Сказкотерапия - один из древнейших методов психологии. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики» [1]. Язык сказок своеобразен, он присутствует во всех народах и странах мира, но это не делает его сложным, скорее наоборот, он абсолютно прост и понятен как для ребенка, так и для взрослого.
Научный подход к сказкотерапии разрабатывался с нескольких сторон одновременно. Этот метод параллельно рассматривали философы и психологи.
В работах известного философа К. Юнга можно проследить истоки зарождения сказкотерапии. Он изучил огромное количество сказаний различных народов мира, и обозначит факт о том, что на разных концах нашей планеты встречаются одинаковые сказки. В основе его построения сказки лежит – символ, который как метафора, передает и значит нечто большее, чем кажется на первый взгляд [7]. Э. Берн, указывал на то, что каждая сказка может стать жизненным сценарием человека, который формируется еще в раннем детстве и влияющий на формирование судьбы человека независимо от его свободного выбора [8].
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, И. В. Вачков посвятили себя исследованию сказок и самому методу сказкотерапии. Они собрали и обработали огромное количество материала по данной проблеме, который является весьма востребованным как психологами, так и педагогами в образовательном процессе.
Главный специалист и сказочник Санкт-Петербурга А. В. Гнездилов определяет предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего ребенка, развитие души, приобретение знаний о законах жизни, а также повышение уровня осознанности в своих действиях.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, один из самых авторитетных в этой области психологов, говорит о сказкотерапии как о наборе способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как о воспитательной системе, сообразной духовной природе человека. Автор также отмечает, что сказкотерапия это и открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, а также процесс объективации проблемных ситуаций [3]. По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия не подразумевает под собой использование только сказки, совсем наоборот, это могут быть разнообразные жанры: притча, басня, легенда, былина, миф и даже анекдот. Также находят применение и современные жанры: детективы, фэнтези, любовные романы и другие. Исходя из этого, можно сделать вывод о многогранности и общедоступности данного метода.
Все вышесказанное позволяет нам сказать, что сказка объединяет в себе сразу несколько наук, такие как психология, педагогика и философия. С научной точки зрения, сказка – это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, а также это метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. Иными словами, когда взрослые не справляются, им на помощь приходит специалист в виде сказочного героя.
Итак, понятие «сказкотерапия» можно определить, как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного общества. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил, которым ему необходимо следовать, чтобы успешно сосуществовать в столь непростом мире, в любые времена [5].
И. В. Вачков пишет о том, что главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, которая является основой любой сказки. Точность подобранной метафоры определяет эффективность работы сказкотерапевтических приемов в работе, как с детьми, так и с взрослыми. Благодаря метафоре текст перестает быть однозначным и ограниченным в своем предназначении. Напротив, каждое действие сказочного героя домысливается ребенком, обогащается его личностными мыслями [6]. Сказочная метафора оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Нацеленность метода сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.
Неужели сказка так важна в жизни ребенка? Без нее наше подрастающее поколение не будет полноценным? Педагог В. А. Сухомлинский отметил, что духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества [2]. Сказка она не просто помогает развивать воображение ребенка, она помогает ему справляться с его внутренними переживаниями. Своей мудростью, с помощью фантастических героев юный читатель погружается в волшебный мир, где на простых вещах решаются серьезные проблемы.
Психологи подразделяют сказки на терапевтические и психокоррекционные, а также выделяют типы возрастных сказок.
Дети от 0 до 5лет любят сказки о взаимоотношениях людей и животных. Как, например, «Теремок», «Коза-дереза».
Для самых маленьких детей, сказка должна быть короткой, с повторениями («катится, катится колобок», «тянут - потянут - вытянуть не могут»).
Для младших школьников будут полезны бытовые сказки. Они говорят о мирном и благополучном взаимоотношении в семье. Такие сказки, как «Золотая рыбка», «Курочка ряба», «Кривая уточка».
Первоклассники часто в библиотеке берут волшебные сказки («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»).
В средних классах ребята увлекаются сказками-страшилками, которые помогают преодолеть реальные страхи и переживания («Синяя борода», «Вий») [1].
Такое деление условное, ведь ребенок имеет возможность читать то, что ему интересно, а не только то, что «навязано» обществом. В момент чтения, все герои оживают для читателя, так и должно быть, чтобы сказка была наполнена реалистичными и одновременно фантастическими и красочными героями. Еще в древности сказка считалась местом встречи волшебного мира и реального. Все персонажи сказки играют свою роль, они учат нас главному – уметь различать добро и зло, учат смекалке, мужеству и терпению.
Именно с помощью сказок формируется жизненный «сценарий» личности, и соответственно происходит преображение внутреннего и внешнего мира читателя, а также происходит переосмысление ценностей ребенка и моделирование будущих поступков и реакций на происходящее вокруг. В короткой истории дети погружаются в удивительный мир, где добро всегда побеждает. Сказки всегда легко запоминаются и усваиваются ребенком, они также способствуют его творческому развитию и помогают ему в восприятии реального мира, через призму волшебного, если это необходимо. Читать сказки нужно, это не просто важный, но еще и очень увлекательный процесс, в котором ребенок получает множество эмоций и обязательно чему-то учится.
Литература:
Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / А. В. Гнездилов. – СПб: Речь, 2002. – 292 с.
Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
Мелия, М. Бизнес - это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / М. Мелия. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 352 с.
Неретина, Т.Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе /Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова. -М.: Флинта; Наука, 2013. -276 с.
Улыбина, Е. В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина. – М.: Смысл, 2001. – 263 с.
Франц, М. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке / М. Франц. – СПб: Лань, 1998. – 360 с.
Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева. – СПб: ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2002. – 168 с.
Юнг, К. Г., Сэмюэлс, В., Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. Зеленский, В. В., Руткевич, А. М. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост.В. В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. – 320 с.