РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в условиях экономических, политических и культурных изменений, происходящих в настоящее время в современном обществе, перед школой по-прежнему весьма актуальны задачи эстетического воспитания, которое является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой гармоничной личности. В сложном и трудном деле эстетического воспитания большую роль играет музыка как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную сторону личности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие школьников: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни [6, с. 113].

Развитие эмоциональной сферы школьников средствами музыкального искусства было и остается одной из насущных проблем школьного музыкального образования. Каждый учитель музыки, который стремится обеспечить оптимальные условия для активного, эмоционально окрашенного самовыражения всех учащихся в музыке, обязательно внесет элементы своего личного отношения к методике творческого развития школьника. При этом учитель должен руководствоваться тем, что воспитывающее воздействие музыки на учащихся происходит, главным образом, при условии «акта сотрудничества», когда ученик неформально воспринимает и воспроизводит произведение, импровизирует и сочиняет, вносит что-то свое и «переиначивает» по-своему.

Специфика воспитательной работы средствами музыки определяется природой этого вида искусства. Так, А. Н. Сохор утверждает, что выразительные средства музыки не обладают той наглядностью, которая характерна для художественного слова, картины, драматического произведения. Музыка – это условное искусство. Эта условность музыкального искусства дает повод для многогранного толкования его смысла. Как правило, музыка не нуждается в предметном соотношении звуковых образов с образами реальной действительности. Главная сфера музыки – чувства, настроения. Потому не следует от учащихся, слушающих музыку, требовать обязательного перевода музыкальных образов в зрительные. Музыка может передавать в определенной степени мысль, философскую идею, ей свойственны и определенные изобразительные средства, позволяющие рисовать в воображении картины действительности [7, с. 38].

Одной из составных частей учебно-воспитательной работы школы является внеклассная деятельность. Внеклассная деятельность является, соответственно, и одной из форм организации музыкального досуга школьников. Она предоставляет учителю музыки широкие возможности для всестороннего музыкального развития учащихся [4, с. 4].

В отличие от учебной деятельности, внеклассная работа не регламентируется едиными и обязательными программами. Содержание внеклассной работы также не должно ограничиваться рамками учебной программы, а должно зрительно выходить за ее пределы и возможно определяться в основном интересами школьников. Л. Г. Арчажникова, в этой связи, замечает, что внеклассная деятельность располагает дополнительными по отношению к процессу обучения возможностями воспитательного воздействия. Хорошо продуманная и поставленная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет детям значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках музыки знания. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной музыкальной деятельности не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности, как у учителя, так и у ученика. Она более всего способствует развитию музыкальных способностей детей, развитию не только их разнообразных интересов, но и формированию у них музыкального интереса в нужном направлении [2, с. 88].

Многими педагогами отмечается, что успех внеклассной деятельности в большей степени зависит от ее содержания и организации. При этом внеклассная деятельность в определенной мере должна быть своеобразным отдыхом от обязательных уроков. Главный принцип ее организации – интерес самого учащегося, его добровольное желание заниматься любимым делом в свободное от учебных занятий время.

О. А. Апраксина все формы внеклассной работы объединяет в две группы: массовые и кружковые [1, с. 151]. Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко, в свою очередь, отмечают, что массовые формы – это праздник и досуг. Главной их задачей является охват наибольшего количества детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом музыкальном мероприятии вообще не требует от детей никакой подготовки. Определенная подготовка, безусловно, нужна для участия в любом деле, только суть ее может быть весьма различной.

Под массовыми формами музыкальнойвнеклассной деятельности понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных школьника, уровня его музыкального развития. Они эпизодичны и не предусматривают планомерного музыкального образования. Достаточно желания, интереса – и школьник становится участником какого-либо конкретного музыкального мероприятия. Создание такого интереса, желания и составляет основу его подготовки.

Кружковые формы музыкальной работы представляют собой другую группу внеклассной деятельности. Кружковая музыкальная работа проводится в школе путем организации различных кружков – хоровых, инструментальных, а также сольного пения, ансамбля, школьного оркестра, детского музыкального театра, ритмики, бального танца [3, с. 194].

Внеклассная музыкальная работа, кроме кружков и массовых мероприятий, может включать в себя также различные виды музыкальной деятельности, например, слушание музыки, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, которые в свою очередь, являются составляющими компонентами разнообразных музыкальных игр. Внеклассная деятельность предоставляет также широкие возможности для использования музыкальных игр, поскольку на уроке музыки зачастую не хватает и времени и свободы действия.

В основе внеклассной деятельности лежит целый комплекс принципов, разработанных отечественными педагогами. К числу основных принципов, которыми необходимо руководствоваться учителю при организации внеклассной работы, относятся принципы добровольности, общественной направленности, развития инициативы и самодеятельности, романтики и игры, рационализаторского творческого подхода к делу, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, доступности, преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы.

При организации внеклассной деятельности учителю музыки следует опираться на эти общепедагогические принципы, однако, при этом, необходимо использовать и специальные принципы, которые лежат в основе музыкального обучения. Так, Д. Б. Кабалевский выделяет следующие принципы: активность музыкальной деятельности учащихся и их самостоятельность, связь музыкального восприятия с жизнью, интересами детей, развитие музыкальных способностей, воспитание вкуса и музыкальной культуры в целом [5, с. 13].

Внеклассная музыкальная работа, представляющая собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями воспитательного и развивающего воздействия на детей. Во-первых, это развитие мотивационной сферы, т. е. интереса, активности и потребности в музыкально-творческой деятельности.Во-вторых, это развитие индивидуальных способностей, в том числе и музыкально-творческих.В-третьих, это обогащение опыта знаниями, умениями и навыками музыкально-творческой деятельности.В-четвертых, это развитие способности к общению со сверстниками и другими участниками средствами музыки и самой музыкой.

Каждый вид внеклассной деятельности (творческой, познавательной, игровой и др.) обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в музыкально-творческом аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект.

Специфика внеклассной деятельности проявляется на уровне следующих задач. Во-первых, это формирование у детей потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью учащегося. Другими словами, во внеклассной работе школьник должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь не только включаться в такую деятельность, но и самостоятельно организовывать ее

Во-вторых, это развитие познавательного интереса. В данной задаче отражается преемственность в учебной и внеклассной деятельности, так как внеклассная работа взаимосвязана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

В-третьих, это формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения школьников. Во внеклассной деятельностиучащиеся усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями, а эмоциональная сфера формируется через эстетические представления.

В-четвертых, это углубление знаний, умений и навыков школьников в музыкально-творческой деятельности.

В-пятых, это формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации школьник должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям.

Задачи внеклассной деятельности, в свою очередь, влияют на отбор ее содержания. Поэтому, специфика содержания внеклассной деятельности характеризуется, во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над рациональным; во-вторых, в ее содержании определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. ее содержание должно быть направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков школьников.

Таким образом, внеклассная деятельность предоставляет учителю музыки широкие возможностив музыкально-эстетическом развитии школьников. Она имеет огромное значение не только для расширения музыкального кругозора учащихся, но и помогает достичь наибольшего музыкально-развивающего эффекта. Основным назначением внеклассной музыкальной деятельности является пробуждение и углубление у школьников интереса к различным видам музыкальной деятельности, раскрытие и развитие их музыкальных способностей, воспитание их музыкально-познавательной и социальной активности, культурная организация их досуга.

Литература

1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб.пособие для студентов пед. институтов / О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с.

2. Аржачникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. – М. : Просвещение, 1984. – 109 с.

3. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя / Л. Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М. : Академия, 1998. – 240 с.

4. Егорова, С. В. Организация внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников (на примере лекционно-концертной деятельности учителя музыки): методические рекомендации / С.В. Егорова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 1999. – 36 с.

5. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. – 2-е изд., испр. и доп. / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1984. – 206 с.

6. Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности // Система эстетического воспитания школьников: сб. статей. – М., 1989. – С. 110-129.

7. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. – Л. : Музыка, 1975. – 64 с.

Просмотров работы: 2004