ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Кузьмина Е.А. 1
1МГТУ им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной научной статье мы рассмотрим одну из важных психолого-педагогических проблем – формирование у младших школьников навыков общения, проанализируем современный педагогический опыт по решению проблемы формирования у младших школьников навыков общения в процессе образования.

Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.

Философские вопросы общения рассматриваются в работах М. И. Бобневой, Л. П. Буевой, Е. Г. Злобиной, М. С. Кагана, В. И. Соковнина, Б. Д. Парыгина и др.

Общение в философских определениях соотносится с такими категориями и понятиями, как обмен, взаимодействие, связь, отношение.

Как считает Б. Д. Парыгин есть основания рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Формирование навыков общения происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых они необходимы.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и др. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Проблема формирования у младших школьников навыков общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих психологов и педагогов. Так П. П. Блонский считает, что дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: маленький дошкольник сильно привязывается к какому-нибудь одному определенному лицу, возраст подростничества и юности – возраст тесной дружбы, а школьник младших классов находится в хороших товарищеских отношениях чуть ли не со всеми .

Согласно позиции В. А. Сластенина ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и др.), а членом других и, прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению общества, но и отстаивать ее перед коллективом.

Условием успешного воспитания культуры речевого общения младших школьников является соответствующая сформированность их эмоциональной сферы, которая проявляется в умении сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над культурой общения детей, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив применение правил речевого общения какой-то деятельностью (например, игровой, практической, познавательной и др.), не создав потребности у каждого ребенка вступить в него.

Как известно, на первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Данный период развития детей (6-7 – 9-10 лет) характеризуется величайшим конфликтом со средой. Он сопровождается внутренними и внешними потрясениями. В этом возрасте формируются общие представления о требованиях к человеку, на основании которых школьники оценивают сверстников. Единодушно отвергаются те, у кого преобладают агрессивные формы поведения, кто не умеет дружить и кому нельзя верить.

В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе и др. Усвоение связанных этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок данного возраста, избегать конфликтных ситуаций в общении.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение знаниями и смыслами словесных конструкций.

Основная функция речи – общение, сообщение или коммуникация. Учащимся начальной школы еще предстоит пройти путь восхождения к овладению речью как общенациональным культурным достоянием, к новым высотам индивидуализации своей речевой культуры. На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его как личность.

На основании анализа понятия «общения» мы пришли к выводу, что целям нашего исследования более всего соответствуют трактовки представителей деятельностного подхода, которые понимают под общением не только обмен информацией, а также активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно младший школьный возраст является благоприятным этапом для формирования навыков общения, поскольку в этот период формируются такие психические образования, как самооценка, степень включенности в социальные отношения, от которых зависит благоприятное формирование навыков общения.

Просмотров работы: 965