МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ"

Грызлова М.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям проблема обеспечения информационной безопасности в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

Актуальность работы определена необходимостью усовершенствования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в системе информационной безопасности профессионального образования и существующими противоречиями:

  • между постоянно повышающимися требованиями к учебно-воспитательному процессу и низким уровнем реализации информационной безопасности;

  • между необходимостью развития учебно-воспитательного процесса при применении сети Интернет и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы эффективного использования сети Интернет для решения существующих проблем;

  • между постоянно повышающимися требованиями к учебно-воспитательному процессу и низким уровнем реализации информационной безопасности;

  • между необходимостью развития учебно-воспитательного процесса при применении сети Интернет и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы эффективного использования сети Интернет для решения существующих проблем;

  • между растущим числом компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учащихся.

Вышеперечисленные противоречия обусловили выбор нашей темы: Методика проведения интерактивного занятия на примере лекции-визуализации «Информационная безопасность в Интернет»

Методические рекомендации проведения лекции-визуализации «Информационная безопасность в Интернет»

Интерактивная лекция на тему «Безопасность в сети Интернет»

Дидактическое сопровождение лекции

Дисциплина: Информационная безопасность в образовании

Тема: Безопасность в сети Интернет.

Продолжительность 1 час 30 минут

Участники: студенты 1,2 курса

Цель лекции:

  • Образовательная: изучить угрозы и приемы безопасности при работе в сети Интернет;

  • Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы

Тип лекции: изучение нового материала;

Форма организации: лекция-визуализация.

Методические прием: поэтапное изложение нового материала с развернутым комментированием подготовленных иллюстраций, обсуждение проблемно-познавательных заданий.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Учебно-методическое сопровождение: презентация с материалами лекции

Структура лекции

1. Инструктивный блок (продолжительность около 5 мин.) его задача – дать студентам всю возможную информацию о порядке изучения темы.

1.1. Слайд с вопросами лекции. Объяснение преподавателя о цели и задачах лекции. Обоснование актуальности и практической значимости темы. Ссылки на литературу.

1.2. Интерактивный элемент. Решение управленческой задачи. Цель – раскрепощение и активизация познавательной деятельности студентов, пробуждение интереса к рассматриваемой тематике.

Методика: На слайде дано условие задачи. Студенты предлагают свои варианты решения и коллективно обсуждают результаты предложенных вариантов. Преподаватель комментирует обсуждение, побуждает аудиторию найти правильное решение задачи.

2. Информационный блок (продолжительность около 60 мин.) Основная цель – дать студентам знания, используя максимально возможные средства передачи информации, соблюдая особенности методического и дидактического сопровождения интерактивного занятия.

2.1. Лекция-визуализация с объяснением теории «Информационная безопасность в Интернет»

2.2. Интерактивный элемент. Проработка правил безопасной работы в сети Интернет.

Методика: Студентам раздаются карточки из которых они должны составит правила работы в сети Интернет.

Задача: Проверка результатов задания. Правильный ответ выводится на слайд.

Обсуждение ситуации.

3. Диагностический блок (продолжительность около 10 мин.). Позволяет оценить уровень развитости компетенций студентов.

3.1. Интерактивный элемент. Решение тестовых заданий. Цель: закрепление теоретического материала, рейтинговая оценка степени усвоения знаний.

Методика: На экран выводятся тестовые задания, студенты отвечают на вопросы. Преподаватель организует дискуссию. Идет групповое обсуждение ответа. После обсуждения преподаватель выделяет на слайде правильный вариант ответа. Если ответ студентов был неправильным, либо они затруднились с ответом, преподаватель поясняет, почему на данный вопрос надо отвечать именно так.

4. Коммуникативный блок (продолжительность около 5 мин.)

4.1. Ответы на вопросы студентов по теме лекции.

4.2. Рефлексия. Студентам выдаются стикеры с изображением грустного и веселого смайлика. Преподаватель просит оценить лекцию. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.)

Начало

Слайд 1.

Сегодня наша лекция посвящена теме «Безопасность в сети Интернет»

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Слайд 2.

Слайд 3. Классификация Интернет-угроз.

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

Слайд 4. Кибербулинг

Слайд 5. Предупреждение кибербуллинга

Слайд 6. Как защититься от кибербуллинга? (Ответ студентов)

(Ответы)

Слайд 7. Кибермошейничество

Слайд 8. Популярные виды мошейничества в Интернет.

Слайд 9. Интернет зависимость.

Слайд 10. Классификация интернет-зависимости.

Слайд 11. Рейтинг видов интернет-зависимости.

Рисунок 1 – Процентное соотношение между видами

Рисунок 2 – Рейтинг интернет-зависимостей среди мужчин

Рисунок 3 – Рейтинг интернет-зависимостей среди женщин

Слайд 12. Борьба с вредоносными программами.

Рассмотрение теоретического материала подошло к концу. Теперь необходимо разделиться на группы по 3–5 человек для практического задания.

Слайд 13. Практическое задание.

Интернет называют «миром новых возможностей». Но тем, кто только пришёл в этот мир, следует вести себя осторожно и строго следовать правилам поведения в Сети. Как и в реальном мире, в Интернете действует множество мошенников и просто хулиганов, которые создают и запускают вредоносные программы. Для защиты пользователей от вредоносных программ разработано множество действенных контрмер. Надо лишь знать о них и своевременно их использовать.

Необходимо составит правила безопасной работы в Интернет.

После выполнения задания. Появляется слайд с правильным ответом. Идет обсуждение.

Слайд 14. Тест.

Тест раздается в печатном виде.

После того, как студенты ответят на вопросы теста, появляется слайд с ответами. Ответы обсуждаются.

Слайд 15. Ответы.

Слайд 16. Спасибо за внимание.

Проведение лекции-визуализации позволяет студентам преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Лекция позволяет обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. Для более детальной проработки материала была разработана лекция-визуализация «Информационная безопасность в Интернет», которая проводится для студентов первого и второго курсов, направления Бизнес информатика и Прикладная информатика института энергетики и автоматизированных систем, с целью систематизировать и выделить наиболее значимые элементы темы.

9

Просмотров работы: 986