ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Полякова А.Д. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чрезвычайно важным аспектом инновационной политики в современной экономической ситуации является решение вопросов финансового обеспечения инновационного развития. В условиях сложной экономической ситуации взвешенная стимулирующая политика государства в инновационной сфере является особенно важной.

На данный момент Российская Федерация предпринимает активные действия по переходу на инновационный путь развития. Государство должно сыграть активную роль в стимулировании общенационального спроса на инновации; внедрить широкий набор инструментов, которые не требуют значительных расходов из бюджета, но за счет развития мотивационного поля способны многократно усилить инновационную составляющую экономики.

Одной из важных составляющих экономики России является туризм. Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятий социально- культурного сервиса и туризма играет огромную роль в развитии туристской индустрии. В России финансирование туризма зачастую производится по остаточному признаку. Фактическое отсутствие полноценного функционирование туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет большие финансовые средства, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, страна занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке, менее 1,5% мирового туристского потока.

По данным Всемирной туристской организации в отрасли туризма задействовано около 9,4% мирового капитала, обеспечивается каждое 16-е рабочее место, а также на нее приходится 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. Поэтому создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создаст условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

По мнению В.Г. Медынского [2], система финансирования должна строиться на следующих принципах:

1) целевая ориентация финансирования – его увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических разработок;

2) обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;

3) множественность источников финансирования;

4) широта и комплексность финансирования, т.е. возможность максимального охвата широкого круга технических и технологических новинок и направлений их использования;

5) адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов с целью учета динамично изменяющихся условий конъюнктуры рынка для поддержания максимальной эффективности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Как считает К.П. Янковский, система финансирования инновационной деятельности призвана решать следующие задачи: «создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства; сохранение и развитие стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития; создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы» [4, С. 188].

За расходованием инвестиций в инновационную сферу ведется контроль, в том числе проверяется механизм аккумуляции денежных поступлений, их вложение в целевые инновационные проекты и программы. Финансовый контроль призван обеспечить: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по соответствующим источникам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным и местными бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение задач, которые вытекают из практики экономических отношений заказчика с контрагентами и поставщиками.

Рост финансовой отдачи – важнейший обобщающий показатель, на основе которого можно судить об эффективности поставленных целей и сформированных задач в части финансирования инновационной деятельности, результативности работы всех субъектов, ведущих финансовое обеспечение инновационных проектов.

По определению С.Д. Ильинковой, финансирование инновационной деятельности – это «процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления» [3, С. 212].

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются [3]: бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Закон РФ «О туризме» предусматривает следующие источники финансирования туризма за счет: - собственных финансовых ресурсов субъектов туристской деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц; заемных финансовых средств (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан; - внебюджетных фондов; средств фонда развития РФ, который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимо от форм собственности; иностранных инвестиций; поступление от туристских лотерей; других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Любая сфера деятельности в том числе и социальная, требует нововведений, и требует инвестиционных вложений. Это касается и туристского бизнеса, который согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» относится к социальной сфере. Более того туризм является частью социально- экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.

Ниже приведены основные виды форм финансирования инновационной деятельности.

Как считает П.Ф. Друкер [1], важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики отраслевая и заводская наука не могут себе позволить заниматься такого рода исследованиями. Исследования подобного рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах [1]:

- финансирование федеральных целевых инновационных программ;

- финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности Г.Д. Ковалев и В.А. Швандар [5] указывают банковский кредит – средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5% всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Далее следует отметить , что достаточно широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.

Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств - вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т.д.).

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер.

Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% – получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации [6, С. 245].

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

Типичным объектом для венчурных инвестиций в России становятся сейчас молодые компании, выделяемые из больших зачастую финансово-кризисных предприятий в рамках реструктуризации последних для привлечения внешнего капитала под конкретные перспективные проекты. При этом в указанные молодые компании передается наиболее ценное имущество, нужное для конкретного инновационного проекта.

В России на сегодняшний день создана Российская венчурная компания в форме открытого акционерного общества, 100% акций которой принадлежит государству. Положение об инвестиционной деятельности разработано и одобрено советом директоров ОАО «Российская венчурная компания» от 22 февраля 2007 г. в документе «Принципы инвестиционной деятельности ОАО «Российская венчурная компания»». Основная функция ОАО «Российская венчурная компания» – капитализация частных венчурных фондов, отбираемых на конкурсной основе. В каждом из этих фондов государству принадлежит 49% паев. Каждый частный фонд может принять в качестве вложений от 600 млн. до 1,5 млрд. руб. Срок действия венчурного фонда 10 лет [6, С. 247].

Наиболее перспективной формой для венчурного фонда можно считать закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) – это высоко рискованный долгосрочный инвестиционный инструмент с высокой потенциальной доходностью и низкой ликвидностью.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является инновационный лизинг, обеспечивающий сбыт новой техники, установку, монтаж, ремонт и обслуживание (как правило) ее у потребителя. Эта форма инновационных инвестиций имеет благоприятные пропорциональные соотношения с финансовыми инвестициями. Последних требуется при технологическом обновлении на начальном этапе в 5-10 раз меньше, чем при инвестировании технологического обновления из собственных средств, с использованием кредита и пр. Опыт ведущих промышленных стран подтверждает эффективность использования лизинга для развития инновационной активности фирм. Есть все основания предполагать, что рынок лизинга в ближайшие годы в России сохранит высокий темп роста. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, телекоммуникационного оборудования и т.д.

В целях расширения возможностей привлечения к поддержке научной и инновационной деятельности частного капитала в российской практике все шире внедряются механизмы государственно-частного партнерства. В практической плоскости эти механизмы реализуются через федеральные целевые программы, которые предусматривают их совместное финансирование как государственным, так и предпринимательским сектором [6, С. 248].

Одним из наиболее часто упоминаемых и активно используемых инструментов поддержки инновационной активности является комплекс налоговых льгот. С определенной долей условности можно выделить следующие формы налоговых льгот и льгот, сопряженных с налоговыми платежами [6]:

1) особые режимы амортизационных отчислений в рамках налоговой амортизации;

2) инвестиционные налоговые кредиты;

3) инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль;

4) льготы по налогу на имущество;

5) расширение перечня вычитаемых расходов по формированию инвестиционных фондов.

Подводя итоги вышесказанному, следует заключить, что система финансирования инновационной деятельности призвана решать следующие задачи: создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях предпринимательской деятельности; сохранение и развитие стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития; создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы.

Список использованной литературы:

  1. Друкер, П.Ф. Инновация и предпринимательство / П.Ф. Друкер. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 522 с.

  2. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА- М, 2012. – 295 с.

  3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильинковой. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2012. – 377с.

  4. Янковский, К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности / К.П. Янковский. – СПб: Питер, 2011. – 448 с.

  5. Ковалев, Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Г.Д. Ковалев, В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНАД, 2012. – 408 с.

  6. Кокурин, Д.Н. Инновационная деятельность / Д.Н. Кокурин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 522 с.

Просмотров работы: 1992