ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Пономарева Я.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организаци­онные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста. Определим основные понятия. Туризм (фр. tourisme от - tour прогулка, поездка) - путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. - М., 1989). Если трактовать данное понятие уже в связи с рассматриваемой проблемой, то можно дать следующее определение: туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.

Различают организованный (предлагаемый разными организациями и фирмами, несущими полную ответственность за предоставляемые услуги) и самодеятельный (организуемый по инициативе самих участников) туризм.

Туристское путешествие включает в себя два основных понятия: поездка и поход. В житейских представлениях, да и в популярной литературе понятия «туристический поход» и «туристская прогулка» часто отождествляются. На самом деле, они хоть и имеют много сходства, но не являются синонимами.

Следующее понятие, туристический поход можно трактовать как форму организации туристской деятельности, предусматривающую выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками. По сложности выделяют категорийные (для физически и технически подготовленных туристов) и некатегорийные походы.

Туристская прогулка представляет собой форму организации туристской де­ятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Таким образом, туристская прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Именно этот термин будет являться ключевым при рассмотрении вопросов организации дошкольного туризма.

Прежде всего, туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия, на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах, на лыжах), способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной защиты от сердечно сосудистых и респираторных заболеваний. Занятия туризмом (при условии их систематичности) компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активностью.

Регулярные проведения туристических прогулок позволяют активизировать двигательный режим в тех дошкольных учреждениях, которые не располагают для этого богатой материальной базой: бассейном, хорошо оснащенными гимнастическими, спортивными и тренажерными залами и площадками.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма заключается еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Так, только за один год экспериментальных исследований, проводимых в старших и подготовительных классах в школьных группах, у детей наблюдалось возрастание окружности грудной клетки, произошло сокращение числа часто болеющих детей в 1,7 раза, уменьшение длительности заболеваний в среднем на 7 дней.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а также природный материал (шишки, желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег реки), малыш проявляет творчество, мышечную раскрепощенность.

Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересеченной местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений:

Прирост результатов детей экспериментальных групп в прыжках в длину с места, метании в цель и на дальность, ходьбе на лыжах превы­сил соответствующий показатель в контрольных группах в 2 и более раза. Значимые изменения происходят в совершенство­вании в первую очередь выносливости, а также силы, быстроты, координационных способностей. Доказано, что детям старшего дошкольного возраста вполне доступно овладение простейшими туристскими умениями и навыками, которые значительно обогащают их двигательную деятельность и закладывают основу для более серьезных занятий туризмом в школьном возрасте.

Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память.

Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотива­цию на здоровье и здоровый образ жизни. Однако, ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Не менее важными являются восстановительные задачи.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребенок получает богатый чувственный опыт, который не­обходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания. На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы.

Продуманная система работы по охране природы позволит подключить детей к реализации экологической программы вашего региона. С помощью взрослых дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав. Таким образом, как видим, дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов:

- физкультурно-оздоровительный;

- социально-коммуникативный;

- эмоционально-психологический;

- эстетический;

- познавательный;

- прикладной.

Не случайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны. Умелый воспитатель не упустит возможность обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.

Подводя общие выводы, следует заключить, что туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.

Список использованной литературы:

1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм./ М.Б. Биржаков – Спб.: Питер, 2002.- 85 с.

2. Квартальнов, В.А.: Туризм: теория и практика./В.А.Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2000. – с.19-20

3. Сысоева, О.Е.: Организация летнего отдыха детей./ О.Е. Сысоева - М.: Владос., 1999. – 176 с.

4. Богданова, С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.- с. 44-45.

Просмотров работы: 1041