Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве.
Театральная студия - независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный коллектив. Такие театры чаще всего появляются там, где отсутствует профессиональный театр. Театры-студии возникли в 19 в. в Европе как реакция на академические претензии коммерческого театра.
Театр открывает двери в мир волшебства и фантазии. Занятия помогут раскрепостить застенчивых ребят, а энергию шалуна направить в правильное русло. Руководители вместе с детьми будут придумывать интересные истории и сказки, играть на сцене, преодолевать чувство страха перед большой аудиторией и творить!
Занятия театральной студии проходят в увлекательной, игровой и динамичной форме. Во время обучения дети приобретают начальные навыки актерского мастерства, сценической речи, пения, танца, давая при этом волю своему воображению. Игра в детском музыкальном театре знакомит детей с миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.
Рассмотрим структуру театральной студии:
1.Театральные актеры (разновозрастное объединение - в основном для 2-4 классов, постоянно действующее);
2.Группа чтецов и ведущих (разновозрастное объединение, существующее постоянно).
Работа над спектаклем проходит в 4 этапа: застольная работа, репетиции в выгородках, сценические репетиции, выпуск спектакля. Каждый этап работы над спектаклем включает следующие виды деятельности: театрально-игровую, художественно-речевую, ритмопластику. Спектакль - это экзамен, итог годовой деятельности всего коллектива, показ теоретической и практической подготовленности каждого ребенка. Каким бы «густонаселенным» ни был спектакль, не всегда удается задействовать всех детей. И здесь на помощь приходит школьная миниатюра. Работа идет параллельно работе над спектаклем. Дети любят миниатюры, с удовольствием в них участвуют.
Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления декорации, шитьё костюмов. Необходимым условием является создание психологически комфортной атмосферы на занятии. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся мыслями, умениями, знаниями.
Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:
- разминка;
- речевой тренинг;
- психофизический тренинг.
Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.
По требованиям, программа работы в театральной студии с младшими школьниками построена так, чтобы дать детям представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, а процесс обучения строится по принципу цикличности: знания и умения совершенствуются и углубляются от занятия к занятию.
Содержание программы театральной студии нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы театральной студии расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии. В основу программы театральной студии положены ведущие методологические принципысовременной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полисубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
К видам театра относятся:
театр картинок;
театр кукол;
«Волшебные пальцы»;
теневой театр;
драматический театр;
театр оперы и балета.
Рассмотрим работу в кукольном театре.
Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.
Среди театров кукол различают три основных типа:
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
Таким образом, результатом кропотливой работы младших школьников является постановка самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, развитие коммуникативной компетенции и личностной рефлексии.