ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Барабашина А.А. 1, Лебедева О.В. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вся внутренняя и внешняя психическая жизнь и взрослого человека, и ребенка определяется как макросоциумом (экономические, культурно-исторические, национальные особенности и т.д.), так и микросоциумом (семья, школа, ровесники, значимые взрослые и т.д.). Социальную ситуацию развития ребенка, согласно теории Л.С. Выготского, мы рассматриваем не просто как условия жизни ребенка, а то, как они влияют на его развитие, в каких взаимоотношениях с социумом находится сам ребенок на каждом возрастном этапе своей жизни.

Среди системы базовых параметров социальной ситуации развития наиболее значимым для формирования личности подростка, как подчеркивают М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, И.В. Дубровина, О.А. Идобаева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Е. Личко, Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, А.А. Реан, С.И. Розум, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн, является эмоционально-ценностное отношение подростка к значимым жизненным событиям, прямо связанным с моральным, психологическим и материальным благополучием семьи.

Формируя собственную индивидуальность, подросток стремится эмансипироваться от контроля взрослых, обрести пространственную автономию как неприкосновенность своего личностного пространства, свободу выбора стиля одежды, круга общения. Стремление быть материально независимым в подростковом возрасте выделяют многие исследователи. В частности, В.С. Собкин отмечает, что практически каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги.

В то же время у подростков не происходит отчуждения от родителей. Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками: «Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков» (3; с. 113).

Поддержка семьи, принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки. А.А. Реан, Е.И. Петанова подчеркивают, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: дети сфокусированы на неудачах, боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях; им присущи такие черты характера как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности. В сложностях взаимоотношений со взрослыми, переживании подростком невозможности что-либо объяснить им, нередко, как отмечает И.В. Дубровина, кроются причины подростковой лжи.

М.Р. Битянова в качестве возможных причин нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера выделяет следующие: 1) агрессивность как сформировавшуюся черту личности, связанную в определенными условиями жизни ребенка вне школы, у частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье; 2) агрессивность как проявление тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми, неадекватное проявление внутренней незащищенности; 3) агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанных со стилем семейного воспитания, условиями жизни; 4) агрессивность как отражение непринятой одаренности, нестандартности личности ребенка (2; с.146).

Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. Так, по данным А.А. Реана, Я.Л. Коломинский (1999), общением с матерью удовлетворены только 31,1% респондентов, а с отцом – всего 9,1% опрошенных.

Опираясь на мнение Л.С. Выготского относительно того, что «время полового созревания с его душевной неуравновешенностью, с его чрезмерно напряженными аффективными положениями особенно располагает к внезапным действиям» (41; с. 220), можно предполагать, что подобная ситуация может явиться причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного и аддиктивного поведения. Деликвентное поведение в психологии рассматривается как разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение; аддиктивное – как поведение человека, который злоупотребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикоманическими) веществами.

Многие исследователи (В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, Ж.К. Дандарова, Е.П. Ильин, Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, А.А. Реан) отмечают роль неблагоприятных условий социальной микросреды в возникновении у подростка влечения к психотропным веществам: «семья, не сумевшая дать ребенку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищенности, устойчивости и гармоничности отношений, приводит к самой разнообразной психической и личностной патологии в будущем, которая, в свою очередь, является предпосылкой употребления психотропных средств» (5; с. 306).

Таким образом, оптимизация взаимоотношений подростка с близкими взрослыми может рассматриваться как один из методов психолого-педагогической коррекции личностного развития подростка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

  3. Коломинский Я.Л. Психология ранней юности. М., 1989.

  4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов на/Д., 2000.

  5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

 

3

 

Просмотров работы: 769