В психологической литературе существует достаточно много исследований, посвященных проблеме формирования самосознания человека и, в частности, такого ее структурного компонента, как самооценка (Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Е.В. Зинько, И.С. Кон, Е.И. Саванько, С.Ф. Сафин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова). Психологический словарь дает следующую характеристику изучаемому понятию: «самооценка - это компонент самопознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков» (6).
Содержание самооценки охватывает мир морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития.
Самооценка, выступая «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения личности на всех этапах его осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств его осуществления (5).
Как считает Л.И. Божович, к концу раннего детства у ребенка возникает «система Я», то есть потребность действовать самостоятельно, реализовывать, утверждать свое «Я». После возникновения этого центрального новообразования данного возраста возникает самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим» (2).
Если в первые месяцы у ребенка возникает общая самооценка, то после 2-х лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, начинает формироваться частная самооценка ребенка. Общая самооценка проявляется в его положительном самоощущении и доверчивом отношении к людям и становится фундаментом формирования личности.
У дошкольников формируется самооценка, опирающаяся на мнение окружающих, одобрение родителей. Дети старшего возраста оценивают себя с положительной стороны косвенным путем («Я тоже слушаюсь», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами») (3). Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольников развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Б.Г. Ананьев считает, что самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. «Большим достижением, - пишет он, - в развитии дошкольника, которое позволяет отделять оценку себя от оценки другого (отождествленных в предметной оценке), является переход от предметной оценки другого к оценке другого и внутренних состояний самого себя» (2).
В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.
Учитывая тот факт, что самооценка является не статичным, а динамичным психологическим образованием, можно говорить о возможностях психолого-педагогического воздействия на процесс формирования позитивной самооценки растущего человека. В эту динамическую систему представлений человека о самом себе входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, а также субъективное восприятие, влияющее на данную личность внешних факторов (7).
Наиболее благоприятными для формирования позитивной самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат (игры в мяч, в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), мотивы самооценки отступают на задний план. Точность и объективность оценки и самооценки детей растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта (3).
По мнению В.С. Мухиной, благодаря пристрастному отношению взрослого к проявлениям ребенка, формируется в онтогенезе потребность в признании. С раннего возраста ребенок открывает, что все его поступки делят на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается развитие активного стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми. При этом ребенок прочно усваивает положительную самооценку: «я хороший». Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения (4).
Таким образом, ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. В самосознании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста.
Литература:
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2 – х т. Т. 1 – М.: 1980 – 230 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. И ред. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996 – 264 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А., Психологическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: Питер, 2004, - 480 с.: ил.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр. «Академия» - 456с.
Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания // Вопросы психологии, - 1992, - № 1, 2. с. 129 – 137.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Науч.-исслед. инст. общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.: ил.
Саванько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. – 1969. - № 4.