троих комиссаров, «достойных искусных людей, для смотрения над фабриками и приведения их в лучший распорядок»1. К сожалению, найти данный указ Сената, как указывают источники ни ученым, ни литературоведам, не удалось. Кроме того, следует указать, что при Императрице Елизавете Петровне в 1744 году, когда ею было обращено внимание на режим работы предприятий, работающих в ночное время, был издан Закон, ограничивающий трудовую деятельность по ночам2.

В скором времени, а именно 21 октября 1773 года, уже при Екатерине II, создается первое в России горное училище, в котором могли учиться будущие профессионалы горной промышленности. Со временем, в данном учебном заведении расширяется программа по обучению и подготовке высоквалифицированных специалистов.

Но лишь 07 января 1818 года, «взор» государства обращается на безопасность работников и издается новый закон – «Закон о надзоре за работами в частных рудниках и заводах»3. Следует отметить, что основной целью данного закона являлось обеспечение безопасности рабочих на производстве.

Необходимо отметить также Закон от 07 августа 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 лет»4. Из содержания данного закона и комментария авторов к нему, можно пояснить, что закон был направлен на возрастное ограничение и распространялся на лиц младше 12 лет.

В 1859 году принимается совершенно новый документ «Кодекс правил работы»5, каждое из правил, которого в свою очередь было направлено именно на уменьшение уровня травм на производственных предприятиях. Данный кодекс был принят, на основании множества проведенных осмотров (проверок) рабочих мест работников, на различных предприятиях специальной комиссией. Комиссия после проверок констатировала высокий уровень травматизма работников. Вслед за кодексом, был издан акт «О запрещении труда детей, не достигших возраста 12 лет». Хотелось бы заметить, что ранее действовал Закон от 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 лет», который запрещал работать детям до 12 лет в ночное время, но допускал возможность использования их трудовой функции в дневное время.

01 июня 1882 года, вступает в силу Закон «О запрете детского труда»6, кроме того, государством принимается решение о недопущении до ночных работ детей в возрасте до 15 лет. Что же касалось работы в дневное время, то к такой работе допускались дети от 12 до 15 лет. При этом, их трудовой день не мог превышать (составлять) больше 8 часов. В свою очередь, контроль над использованием труда детей в ночное время, контролировался Фабричной инспекцией.

Начиная с 1882 года и заканчивая 1897 годом, принимается достаточно большое количество различных положений, инструкций, законов, которые непосредственно, были направлены на охрану труда работников на производстве. Так вводился запрет на использование труда лиц в ночное время, которые не достигли 17-летнего возраста, а также женщин. В 1886 году принимается законодательный акт, который непосредственно регулировал трудовые отношения в области охраны труда, как подростков, женщин, так и мужчин. Следует отметить, что каких-либо положений о характере, режиме работы мужчин ранее не принималось. Данный акт так же предусматривал штраф за несоблюдение правил на производстве. Такой штраф возлагался не на работника, а на руководителя предприятия. Кроме того, по данному закону, на каждом предприятии должно было быть такое лицо – как лицо по контролю над соблюдением правил на производстве.

В 1897 году, принимается закон «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности»7. Данный закон регулировал не только труд подростков, женщин, но и мужчин.

В июне 1899 года создается высший орган контроля: Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие. Данным органом утверждались первый санитарные правила, которые касались работ с опасными веществами, такими как ртуть, свинец. В 1913 году принимаются общие санитарные постановления. В таких постановлениях указывались обязанности фабричных инспекторов, которые должны были контролировать свыше 20 тыс. рабочих.

После революции, в 1918 году фабричные инспектора стали относиться к профсоюзам. В этот же период определяются вредные и опасные производства и профессии. На таких работах рабочим начинают выдавать специальную одежду, для соответствующей работы.

В период с 1928 года по 1939 года, принимаются нормы, которые касались наличия искусственного освещения в предприятиях, устанавливались допустимые концентрации вредных веществ в цехах. Так же инспекции по охране труда разделяются в этот период на санитарные и технические. Нужно отметить, что большинство положений, принимаемых законодателем, распространялись на безопасность в горных работах.

В период с 1994 и по настоящее время успешно и достаточно стремительно разрабатываются национальные, региональные, отраслевые, производственные программы, которые направлены на улучшение условий труда во всех сферах производства8. Развитие охраны труда продолжается, и по сей день, охрана труда объединяется с различными отраслями науки, появляются новые стандарты и т.д.

К нормативным актам, регулирующим, отношения охраны труда относятся:

  • Конституция РФ;

  • ТК РФ;

  • другие федеральные законы и законы субъекта РФ, содержащие нормы трудового права,

  • Указы Президента, Постановления Правительства РФ,

  • нормативные акты органов местного самоуправления.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что: 1) развитие института охраны труда считается 1734 год; 2) на безопасность работников было обращено внимание государством только в 1818 году, когда был издан закон «О надзоре за работами в частных рудниках и заводах»; 3) в основном принимаемые положения, акты, законы были направлены и распространялись на малолетних, несовершеннолетних и женщин; на мужчин до 1897 года положения о безопасных условиях не были распространены; 4) в настоящее время реализовываются и разрабатываются различные программы, которые направлены на создание условий труда на производстве.

§ 1.2 Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля над безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура9.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда. Законодательный акт по охране труда – это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда – это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими, охрану труда в Российской Федерации являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.

Подзаконные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:10

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами.

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым актам, региональные – единым и межотраслевым, а предприятий – отраслевым актам.

К основным законодательным актам по безопасности труда относятся:

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

  • принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

  • государственное управление охраной труда;

  • государственный надзор и контроль над соблюдением требований по охране труда;

  • содействие общественному контролю в области охраны труда;

  • расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

  • координация деятельности в области охраны труда;

  • распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

  • государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

  • международное сотрудничество в области охраны труда;

  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

  • установление порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя11.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

  • определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

  • установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;

  • проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

  • определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;

  • предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

  • определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля над соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

  • приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Так, работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя; о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте; о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

§ 2.1 Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, а на территориях регионов – также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Обязанность по созданию на предприятиях и в организациях службы охраны труда установлена ст. 217 ТК РФ, согласно части первой, которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и для контроля над их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Служба охраны труда организации создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. В штат службы включаются специалисты по охране труда, на должности которых назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц до назначения их на должности специалистов по охране труда должны пройти специальное обучение, по охране труда.12

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников, функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более13.

При определении задач и функций службы охраны труда работодателю целесообразно воспользоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда России от 08 февраля 2000 года № 14 (далее Рекомендация Минтруда РФ).

Согласно указанным Рекомендациям перед службой охраны труда необходимо поставить следующие задачи:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

  • контроль над соблюдением работников законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

  • информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам |охраны труда;

  • изучение и распространение передового опыта по охране.

Для решения поставленных перед службой охраны труда задач и выполнения, возложенных на нее функций, сотрудников службы необходимо наделить соответствующими функциональными правами и полномочиями.

Согласно указанным выше Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации, сотрудники службы должны иметь следующие права: 1) в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда; 2) предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение; 3) требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лип, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда; 4) направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда, запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда; 5) привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам по состоянию условий и охраны труда; 6) представлять руководителю организации предложения о поощрении от дельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда; 7) представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда; 8) выполнять иные действия для выполнения возложенных на службу функций14.

Организация труда сотрудников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места сотрудников службы следует организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей, в общем – организация рабочих мест должна обеспечивать необходимые условия для выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Одним из элементов организаций рабочих мест, сотрудников службы охраны труда является оборудование кабинета (уголка) по охране труда, в котором сотрудники проводят обучение, инструктаж, семинары, лекции, выставки и иные мероприятия. При решении этого вопроса работодателю следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 17 января 2001 года № 7 (рекомендация Минтруда РФ).

Под кабинет охраны труда отводится специальное помещение (одна или несколько комнат (кабинетов)), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы. Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта РФ, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

1) составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

2) организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

3) организует проведение плановых мероприятий15.

В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Свою деятельность служба охраны труда, осуществляет во взаимодействии с другими подразделениями организации, комиссией по охране труда (при наличии такового в организации); уполномоченными лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов; службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда органами государственного надзора; контроль над соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Контроль над деятельностью службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии).

Ответственность за результаты деятельности службы несет руководитель службы и ее сотрудники. Объем такой ответственности определяется Положением о службе, должностными инструкциями сотрудников, а также иными локальными нормативными актами организации16.

Так, для создания службы охраны труда необходимо учесть такие функции, как взаимодействие ее с другими подразделениями организации, контроль над ее деятельностью и ответственность за результатами ее деятельности.

§ 2.2 Проблемы, связанные с охраной труда в организациях

Российская Федерация является социальным государством, ее политика направлена на создание благоприятных условий, которые должны обеспечить выполнений цели производственной деятельности при сохранности здоровья и свободном развитии человека.

В сфере социально-трудовых отношений вопросы охраны труда охватывают большой круг понятий и направлений. Охрана труда подразумевает порядок безопасности жизни и состояние здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное определение позволяет заметить, что охрана труда считается, в целом, особенной конфигурацией социальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения, в которые вступают люди, несут с собой цель сохранить себя от негативных условий труда и опасностей производственного процесса17.

В другом смысле понятие охраны труда можно рассматривать как один из разделов трудового права – здесь он выступает в виде совокупности правовых средств безопасности жизни.

Решение финансовых задач государственных ведомств и служб безопасности труда на предприятиях лишь в некоторой степени помогает ликвидировать большинство трудностей охраны труда.

В Российской Федерации в настоящее время существуют большие проблемы в области охраны труда, к которым, в первую очередь, относят:

  • недостаток важной производственной и административной подготовленности у собственников компаний;

  • нехватка профессионалов по проблемам охраны труда согласно штатному расписанию предприятий;

  • отсутствие систем коммуникаций среди работников по конкретным практическим вопросам безопасности жизни и здоровья на производстве;

  • слабость санкционированного общественно-политического давления со стороны работников на работодателей собственников предприятия18.

Главная трудность состоит в том, что в Российской Федерации все события в области защиты труда ориентированы на выплату дополнительных компенсаций в негативных обстоятельствах – профилактическое питание, вероятность преждевременного выхода на пенсию, дополнительный отпуск, иные денежные компенсации и т.д.

К тому же работодатели не выражают большого интереса к проблемам усовершенствования условий труда, обеспечения безопасности рабочих мест и сохранения здоровья работников. В большинстве случаев работодатели вспоминают об охране труда, когда кто-либо из работников получает травму в процессе трудовой деятельности. Намного дешевле и спокойней создать систему охраны труда в текущем рабочем варианте, чем устранять накопившиеся проблемы перед приходом Государственной инспекции.

Политика Российской Федерации в области эргономики и охраны труда функционирует в двух направлениях: 1) совершенствование системы охраны труда работников на производстве; 2) создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Содействуя данным направлениям, предполагается обеспечить средствами работодателей ежегодное сокращение количества работников, погибших и потерпевших травму, получивших тяжелое заболевание впоследствии несчастных случаев, а также занимающихся на рабочих местах с вредоносными либо небезопасными для здоровья орудиями и предметами труда. В целях безопасности жизни и здоровья в любой профессии и виде работ существует негласное правило для любого работника: постоянно помнить общие требования безопасности, проводить самостоятельный инструктаж перед началом работы и во время работы, а в аварийных ситуациях и по окончании работы – видеть перспективу воздействия охраны труда на других работников19.

Таким образом, вопрос по управлению охраной труда в России представляется весьма актуальным. Беречь жизнь и здоровье работников на данный момент выступает главной целью работодателя и государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования можно выделить следующие:

Во-первых, охрана труда на предприятиях является важной составляющей жизни человека, жизни государства и социума, в общем. Право работника на охрану труда находит своё отражение во многих законах и НПА. Охрана труда является одним из основных отражающих прав человека на защиту и охрану жизни и здоровья.

Во-вторых, остаются проблемы связанные с реализацией права работника на охрану труда. Непонимание работодателями необходимости обеспечения действительно безопасных условий труда для своих работников. Большинство работодателей весьма халатно относятся к этому вопросу и не уделяют должное внимание безопасности своих сотрудников, так как считают, что их предприятие защищено от всевозможных экстраординарных ситуаций.

Законодательно установлено

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Предложение

О внесении и изменении санкций в ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», изложить в следующей редакции: «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».

Недостатки

В связи с тем, что размеры штрафа достаточно малы, правонарушители не считают, что штраф является тяжким правонарушением, им лучше заплатить небольшой штраф, чем исполнить нормативное требование по охране труда в полном объеме.

Обоснование

В связи с тем, что встречаются случаи не исполнения нормативных требований по исполнению требований по охране труда, которые установлены законом, считается необходимым увеличение санкций, за не исполнение своих обязанностей уполномоченными лицами, обязанности, которые предусмотренные в ст. 212 ТК РФ. Введение данных поправок позволит уменьшить количество травматизма на производстве, позволит защищать права работающих граждан. Кроме, того знания по охране труда является одной из важных составляющих системы управления охраной труда в каждой организации, которую нельзя игнорировать и к которой следует уделять должное внимание.

2. Предложение о внесении дополнений в статью 214 ТК РФ обязанности работника в области охраны труда

Законодательно установлено

В статье 214 ТК РФ установлено, что работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Недостатки

На практике складывается ситуация, что работник не всегда сообщает в травмпункте, что травму получил на производстве, но здоровье ухудшается и в связи с этим, при осложнении здоровья человек может остаться инвалидом и не получать выплату за травму на предприятии.

Предложение

Внести изменения в статью 214 ТК РФ дополнив ее словами «сообщить в государственный орган контроля о травме, полученной на предприятии».

Обоснование

Дополнение статьи такой формулировкой поможет защитить работников от санкций и притеснений применяемых работодателем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.

3. Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации – 1999. – № 29. – Ст. 3702.

4. Закон «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» от 02 июня 1897 года (утратил силу) // – URL: http://gazeta.asot.ru (дата обращения: 22.10.2015);

5. Кодекс правил работы 1859 года (утратил силу) // – URL: http://www.kodeks.ru (дата обращения: 22.10.2015);

Судебная практика

6. Апелляционное определение по Гражданскому делу № 33-3556/2015 от 22 сентября 2015 года Брянский областной суд // СПС КонсультантПлюс

Учебники, учебные пособия, комментарии

7. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник / Г.И. Беляков. – М.: Проспект, 2013. – 750 с.

8. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. / В.А. Дивисилов. – М.: Форум, 2009. – 496 с.

9. Коршунов Ю.Н. Комментарий к законодательству РФ об охране труда. / Ю.Н. Коршунов. – М.: Форум, 2001. – 133 с.

10. Самыгин С.И. Основы управления персоналом: Учебное пособие. / С.И. Самыгин, М.С. Зайналабидов. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 480с.

.

Статьи, научные публикации

11. Антонова В.Л. Трудовая деятельность как основная категория эргономики / В.Л. Антонова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 303.

12. Асадуллина А.А. Проблемы охраны труда в Российской Федерации и пути их решения / А.А. Асадуллина // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2. – С. 20–22. – URL: http://human.snauka.ru (дата обращения: 12.11.2015).

13. Красных Г. И. История управления охраны труда. – URL: http://www.dslib.net (дата обращения: 21.10.2015)

14. Морозов П.Е. О запрете детского труда. / П.Е. Морозов. – URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.10.2015);

15. Панюгин И.В. Охрана Труда. История. / ред. И.В. Панюгин // Балтийский институт охраны труда «БИОТ». – URL: http://ocot.ru/okhrana-truda-istoriya/ (дата обращения: 21.10.2015)

16. Фролов О.П. Создание службы охраны труда / О.П. Фролов // Кадры предприятия. – 2005. – № 3.­ – С. 315

Электронные ресурсы

17. Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://wikipedia.ru (дата обращения: 21.10.2015);

18. История Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору. – URL: http://mos.gosnadzor.ru/about/history/ (дата обращения: 21.10.2015).

19. Охрана труда. Лекции. – URL: http://ido.rudn.ru/lectures/212/P10/ (дата обращения: 23.10.2015);

1Библиотека диссертаций. Красных Г. И. «История управления охраны труда». URL: http://www.dslib.net (дата обращения: 21.10.2015).

2Балтийский институт охраны труда «БИОТ». URL: http://ocot.ru/okhrana-truda-istoriya/ (дата обращения: 21.10.2015).

3Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору. URL: http://mos.gosnadzor.ru/about/history/ (дата обращения: 21.10.2015).

4 Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://wikipedia.ru (дата обращения: 21.10.2015).

5 Законодательство, комментарии, консультации, судебная практика «Кодекс правил работы 1859 года». URL: http://www.kodeks.ru (дата обращения: 22.10.2015).

6 Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» «О запрете детского труда». URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.10.2015).

7 Безопасность труда и жизни «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». URL: http://gazeta.asot.ru (дата обращения: 22.10.2015).

8Охрана труда. Лекции. URL: http://ido.rudn.ru/lectures/212/P10.html (дата обращения: 23.10.2015)

99 Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник. М., 2009. С. 400.

10 Коршунов Ю.Н. Комментарий к законодательству РФ об охране труда. М., 2001. С. 72.

11 Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3702.

12 Фролов О.П. Создание службы охраны труда // Кадры предприятия. 2005. № 3. С. 26.

13 Там же.

14 Самыгин С.И. Основы управления персоналом: Учебное пособие. Ростов на Дону, 2001. С. 215.

15 Девисилов В.А. Указ. соч. С. 108.

16 Самыгин С.И. Указ. соч. С. 78.

17 Антонова В.Л. Трудовая деятельность как основная категория эргономики // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 303.

18 Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник. М., 2013. С. 188.

19 Асадуллина А.А. Проблемы охраны труда в Российской Федерации и пути их решения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9831 (дата обращения: 12.11.2015).

Просмотров работы: 6487