РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время учителя музыки все чаще отмечают отсутствие у младших школьников интереса к учебе. Между тем, по мнению педагогов и ученых, процесс развития музыкально-познавательного интереса у младших школьников оказывает мотивирующее влияние на протекание мыслительных процессов, побуждает к самостоятельной поисковой деятельности; положительно сказывается на качестве знаний учеников, их глубине­ и системности; способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Следовательно, музыкально-познавательный интерес является важнейшим внутренним условием развития личности ребенка.

Вопросы, связанные с процессом развития познавательного интереса у детей рассматривались во многих педагогических трудах. Так, они разрабатывались в связи с развитием познавательной самостоятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова и др.); с целостностью организации педагогического процесса в общеобразовательной школе (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.); с управлением педагогическим процессом (Н. В. Кузьмина, В. Я. Якунин и др.); с организацией педагогического воздействия (Б. Т. Лихачев, Л. И. Рувинский); с передачей учащимся методов познания­ (М. А. Данилов, Б. П. Есинов, Г. П. Щедровицкий и др.); с развитием познавательного интереса как психологической категории (Л. И. Божович, В. Г. Бондаревский, М. К. Енисеев, В. И. Ильин, А. Г. Ковалев, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и др.); с развитием познавательной активности и мотивацией учения (М. И. Махмутов, Г. И. Щукина, И. А. Зимняя и др.); с развитием музыкально-эстетического интереса (З. М. Явгильдина и др.) и т. д.

В педагогике музыкального образования вопросы развития музыкально-познавательного интереса у учащихся, затрагивалась в работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Н. А. Гродзенской, Л. Н. Земеровой, Д. Б. Кабалевского, И. Н. Немыкиной, В. А. Петрушина, М. А. Румер, Ж. А. Сокольской, Н. А. Терентьевой, Г. М. Цыпина и др. В них музыкально-познавательный интерес рассматривался с точки зрения взаимообусловленности эмоционального и интеллектуального компонентов в обучении детей средствами музыкального искусства.

Анализ изученных источников позволяет заключить, что процесс развития музыкально-познавательного интереса влияет на формирование целостной личности учащегося. Это во многом отвечает требованиям нашего времени – формирование личности творческой, созидающей. В современном музыкальном образовании важной задачей является развитие учащегося, то есть поднятие на высокую ступень основных музыкальных способностей учащегося, его умений, знаний и навыков, а также расширение кругозора. При этом только систематический и целенаправленный процесс обучения в области музыкальной деятельности может принести положительные результаты в решении вопроса развития музыкально-познавательного интереса и в целом, художественно-музыкального развития учащихся.

Специфика педагогики музыкального образования заключается в том, чтобы создавать условия для пробуждения у школьников музыкально-познавательного интереса, способствующего, в частности, развитию музыкальных способностей. Эти условия являются результатом совместной деятельности учителя и учащегося. Побуждая школьников к активной познавательной деятельности, учитель музыки тем самым создает условия для формирования активной, творческой личности.

По мнению ведущих педагогов и ученых, в наши дни перед музыкальным образованием, стоит целый ряд взаимообусловленных задач. Во-первых, воспитание любви и интереса к музыке, формирование музыкально-эстетического вкуса и развитие музыкального кругозора. Во-вторых, воспитание нравственных качеств личности средствами музыки, воздействие на личность ребенка, на становление его духовности и нравственных идеалов. В-третьих, приобретение музыкальных знаний, умений и музыкально-исполнительских навыков. В-четвертых, развитие интонационного слуха, эмоциональной восприимчивости, сенсорного слуха, музыкальной памяти и мышления. В-пятых, приобретение творческого опыта, формирование творческой активности, развитие музыкально-творческих способностей, развитие воображения. Вышеперечисленные задачи можно объединить одной общей задачей – развитие музыкально-познавательной активности в учебной и внеклассной деятельности школьника.

Современный учитель музыки, понимающий важность и стремящийся решить проблему развития музыкально-познавательного интереса у учащихся начальных классов, должен владеть методикой музыкального образования, а значит, знать, прежде всего, особенности современных программ по музыке для начальной общеобразовательной школы с целью выбора оптимальной программы для данного коллектива.

Традиционной программой по предмету «Музыка» является программа, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского [3]. Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры. Сверхзадачей музыкальных занятий по программе Д. Б. Кабалевского является установление связей музыки с жизнью. Воспитание интереса у учащихся к музыке, музыкальным занятиям в урочное и внеурочное время – первооснова музыкальных занятий, которые имеют ярко выраженную музыкально-эстетическую направленность [2].

Таким образом, программу Д. Б. Кабалевского целесообразно использовать в целях развития музыкально-познавательного интереса у младших школьников в условиях внеклассной работы. Эта цель может быть достигнута посредством решения следующих задач. Во-первых, в процессе формирования у школьников мотивации к музыкально-познавательной деятельности. Оно заключается в выработке у учащихся внутренней мотивации учения, то есть побуждений, непосредственно связанных с потребностью, интересом к познавательной деятельности. Во-вторых, в ходе формирования и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения школьников, проявляющихся в следующих познавательных способностях и умениях: владение большим объемом информации; богатый словарный запас, умение рассуждать про себя и вслух; перенос усвоенного на новый материал; умение интегрировать и синтезировать информацию; умение анализировать, сравнивать, обобщать; чувствительность к противоречиям; умение находить и использовать альтернативные пути решения проблемы; умение строить гипотезы; способность к оригинальным идеям; богатое воображение и т. д.

Важным моментом в процессе развития музыкально-познавательного интереса у младших школьников является поиск учителем музыки наиболее эффективных методик обучения. Современные методики обучения в своем большинстве декларируют направленность на развитие учащихся, и поэтому учитель музыки в своей деятельности должен опираться на перспективу развития, то есть на те потенциальные возможности, которые будут способствовать развитию учащихся. Так, основываясь на принципиальных положениях программы Д. Б. Кабалевского, а также методах и приемах развивающего обучения (В. В. Давыдов) и проблемного обучения (М. И. Махмутов) можно предложить учителю музыки, осуществляющему специально направленный процесс развития музыкально-познавательного интереса у младших школьников в условиях внеклассной деятельности, следующие методические рекомендации.

Итак, любое занятие начинается с определения его целей и задач. Поэтому учителю музыки необходимо познакомить учащихся с целью, так как именно цель организует достижение внимания в нужном русле, помогает ученику связать отдельные этапы в единое целое, улавливать нить рассказа учителя, пройти путь от уяснения учебной задачи до ее решения. Если ученику ясна логика занятия, он легко переходит от одного вида работы к другому, без труда следит за развитием мысли учителя.

Одним из видов познавательной деятельности на внеклассных музыкальных занятиях является слушание (восприятие), имеющее основополагающую роль в любой музыкальной деятельности. Процесс онакомления младших школьников с музыкальным произведением целесообразно осуществлять поэтапно. Например, в четыре этапа: 1) вступительное слово учителя; 2) исполнение учителем и слушание учениками произведения; 3) разбор его; 4) повторное слушание музыкального произведения [1].

Вступительное слово учителя музыки должно решать две взаимосвязанных задачи: во-первых, помочь детям в восприятии музыки, заинтересовать их и подготовить к слушанию, и тем самым, должным образом настроить; и во-вторых, дать необходимую информацию для полноценного восприятия произведения. Вступительное слово должно быть кратким, живым, поясняющим все непонятное детям в названии, программе, тексте произведения (например, вплоть от чтения текста вокального произведения до его прослушивания). Оно также должно содержать сведения о композиторе, вызывающие интерес к его творчеству и помогающие усвоить, запомнить произведение. При этом важно оставлять простор для высказывания самих детей, сообщая только то, что им неизвестно.

При звучании музыкального произведения в ходе слушания особенно важным представляется, во-первых, качество звучания музыки в исполнении учителя или в аудиозаписи; и во-вторых, обстановка восприятия звучащей музыки (полная тишина, как в «концертном» зале).

Разбор музыкального произведения, прежде всего, должен быть нацелен на то, чтобы музыка была понятна, и произвела должное впечатление. Другими словами, разбор произведения должен обеспечивать единство сознательности и эмоциональности восприятия и служить средством для более глубокого восприятия содержания произведения – мыслей, чувств, настроений, переданных в нем. Так же, как и вступительное слово, разбор должен быть увлекательным, интересным для учащихся, вызывать активность детей, чтобы они в процессе беседы осмысливали, что выражает музыка (правильно определяли словами общий характер, настроение музыки). В процессе разбора музыкального произведения важно определять его форму в широком и узком смысле этого слова: его структуру и средства выражения содержания (мелодия, темп, размер, ритм, сила звучности, лад, регистр, характер движения, тембр и др.). Учителю можно рекомендовать, знакомя младших школьников с музыкальными терминами, без которых трудно обойтись даже в первом классе, не давать общепринятых формулировок, а на конкретных примерах раскрывать их смысл и значение.

Повторение музыкального произведения должно выступать как необходимый путь закрепления в памяти детей прослушанной музыки. Важно, чтобы оно было направлено на лучшее усвоение произведений, поскольку без знания самой музыки нельзя научить детей ее любить и понимать, радоваться при встрече со знакомой музыкой.

Определенной последовательности следует придерживаться также в процессе разучивания песен во внеклассной деятельности. В ходе предварительной подготовки к разучиванию песни учитель музыки должен в совершенстве овладеть исполнением песни, выявить все возможные трудности и наметить последовательность и приемы для их преодоления (включая упражнения). Он также должен продумать содержание и характер короткой беседы по поводу данной песни и возможность привлечения иллюстративного материала.

Разучивание песни необходимо начинать с эмоционального и грамотного исполнения ее учителем, «заражающего» любовью к художественному образу музыкального произведения. Следующий этап разучивания – краткое выяснение впечатлений учащихся от прослушанной песни и небольшая беседа по поводу песни. Затем – собственно разучивание песни детьми. Здесь представляется особо важным, чтобы песня разучивалась по фразам и отдельными относительно законченными фрагментами. Когда произведение твердо выучено, оно легко возникает в памяти. Поэтому повторение песни является наиболее ценным в отношении освоения музыкальных произведений. Оно может включать в себя также прием напевания мелодии, как учителем, так и самими детьми. В результате музыка глубже переживается школьниками, входит в их жизнь и быт, начинает играть активную роль в формировании их познавательного интереса.

Таким образом, в процессе развития музыкально-познавательного интереса у младших школьников в условиях внеклассной деятельности большое внимание следует уделять характеру совместной музыкальной деятельности детей и учителя. Она должна содействовать обеспечению благоприятной атмосферы для активизации музыкально-познавательной деятельности учащихся. Обстановка занятий с использованием практических приемов вовлечения аудитории в живую беседу способствует также свободному проявлению дивергентного мышления детей. Грань, разделяющая учителя и ученика, по возможности должна была стерта. Для этого учителю музыки необходимо чутко прислушиваться к настроению детей и уметь корректировать свои действия по ходу занятия, а также, возможно и менять план внеклассного занятия.

Литература

1. Алгоритм слушания по методу Н. Гродзенской. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.meta-music.ru/method/algoritm-slushaniya-po-metodu-ngrodzenskoy

2. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д. Б. Кабалевского : прошлое и настоящее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.studopedia.ru/1_127932

3. Учебная программа – Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-8 классы: Учебное издание. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 225 с.

Просмотров работы: 1408