Коммуникабельность – это склонность или способность к лёгкому установлению контактов и связей. Следовательно, коммуникабельный человек – это такой человек, которому просто налаживать контакты с другими людьми; приятный в общении.
Требования к личности человека и умению общаться с окружающими с каждым годом становятся все выше. Чтобы помочь детям справиться с такими проблемами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных способностей.
В психологии способности рассматриваются как устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в различных видах деятельности». В педагогике способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из данного определения можно сделать вывод о том, что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности. Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми других людей, самих себя, групп, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга [1].
Коммуникативные способности – это комплекс индивидуально психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально коммуникативной деятельности [3].
Младший школьный возраст является самым оптимальным периодом усвоения социального поведения, искусства общения, усвоения коммуникативных умений, норм и правил общения. В процессе общения развивается речь ребенка. Речь как средство общения возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие определяется необходимостью в общении. В результате речевого общения мир ребенка расширяется и углубляется. В случае недостатка общении ребенка с взрослыми и сверстниками темп его развития замедляется.
Потребность в общении не врожденное качество; оно возникает в результате жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающими. Динамика в развитии общения меняется: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, расширяется круг общения, а главное – возрастает потребность в общении со сверстниками.
В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует представление о себе.
Уровень коммуникативных способностей зависит от понимания форм речевого этикета, от способности сопереживать другим людям, знаний в области вербального и невербального общения. К невербальным компонентам общения относится:
– зрительный контакт с собеседником (человек, общающийся с другим, смотрит непосредственно ему в лицо (чаще всего в глаза), когда говорит сам или слушает собеседника);
– доброжелательное выражение лица, улыбка;
– сила голоса (сила голоса соответствует содержанию и тону разговора, не раздражает собеседника);
– гладкость (плавность, непрерывность) речи (человек произносит плавно речь, не делая ненужных пауз, порождающих излишние ожидания и напряженность у собеседника);
– эмоциональный тон речи (достаточно выразительный голос с необходимыми экспрессивными компонентами).
Кроме того, важную роль в играют невербальные, двигательные и экспрессивные компоненты: поза (во время разговора человек стоит или сидит удобно, раскованно); жесты (использование разнообразных движений рук, головы в процессе разговора в соответствии с его ходом и содержанием); выражение лица (оживленное, внимательное выражение, свидетельствующее о заинтересованности разговором и о понимании собеседника) [1].
У детей преобладают невербальные средства общения. У них слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, совершенствуется и обратная связь.
К основным коммуникативным способностям младших школьников относятся: умение восприятия и понимания; верная реакция на речь окружающих; умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми; способность объясняться; способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и др.; способность отчетливо произносить самые разные звуки; способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность [2].
Таким образом, коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие способность к общению, эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими людьми; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Младшие школьники должны уметь согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми.
Список литературы
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М. : Просвещение, 1991.
Гамезо, М. В., Герасимова В.С. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – Воронеж, 1998. –С. 67-74.
Киселёва, Т.Г., Красильников А. Ю. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1996. – С. 52.
Мухина, В. С. Возрастная психология. – 4-е изд., – М., 1999. – 456 с.
Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. -2-е изд., 2003. – 544 с.