Для достижения определенных целей, которые важны в определенный момент жизни необходимо знание себя. В связи с этим подросток в первую очередь старается осознать и избавиться от собственных недостатков. Поэтому часто он берет пример с другого человека, в котором видит положительные качества. Формирование потребности в познании самого себя, осознании своих особенностей, интереса к собственной личности – характерные особенности подростка. В качестве образцов поведения для подростка чаще всего выступают реальные люди. Среди большого количества качеств, которые являются привлекательными для подростков в людях, с которых они хотят брать пример, на первый план выходят нравственные качества.
Важно заметить, что подросток сравнивает себя именно со сверстником, а не с взрослым. Именно сверстника он выбирает в качестве образа, на который стоит равняться, поскольку сверстник (а в особенности – одноклассник) более легко достижимый образец для подростка, чем взрослый, и во многих отношениях ближе. Поскольку равняться на взрослого подросток во многих случаях не в состоянии, сверстники, окружающие подростка, становятся так называемой меркой, которая дает возможность ребенку оценивать собственные качества, учитывая достаточно реальные возможности. Если другой подросток, то есть его сверстник, имея такие же возможности, лучше реализовывает их, значит, его можно использовать как пример для подражания. Из этого можно сделать вывод, что самооценка в подростковом возрасте формируется под влиянием соотнесения собственных качеств с качествами сверстников, мнений сверстников и оценок взрослых.
В процессе взросления представления о собственной личности расширяются и углубляются, суждения о самом себе становятся более самостоятельными. Младшие подростки замечают различные собственные недостатки, но самооценка собственных возможностей у них часто может быть завышена. Так, в этом возрасте ребенок может думать, что способен сделать то, на что на самом деле его возможностей недостаточно.
В отличие от младшего возраста, когда самооценка характеризуется неустойчивостью, в подростковом возрасте самооценка является относительно устойчивой. Отличительные черты самооценки также во многом определяют деятельность и поведение подростка. Таким образом, завышенная самооценка часто может привести к конфликтам с другими людьми. Самовоспитание подростка также зависит от самооценки. В процессе оценивания собственных возможностей и качеств подросток может выстраивать своеобразную программу самовоспитания. Наличие собственного мнения, своей собственной оценки крайне важно для подростка [1, с. 181].
Однако подростки склонны переоценивать собственное поведение и действия. Поскольку подросток в большей степени ориентируется на мнение товарищей его возраста, взрослые, в том числе и учителя, перестают быть для него непререкаемым авторитетом, как это было в более младшем возрасте. Постоянно оценивая поведение и отношения учителя, подростки выдвигают большие требования к его поведению, деятельности, личности.
Самооценка имеет тесную взаимосвязь с положением подростка в группе. Отечественные психологи в своих исследованиях обращают внимание на эту взаимосвязь. Кроме этого было выявлено, что положение подростка в группе тем выше, чем более высокой является его самооценка и чем более критично он относится к самому себе. Соответственно, чем выше уровень притязаний подростка и его самооценка, тем более низким будет положительный социальный статус или выше отрицательный. Некоторые авторы объясняют подобное поведение подростков ростом их критичности к себе. Одной из основных причин появления ситуаций конфликта они называют неверное понимание подростком собственного положения в группе [2, с. 20].
Если поведение подростка оценивается окружающими только негативно, то есть самооценка не находит подтверждения в пределах группы, то потребность ребенка в самоуважении не реализуется, вследствие этого может формироваться ощущение дискомфорта. В подобной ситуации подросток будет искать выход, поскольку его самооценка должна иметь достаточную опору в обществе. Одним из выходов в такой ситуации будет переход подростка в другую социальную группу, где его личность окружающими будет оценена адекватно, или даже превосходяще собственной оценки ребенка.
Потребность в уважении в такой среде реализуется путем вербального и невербального подтверждения того, что подростка ценят в этой группе. То есть самооценка ребенка получает необходимую опору во внешней социальной среде. В результате подобного перехода подросток может оказаться в асоциальной группе. Даже занимая низкое положение в подобной группе, подросток может крепко держаться за место в ней, поскольку пребывание в этой группе может давать ему внешнее подтверждение самооценки за счет других детей, которые не входят в данную группу. Подросток должен иметь возможность не только выйти из группы, где его самооценка не находила должного подтверждения, но и попасть в другую группу, ориентированную просоциально [4, с. 53].
Можно сделать вывод, что на формирование самооценки в подростковом возрасте влияют многие факторы. У подростка повышается склонность к самонаблюдению, он оценивает себя, сравнивая с окружающими сверстниками, поскольку основным образцом для подражания в этом возрасте являются именно сверстники. Склонность сравнивать собственные качества с качествами сверстников может приводить к занижению самооценки и собственного чувства значимости. Также для подростка крайне важно иметь опору самооценки в социальном окружении, а поиск такой опоры может привести к попаданию в асоциальные группы.
В процессе межличностного взаимодействия под влиянием самооценки у ребенка формируется некоторое отношение к себе, к собственным успехам и неудачам, и к окружающим его людям, которое влияет, в свою очередь, на его статусное положение в группе. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности (по Д.Б. Эльконину) является интимно-личностное общение. И большая часть общения со сверстниками происходит в пределах учебной группы. Одни из подростков легче сходятся со своими одноклассниками, их принимают в группе, другие испытывают трудности в общении и хуже идут на контакт. Для детей младшего подросткового возраста важно положение, которое они занимают в группе. В значительной степени самооценка подростка является своеобразным регулятором его поведения в процессе межличностного общения. В то же время самооценка формируется под влиянием социальной среды, и в основном – среды сверстников.
Наша работа рассматривает взаимосвязь самооценки школьников младшего подросткового возраста с их статусным положением в учебном классе. Данная тема является актуальной для современности и, в особенности, имеет практическое значение в образовательных учреждениях.
Цельюисследования явилосьизучение взаимосвязи самооценки и социометрического статуса детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что в младшем подростковом возрасте существует взаимосвязь между самооценкой ребенка и его статусным положением в группе.
Задачи исследования:
Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
Изучить особенности формирования самооценки и статусного положения в группе детей младшего подросткового возраста.
Подобрать диагностический материал для изучения социометрического статуса и самооценки личности детей подросткового возраста.
Провести диагностику самооценки личности и социометрического статуса учеников подросткового возраста.
Выявить взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе детей младшего подросткового возраста.
Разработать практические рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков.
Методы исследования:
для диагностики самооценки учащихся была использована методика изучения самооценки – шкалирование (В.А. Сонин);
для определения статусного положения испытуемых в учебной группе использовался социометрический метод (Якоб Морено);
методы математической статистики использованы для выявления взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом испытуемых.
Характеристика испытуемых: эксперимент проведен на базе МБОУ лицей №8 г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие 30 учеников 6 класса.
По результатам исследования самооценки мы получили, что 3 ученика (10% класса) имеют завышенную самооценку; 4 ученика (13% класса) имеют тенденцию к завышению самооценки; 13 учеников (42% класса) имеют адекватную самооценку; 11 учеников (35% класса) имеют тенденцию к занижению самооценки; никто из учеников не имеет явно заниженной самооценки.
А также проведен социометрический опрос, в результате которого получено: что В результате исследования получено, что по критерию «дружба» 4 ученика (то есть 12%) имеют статус звезды; 6 учеников (то есть 19%) имеют статус предпочитаемых; 12 учеников (то есть 38%) имеют статус принятых; 7 учеников (то есть 22%) имеют статус пренебрегаемых; 3 учеников (то есть 9%) имеют статус изолированных.
По критерию «дружба» 2 ученика (то есть 6%) имеют статус звезды; 11 учеников (то есть 35%) имеют статус предпочитаемых; 7 учеников (то есть 22%) имеют статус принятых; 9 учеников (то есть 28%) имеют статус пренебрегаемых; 3 учеников (то есть 9%) имеют статус изолированных.
С помощью корреляционного анализа была исследована взаимосвязь уровня самооценки и социометрического статуса. В результате гипотеза о том, что между уровнем самооценки и социометрическим статусом существует значимая корреляция, не подтвердилась. Тем не менее, результаты исследования могут иметь практическое использование. Поскольку в данной учебной группе среди изолированных и пренебрегаемых учеников присутствуют дети с заниженной самооценкой, нужно обращать внимание на то, чтобы другие ученики не подавляли их. Нужно помочь таким ученикам понять, что они такие же, как и остальные сверстники, повышать их самооценку. Важным компонентом в формировании адекватной самооценки у подростков является определенная программа управлений и тренингов, которые можно проводить как в индивидуальном порядке, так и учебном процессе, в качестве совместной деятельности учителя и школьного психолога. Чтобы повысить самооценку, нужно повышать уровень любви к себе или принятия себя. «Психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования, которое называется Я-концепцией и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т. е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками» [3, с. 98].
Литература:
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М.В. Гамезо. - Москва: Педагогическое общество России, 2004 . – 512 с.
Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана . – СПб . : Прайм – ЕВРОЗНАК , 2003. – 480 с.
Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 192 с.
Реан А.А. , Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан; Я.Л. Коломинский . – Спб . : ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.