«АРТ-ТЕРАПИЯ, ЕЕ СУТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ». - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«АРТ-ТЕРАПИЯ, ЕЕ СУТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ».

Трефилова Ю.С. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3

1. История возникновения арт-терапии…………………………………….3

2. Теория арт-терапии………………………………………...……………..5

3. Суть арт-терапии, ее цели и походы……………………………………..7

4. Оригами – сравнительно новое направление в арт-терапии…………12

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………..……..17

ВВЕДЕНИЕ

Арт-терапия – это направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражнениях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством1. Арт-терапия может рассматриваться как одно из направлений психотерапии искусством в одном ряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

Актуальность исследования и изучения Арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране стало бурно развиваться психотерапия и активное освоение её новых моделей и форм.

На данный момент арт-терапия выступать в роли лечебного изобразительного творчества клиента, предполагающая связь между специалистом и автором художественной работы, самой работой. Создание визуальных образов рассматривается как важный способ межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему показать ранние либо злободневные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему сложно сформулировать словами.

Несмотря на тесную связь с лечебной деятельностью, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующее и развивающее направление. За время своей жизни арт-терапия уподобляла достижения психологической науки и практики, теоретические исследования и приёмы разных течений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и прочих наук. Она продолжает активно развиваться и на данный момент, изучая новые области практического внедрения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

Цель данного реферата, заключается в определении арт-терапии, проанализировать возможности арт-терапии и ее техники.

Основные задачи рассматриваемые в реферате:

  1. Рассмотреть теоретические направления арт-терапии;

  2. Произвести анализ арт-терапии рассмотреть ее цели и походы;

  3. Рассмотреть новые направления в арт-терапии;

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия является частной формой терапии связанной с творчеством и главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, скульптурой, графикой, фотографией, а также их разнообразными комбинациями с другими видами творческой деятельности). В Русской литературе ближайшим западному понятию арт-терапии считается изо-терапия. В группу различных вариантов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыко-терапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т.д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и иными

формами творческой деятельности, обладающие психотерапевтическим и психопрофилактическим значение.

А.И.Копытина отмечает, что арт-терапия имеет древнейшее происхождение и, в некотором смысле, ее первообразом являются разнообразные виды сакрального искусства, нередко применяемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, эстетический. дидактический и другие элементы терапевтического воздействия2. Утратив атрибуты сакральности в эпоху ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью путем различных форм творческой активности пациентов была достаточно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины минувшего века. Однако в дальнейшем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттиснута на задний план.

Термин «арт-терапия» впервые стал употребляться в английских странах примерно в 40-е годы ХХ века. В 1938 г. ее ввел Адриан Хилл. Основатели арт-терапии опирались на мысли Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека выражается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на идеи Юнга о индивидуальных и универсальных символах. Основная фигура в арт-терапевтическом течении – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению спектра собственных возможностей.

Новый подъём интереса к терапии творчеством, в именно, к арт-терапии, начинается приблизительно с середины XX века, когда она стала все более широко применяться в качестве разновидности терапии занятостью в большей степени в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных ситуаций, она рассматривалась как фактор повторной психотерапии и психопрофилактики, позволяющий преодолевать следствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под сильным влиянием биомедицинских взглядов. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу данного рода, как правило, не имели основательной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их ключевая задача содержалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простыми видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью негативных переживаний.

Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, в особенности, Юнга, которые применяли материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем всяческих смыслов бессознательного. В отечественной арт-терапии до последнего времени применялась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Преобразование западной психиатрической службы в 50-60-х годов, связанна с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг. Это привело к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и общественностью. Это оказало сильное влияние на процесс развития теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике на тот момент. Арт-терапия заметно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с отличительными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

В минувшие два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и многообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, немного опережает процесс развития ее теории, применение некоторых теоретических взглядов способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Из числа этих теоретических представлений последнего времени особо значимыми, по мнению А.И.Копытиной, являются, в частности, следующие3:

  • психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития различных видов игровой активности;

  • психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из массы компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического баланса;

  • современные взгляды общей теории систем, относящиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности решений психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим взглядам, исцеляющие силы, характерные каждому живому организму и психике, могут работать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прошлое состояние вследствие разных процессов самосохранения. С иной другой стороны, психику и организм может охватить процесс самотрансформации, содержащий стадии кризиса и перехода и приводящий к абсолютно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как ценный фактор развития адаптационных реакций данного типа;

  • трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, трансперсональног и перинатального опыта, а также балансу так называемого холотропического модуса психической деятельности.

2 ТЕОРИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Психоанализ с истоков своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Все потому, что спонтанная изобразительная деятельность может выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное творчество считается частным видом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс сменяется художественно-образным представлением, в соответствии с мнением Фрейда, изобразительное творчество имеет много общего с воображением и снами, так как, подобно им, выполняет возмещающую роль и снимает психическое напряжение, образующееся при фрустрации (неосуществимости инстинктивных потребностей). Оно является компромиссным видом их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном варианте.4

Каковы же причины творчества? Депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в вещах, а не в

взаимоотношениях с людьми, обсессивная защищается в творчестве от навязчивостей.

«Символические игры» являются неотъемлемой составляющей любого изобразительного творчества, потому что язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линии, объём и т.д. Изобразительные элементы обладают фундаментальным и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и объединить материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.

«Социальные игры» или «игры с правилами» - особо значимы при осуществлении групповых видов арт-терапевтических работ, которые подразумевают использование предопределенных норм группового поведения, в том числе в процессе совместной изобразительной деятельности участников группы.

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью зачастую употребляются также журналы, цветная бумага, ткани, фольга, пластилин, глина, специальное тесто – для лепки, песок с миниатюрными фигурками – с целью «игры с песочницей», дерево и другие материалы. Бумага для рисования должна быть различных форматов и оттенков. Важно также иметь кисти разнообразных размеров, губки для закрашивания масштабных пространств, ножницы, нитки, всевозможные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов.

Следует принимать во внимание то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы пациенты предпочитают использовать карандаши, восковые мелки или фломастеры. Эти средства работы дают возможность им хорошо контролировать процесс рисования, что соответствует потребностям больных избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор тех или иных средств может быть связан с потребностью больных в психологической защищённости. На дальнейших этапах арт-терапевтического процесса пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, которые предоставляют им большие возможностей для выражения различных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая всевозможные оттенки, делают изобразительный процесс менее прогнозируемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный эффект, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. Тесто, глина, песок и прочие пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в большей степени чувства гнева. Работа с ними предполагает немалую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Использование техники коллажа нередко помогает пациентам побороть робость, связанную с отсутствием «художественных способностей» и таланта. Кроме того, употребление уже готовых изображений и предметов для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так связывают свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или тонких чувств и достаточную степень безопасности при изобразительной работе.

3. Суть арт-терапии, ее цели и походы.

Привлекательность арт-терапии в основном для современного человека состоит в том, что этот метод в основном использует невербальный способ общения и самовыражения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Нынешняя же цивилизация задействует главным образом вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Естественное, гармоничное развитие человека нуждается в равном развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, есть такие виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, культурное образование, интуиция, создание семьи, воспитание детей и, естественно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и в тоже время потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта способность позволяет активно прорабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума сформировываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше адаптироваться к жизни, быть более успешным в непрерывно меняющемся мире. человек в процессе взаимодействия с миром стремится осознать себя как личность, найти свою роль в жизни, оставить "след". Этот «след» остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из наиболее ярких ее форм проявлений можно считать творчество и искусство. Творчество и искусство являются результатом процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Личность при этом будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Зачастую к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У таких людей нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как хаотичный, разрозненный набор элементов. В итоге он не способен найти свое место в жизни, стать полноценным членом общества. В последствии, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Повлиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь

человека гармонизирующих видов деятельности – украшение своего дома, уход за домашними питомцами, занятия творчеством и рукоделием. Кроме того человек является частью природы и специально организованное взаимодействие с природой, вероятно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражены способы взаимодействия с природой. Арт-терапия дает возможность ребенку выразить свою эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Также, можно применять другие формы искусства – театральные постановки, импровизации, литературное творчество. Таким образом, достигаются следующие цели:

– выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями каких-либо проблем;

– активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

– подтверждение своей неповторимости, особенности и значимости;

– и, как эффект трех предыдущих, – повышение адаптивности (гибкости) в постоянно меняющемся мире.5

Эти цели арт-терапевт преследует работая как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок еще не может выразить то, что его тревожит. Он может высказывать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, в темноте меня кто-нибудь может украсть». Когда ребенка спрашиваешь, кто же это может быть, ребенок может и не ответить, но попытается нарисовать или придать образное значение своему страху (в темноте может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с тяжелыми проблемами. Ребенок не может признать свои проблемы своими, и говорить о них, но при этом может выражать себя движением тела. Также занятия арт-терапией способны снимать психическое напряжение.

Некоторые психические и физические отклонения делают ребенка пассивным, и круг его интересов становится узким. Желание активно взаимодействовать с миром снижается. В итоге снижается и способность к адаптации. Он замыкается в себе. Он думает, что не сможет найти выход из образовавшейся ситуации. Арт-терапия позволяет разомкнуть этот круг. В процессе занятия творчеством ребенок изобретает новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно находит новые способы общения с внешним миром. Таким образом, утраченные способности восстанавливаются.

В творчестве очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он будет видеть, что имеет успех в отображении и выражении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, ему становится легче общаться, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Из подручного материала (веток, песка, листьев, глины, обрезков бумаги, камней) можно создать красивые изделия. Также можно решить и непростую психологическую проблему - посмотреть на нее под другим углом, не так как смотрел раньше. Психика человека обретает гибкость. Это качество позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия делает этот процесс веселым, интересным, эффективным и индивидуальным.

Впоследствии, взрослые и дети, проходящие курс арт-терапии, могут обрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это способствует более гармоничному отношению родителей и ребенка.

В арт-терапии используются как групповые формы работы, так и индивидуальные. Наиболее яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание общей работы, создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Современная научная арт-терапия, как это не удивительно, при всем своем многообразии связей с культурными фактами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» древнейшему искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и игнорирует все эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма творца. Потому как, более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства сохранились дольше всего в народном творчестве. Свойственные ему непосредственно-действенный характер и наивность, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Простота узоров, ритмика орнамента успокаивают. примитивный орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или резьба на фигурке – своеобразная медитация, приводящая в состояние удовлетворенности. покоя.

Многие «первобытные» рисунки и изделия, по своему виду, напоминают творения детей, что также связано с переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.

В арт-терапии есть два основных подхода:

1. Искусство обладает целительными свойствами, само по себе, художественное творчество позволяет выразить и заново пережить душевные конфликты, оно является средством обогащения личного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития творческого потенциала личности, основные механизмы – сублимация и трансформация. Руководитель стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и изучать свои творения как самостоятельно, так и с помощью других членов группы.

2. Терапевтические цели стоят на первом месте, а творческие цели вторичны, арт-терапия действует как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая сущность своего внутреннего мира в визуальной форме, человек раз за разом движется к их осознанию, основной механизм – трансфер. Ведущим группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно выявить значение собственных работ. Некоторые занятия состоят в совместной групповой работе, например создание фресок группой и создание общего группового образа.

Основной целью арт-терапии является – самопознание, расширение собственного опыта, самовыражение, внутренняя интеграция личности (в различных ее аспектах и компонентах) и интеграция с внешней реальностью (социальной, культурной, этнической). В арт-терапии спонтанное творчество является разновидностью работы воображения, а не проявлением художественного таланта.

Изобразительное творчество представляет собой мост между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя части того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни взрослый, ни ребенок не могут образовать без помощи художественных средств.

В арт-терапии важным понятием является сублимация - выражение влечений и бессознательных инстинктов (иногда деструктивных) с помощью трансформирования их в творения искусства. Искусство может «направить и в другое русло» и выразить такие чувства как: злость, боль, тревогу, страх.

Преимущества арт-терапевтического метода:

  1. Дает возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Живопись, рисование красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

  2. Ускоряет прогресс терапии. Внутренние переживания и подсознательные конфликты свободнее выражаются с помощью визуальных образов, чем в разговоре(вербальной психотерапии). Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

  3. Дает основания для диагностической работы и интерпретации в процессе терапии. Творческая продукция по причине ее реальности не может отрицаться пациентом. Стиль художественной работы и ее содержание дают терапевту колоссальную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

  4. Дает возможность работать с чувствами и мыслями, которые кажутся непреодолимыми (смерть, утраты, перенесенное насилие и травмы, внутренние конфликты, страхи, воспоминания из детства, сны). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, разрезающим и проясняющим активные эмоции и убеждения;

  5. Способствует укреплению терапевтических взаимоотношений. Общие элеменеты в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие положительных чувств и эмпатии;

  6. Содействует появлению чувства внутреннего порядка и конроля;

  7. Вырабатывает и усиливает внимание к чувствам;

  8. Повышает ощущение своей личностной ценности, увеличивает художественную компетентность. Итоговым продуктом терапии искусством является удовлетворенность, возникающая в результате выявления скрытых умений и их развития.

Психотерапевтические факторы влияния в арт-терапии (то, что оказывает целебныйэффект):

  1. Художественной фактор экспрессии – воплощение чувств, мыслей и потребностей клиента в его работе, опыт взаимодействия с всяческими художественными материалами и художественным образом;

  2. Психотерапевтический фактор взаимоотношений – динамика отношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), влияние личного опыта. проекции;

  3. Вербальный фактор обратной связи и интерпретаций – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

Ведущий группы арт-терапии обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимальную гибкость для стимулирования художественного творчества. Помещение должно предоставлять место для перемещений и оживленных игр. Роль руководителя - оказать содействие творчеству. Члены группы получают инструкцию полностью погрузиться в свои чувства и не заботиться о художественности своих творений.

В устройстве арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

  • невербальная, неструктурированная, творческая. Основной прием самовыражения изобразительная деятельность (живопись, рисунок). Употребляются разнообразные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения (70% ).

  • вербальная, формально более структурированная и апперцептивная. Она подразумевает словесное обсуждение, а также интерпретацию изображенных объектов и возникших ассоциаций. употребляются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% ).

Области анализа, (то, что имеет значение при анализе творчества):

  • как человек себя выражает;

  • в какой форме;

  • что он выражает;

  • как это действует на человека или группу.

В контексте арт-терапии, художественную деятельность, в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам, можно назвать спонтанной. Исследователи, специализирующиеся на терапии искусством, соглашаются в том, что художественный талант или профессиональная подготовка пациентов не нужны для применения художественного творчества в качестве терапевтического средства. В терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества способствует обнаружению в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние волнения спонтанно и не беспокоиться о художественных ценностях своих произведений.

Карл Юнг полагал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Он применял термин "активное воображение" для обозначения подобного творческого процесса, когда человек просто наблюдает за развитием собственной фантазии и не пытается влиять на нее. Примером спонтанного применения фантазии в терапии искусством может служить процесс рисования каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение длительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого занятия - дать участнику возможность спонтанно выразить эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные элементы психики участника. Затем человек в течение неопределенного времени смотрит на рисунок и старается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании. Методы терапии искусством типа упражнения по рисованию каракулей подобны используемым Юнгом упражнениям "активного воображения", когда участники получают инструкцию преобразовывать свои прерванные мечты в фантазии.

Сферы применения арт-тарапии:

1) Индивидуальная, семейная и групповая арт-терапия;

2) В общеобразовательных школах, в домах-интернатах, детских садах, в центрах детского творчества, в специализированных школах – работа с эмоциональными

проблемами, с детьми имеющими ограниченные способности к обучению или живущих в тяжелых социальных условиях, с задержками развития, с психологическими педагогически запущенными детьми, с одаренными детьми, с детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, проявляющими интерес к художественному творчеству;

3) Арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, психотерапевтические, консультативные, специализированные медицинские центры и социальные центр;

4) С пожилыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);

5) В медицинских учреждениях психиатрического и общесоматического назначения.

6) С лицами, страдающими разного рода зависимостями (алкогольная. наркотическая и пр.)

4. Оригами – сравнительно новое направление в арт-терапии

Из числа современных направлений и средств в арт-терапии все ярче заявляет о себе, такое перспективное направление как – оригами.

оригами - традиционное японское искусство конструирование различных бумажных фигурок методом складывания квадрата без вырезания и склеивания. Это искусство все больше интегрируется в мировую культуру, становится предметом изучения специалистов таких сфер, как конструирование, математика, архитектура, технический дизайн, практическая психология, педагогика, и арт-терапия. Сейчас, оригами как метод арт-терапии с успехом используют в реабилитационной и лечебной практике доктора самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается положительное влияние занятий оригами в работе с инвалидами рения, слуха, опорно-двигательной системы, пациентами психиатрических больниц, психоневрологических диспансеров, онкологическими больными, глухонемыми, а также социальной реабилитации, алкоголиков, наркоманов и заключенных. Множество исследований свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, уменьшают уровень тревожности, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между пациентом и врачем. Поэтому, в арт-терапевтической практике появляется новый термин – «образ жизни оригами».

Занимаясь оригами, пациент участвует в захватывающем действии – превращает бумажный квадрата в оригинальную фигуру – цветок, бабочку, динозавра, коробочку. Этот процесс напоминает фокус, небольшое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем несложного, последовательного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая изумляет своей красотой и изменяет в положительную сторону эмоциональное состояние больного. Появляется желание показать кому-нибудь это чудо, сделать что-то еще. Пропадает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и пациента с врачом, что является

особенно важным, когда пациент – ребенок. Иногда бывают случаи, когда дети, в состоянии тревоги, страха отказываются принимать лекарства или еду. Тогда на помощь приходит арт-терапевт с куклой в руках и невозможное становится возможным. Подобной «волшебной палочкой» может стать оригами. Но далеко не в каждом лечебном заведении найдется специалист по куклотерапии, в то время как занятия оригами доступны практически всем, да и бумага есть всегда под рукой. Оригами эффективно применяется даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая II, Алексей был замкнутым и болезненным ребенком с симптомами аутизма. Английский преподаватель, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить ребенка, но и повысил его интерес к английскому языку. Также можно привести пример с взрослым человеком: врач пытается привлечь внимание больного, листая перед ним красочный иллюстрированный журнал. Пациент безучастен. Тогда врач вырывает страницу из журнала, складывает из нее фигуру оригами, и пациент проявляет интерес к увиденному, – контакт установлен. Эффект увеличивается, если использовать подвижные фигурки оригами, такие как: каркающая ворона, прыгающая лягушка, журавлик машущий крыльями и т.д. Подобные бумажные игрушки интересны как детям, так и взрослым, особенно, если они сложены своими руками. Для детей в условиях стационара, можно организовывать игры-соревнования. А ограниченным в передвижении, будут доступен, и поднимет настроение пальчиковый кукольный театр и сказки с помощью оригами, разнообразные головоломки из бумаги – все это внесет новые яркие краски в серую больничную жизнь пациентов. Врачи из многих стран мира, где уже более 20 лет применяется оригами, утверждают, что эти занятия положительно сказываются на эмоциональном состоянии больных, повышают уверенность в собственных силах, снимают депрессию, способствуют установлению дружеских контактов, что в целом делает лечение более эффективным и улучшает психологическое состояние больных. Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также в том, что даже в условиях полной изоляции, человек имеет возможность вести диалог со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.6

Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга больных в реабилитационных центрах и больницах и много:

  • в первую очередь, это сама бумага с ее привычным, обыденным, безопасным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: разорвать, смять, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой непривычной роли - из нее возможно сложить много интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

  • результат достигается быстро;

  • освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как взрослым, так и детям,( в условиях больницы учителями могут быть и специалисты-психологи, и медицинский персонал, и родители);

  • имеет место предсказуемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, причина этого – сама природа этой техники конструирования, где царят симметрия, точность и гармоничность геометрических линий;

  • устраняется преграда между пациентом и врачом, возникает атмосфера доверия;

  • есть возможность управлять процессом», то есть вносить изменения в фигурки по собственному желанию, изобрести много личных моделей;

  • на занятиях оригами присутствует невербальный контакт в общении, что в определенных случаях бывает единственно возможным;

  • метод ритмичности и повтора в складывании модульного оригами (орнаменты, звезды, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;

  • оригами объединяет в себе формы и примеры работы некоторых других арт-терапевтических направлений: игротерапию (игры с подвижными фигурками), сказкотерапию (сказки оригами), терапию средствами куклотерапии и драмы (разыгрывание сцен с масками оригами, куклами, и тому подобное), терапию средствами музыки, хорового пения и эвритмии с присущими им гармонией и ритмичностью движений ( что также имеет место при складывании в технике оригами и дает терапевтический эффект), терапию цветом (используя разноцветную бумагу);

  • сама форма некоторых фигур (многогранников, кусудам, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

Одним из древнейших фигур оригами является - кусудамы – бумажные сферы из шести и более модулей. Эти фигуры и в наше время не потеряли своего традиционного назначения - нести людям здоровье. Считается, что такая сфера, если ее подвесить над кроватью больного, будет способствовать оздоровлению. Такие взгляды касаются сакральной геометрии , а сам термин употребляется антропологами, археологами, культурологами и философами. Его применяют для описания системы духовных, философских и религиозных архетипов, которые прослеживаются на протяжении всей истории человечества и каким то образом связаны с геометрическими воззрениями касательно устройства человека и Вселенной . Согласно этим соображениям, человек, с помощью определенных геометрических объектов (правильных многогранников, к примеру), вступает в контакт с энергетическим миром, космической и земной энергией, что дает силы для его духовного и физического развития. Возможно, в этом и секрет оздоровительного потенциала и притягательной силы оригами. В нем господствует геометрия. Современные исследования удостоверяют, что правильные многогранники (Платоновы тела) могут защищать от излучений техногенного характера, инициировать саморегуляцию организма, воссоздавать энергообмен человека. Внутри помещений в форме пирамид процессы выздоровления и заживления идут быстрее. Выпуклая форма без граней позволяет копить энергию и передавать владельцу. Овальная форма положительно влияет на поведение и психику. Круглая форма лучшим образом конденсирует энергию и служит для улучшения здоровья.

Существует еще одна фигурка оригами, которая всегда ассоциируется с надеждой на оздоровление. Это японский журавлик, «цуру», – птица с длинной шеей – символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание. Через десять лет после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японская девочка Садако заболела лейкемией, - она складывала тысячу журавлей из бумаги, чтобы выжить. Когда она осознал, что не выздоровеет, то, складывая журавликов, стала молиться за мир во всем мире. Садако не успела сложить тысячу журавликов, но в память о ней теперь летят тысячи бумажных журавликов к мемориальному комплексу в Хиросиму, как символы надежды.

Практика применения оригами в арт-терапии дает прочное положительное действие, это доказывает опыт работы врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. Есть примеры успешного использования оригами в России (Московский институт детской онкологии и гематологии). Применение оригами сказок, подвижных фигурок и групповой работы в складывании кусудам является наиболее плодотворными формами в организации досуга больных детей. Занятия оригами способны отвлечь их внимание от болезни и облегчить тяжелое душевное состояние.

Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

  • уравновешивают работу обоих полушарий мозга и повышают активность правого полушария;

  • увеличивают уровень интеллекта в целом;

  • активизируют творческое мышление;

  • развивают моторику пальцев, улучшают двигательную активность рук;

  • помогают легче адаптироваться к сложным ситуациям и снижают тревожность;

  • стабилизируют и повышают на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

  • улучшают глазомер и память.

  • Эти наблюдения одинаково ценны как в условиях больницы, так и со здоровыми детьми, когда мобилизация психологического состояния является крайне важным условием оздоровления.

Плодотворный опыт в работе с плохо видящими и слепыми описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами заключается не только в развитии концентрации внимания, мелкой моторики, но и в формировании тактильной восприимчивости, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, развитии творческих способностей. Перспективными считаются исследования пространственного ориентирования в процессе занятий оригами и скорости овладения точечно-рельефного текста.7

Арт-терапии в нашей стране только начинает развиваться, и в тоже время, в педагогической практике существует уже более, 15 лет. И первыми значительный вклад в дело популяризации арт-терапии сделали О.М.Сухаревская и М.Г.Яременко. Вот интересный случай одного из их учеников психологической реабилитации воспитанника детского дома, который находился в санатории. Им мало интересовались, до тех пор, пока он не сложил кусудаму, из обыкновенных тетрадных листков. Сначала начали интересоваться дети из палаты, где находился мальчик, затем обслуживающий персонал санатория, и, в конце концов, слух донесся до самого директора. Он позвал ребенка к себе и спросил, правда ли, что тот самостоятельно сложил такую удивительную вещь. Мальчик ответил, что это правда, и по просьбе директора сложил для него еще одну кусудаму. Никому не известный до этого мальчик из детского дома стал центром внимания всего санатория. Этот случай придаст ребенку уверенности в себе, запомнится на всю жизнь, улучшит эмоциональное состояние и повысит самооценку. Есть и много других примеров социальной реабилитации детей, с помощью оригами. Например, есть случай, когда благодаря увлечению оригами, ребенок не только преодолел обусловленную болезнью (нарушение речи) застенчивость, но и стал лидером группы детей, которых он стал обучать этому искусству. Также есть случаи, когда «отстающие» по основным предметам дети, с ослабленным зрением, неуверенные в себе, необщительные, тревожные, были успешны в этом искусстве, и это помогало им справиться с их проблемами.8

Занятия с детьми в реабилитационных центрах и обучение оригами не требуют много времени, или какого-то специального оснащения. В основном нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания этой технологии. Первичный курс оригами содержит изучение основных приемов складывания, базовых форм, общих условных знаков для работы по схемам, осваиваются простые классические модели. Изучаются также игровые методы занятий с детьми. В оригами есть огромное количество моделей, различных по уровню сложности. Их выбор зависит от состояния здоровья ребенка и его возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.

На данный момент терапия искусством приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои страхи. опасения, проблемы. Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас особо беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит тонкая проработка и коррекция тревожащих событий.

Бесспорно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционными лечениями: для тела – микстурами и процедурами, а для души - антидепрессантами. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арт-терапия – новые горизонты /Под ред. А.И.Копытиной. – М.:Когито-Центр, 2006. - 336с.

  2. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М. В. Киселева, В. А. Кулганов 2014. – 64с.

  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия /А.И.Копытин. – СПБ· Питер, 2001. – 255с.

  4. Кабачинская Е.Л. Оригами и педагогика: Преподавание оригами слепым и слабовидящим – СПб· Санкт-Петербург, 1996. - 120с.

  5. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством /С.Коган. – изд. «Питер», 2001. – 204с.

1 Копытина А.И. Арт-терапия - новые горизонты /А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 7-14 с.

2 Копытина А.И. Арт-терапия - новые горизонты /А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 37-38 с.

3 Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - изд. «Питер». 2001. – 39-42 с. (336с)

4 Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании /М.В.Киселева, В.А.Кулганов. – СПб.: Речь, 2014. – 34с. (64с.)

5 Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - изд. «Питер». 2001. – 46-48 с. (336с)

6 Кабачинская Е.Л. Оригами и педагогика: Преподавание оригами слепым и слабовидящим -СПб· Санкт-Петербург, 1996. -с.36 (120с)

7 Кабачинская Е.Л. Оригами и педагогика: Преподавание оригами слепым и слабовидящим -СПб· Санкт-Петербург, 1996. -с.78-80 (120с)

8 Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством /С.Коган. – изд. «Питер», 2001. – 87-92 (204с)

0

Просмотров работы: 17500