Для личностей, осуществляющих противоправное поведение и преступивших нормы морали и закона, создаются специализированные исправительные учреждения, которые выполняют функции создания позитивных условий для физико-психического, социального, нравственного развития, формирования гражданской позиции, положительных качеств, социальных и трудовых навыков, преодоления социальной дезориентации и дезадаптации в обществе. Однако результаты статистических данных и ряда научных исследований (Ю.В. Баранов, А.П. Михайлов, Б.А. Пайзулаева, А.М. Шевченкои др.) доказывают, что большая часть выпускников пенитенциарных учреждений (53%) через непродолжительный отрезок времени после освобождения снова совершают противозаконные деяния, другая часть (12%) становится лицами без определенного места жительства, 10% не способны найти работу или получать дальнейшее образование.
В связи с этим роль образовательно-воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения, направленной на исправление осужденного, существенно возрастает. Перед пенитенциарными учреждениями стоит сложная задача – способствовать процессу ресоциализации личности осужденного и оказывать эффективное влияние на его духовно-нравственное развитие, формирование социально-зрелой, адекватной гражданской позиции и приобретение положительного социального опыта в образовательно-воспитательном процессе. Для решения таких задач в сфере государственной политики разработана и внедрена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1, призванная модернизировать пенитенциарную систему. Так, по принятой концепции, к 2016 году воспитательные колонии будут преобразованы в воспитательные центры, в которых предусматривается изменение условий реализации образовательного процесса.
Основные образовательно-воспитательные проблемы в пенитенциарном учреждении заключаются прежде всего в недостаточном уровне организации и реализации системы организационно-педагогических и нормативно-правовых условий, а также специфика внешних и внутренних условий (по Ю.К. Бабанскому)[5], которые позволяли бы при их осуществлении наиболее эффективно достигать образовательные цели. Отсутствие или неполнота реализации необходимых условий приводят к кризисам и барьерам в обучении, затрудняющих процесс ресоциализации.
Так, среди учебно-воспитательных проблем в образовательном процессе пенитенциарного учреждения можно выделить следующие:
Недостаточная полнота реализации организационно-педагогических условий:
- отсутствие специализированных пенитенциарных педагогических технологий, применимых к разнообразным типам исправительных учреждений;
- отсутствие или трудности в разработке и реализации педагогического сопровождения осужденного на пути перевоспитания и получения образования, с учетом специфических особенностей условий пенитенциарного учреждения, а также индивидуально-личностных особенностей его субъектов;
- проблема подготовки квалифицированных педагогических специалистов, обладающих знаниями и навыками эффективной социально-педагогической работы с осужденными;
2. Влияние внешних условий:
- общественные условия – специфический характер криминогенной среды;
- частичная изоляция осужденного от социума, что затрудняет ему реализовывать социально-значимое взаимодействие со сверстниками, старшим поколениям, осуществлять обмен социально-культурным опытом;
- низкий уровень организации культурных условий для формирования культурно-эстетических, нравственных компетенций личности осужденного;
- недостаточность разработки реализации регулирования образовательного процесса пенитенциарного учреждения в нормативно-правовых актах и системе уголовно-исполнительного законодательства.
3. Сложности, заключающиеся в субъективных психолого-педагогические условиях пенитенциарного учреждения:
- низкий уровень личностного потенциала субъектов педагогической деятельности;
- низкая или неопределенная степень значимости личных целевых приоритетов осужденных;
- полное отсутствие или затруднения в реализации индивидуально-персонифицированного подхода к каждому подростку в образовательном процессе.
4. Трудности, определяемые специфическими условиями пенитенциарного учреждения:
-влияние особенностей социально-демографического состава обучаемых в пенитенциарном учреждении;
- недостаточность наличия материально-технических возможностей и оборудования учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении;
- низкий уровень возможностей воспитательной среды пенитенциарного учреждения (в связи с криминогенным влиянием);
- подвижность численного субъектного состава ученического коллектива в пенитенциарном учреждении;
-характер морально-психологической атмосферы в ученическом коллективе пенитенциарного учреждения.
Характер морально-психологической атмосферы пенитенциарного учреждения обуславливает также наличие социально-психологических персональных кризисов и барьеров осужденных в образовательном процессе:
-негативное отношение к месту пребывания и нахождению в нем, к целевым установкам педагогического коллектива пенитенциарного учреждения;
- восприятие осужденным воспитательного влияния на его личность со стороны педагогического коллектива как наказание (отсюда латентная или явная сопротивляемость обучаемого к процессу исправления);
- чувство психологической подавленности и потерянности осужденного;
- дезадаптация деликвента к условиям пенитенциарного учреждения;
- дезориентация, нарушения социально-значимых связей личности с обществом, родителями, сверстниками и т.д.;
- размытость или недостаточная определенность личных приоритетов осужденного в образовании и жизнедеятельности в общем;
- наличие стереотипности мышления, ложных идеалов, жизненных позиций и принципов, обусловленных криминогенной средой.
Исходя из анализа образовательно-воспитательных проблем в условиях пенитенциарного учреждения, барьеров и кризисов образовательного процесса, специфики и особенностей личности осужденного, социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе определенных принципов и методов.
Среди значимых принципов осуществления социально-воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении, при которых осуществляется смещение вектора осмысления направленности воспитательного воздействия на осужденного не только как лишь на объекта, но как на равноправного субъекта педагогического процесса, выделяются:
Принцип уважения и признания личности осужденного. Одним из значимых основ осуществления педагогического процесса является его гуманизация, как признание личность человека абсолютной ценностью.
Принцип событийности в образовательно-воспитательном процессе осужденных. Принцип событийности в воспитательной деятельности впервые встречается в работах А.С. Макаренко, утверждавший, что наличие ярких событий в образовательной среде является стимулом для эффективного развития воспитанников[6].
Принцип доверия и успеха. Подросток, оказавшийся в условиях пенитенциарного учреждения дезадаптирован, подавлен, зачастую агрессивен, негативно настроен к окружающим. Для снятия такого барьера необходимо выстраивать взаимоотношения с осужденным на принципе доверия и успеха. Принцип доверия тесно взаимосвязан с принципом веры педагога в возможность исправления личности осужденного. Вера в человека способна открыть новые резервы и потенциалы его развития, а также развивает уверенность самого осужденного в позитивную перспективу ресоциализации. Важным моментом снятия психологической напряженности и педагогического сопровождения воспитанника является создание ситуации успеха. Важным является доказать осужденному результативность, положительную динамику в процессе его исправления. Как только он будет ощущать, что позитивные изменения есть и они положительно влияют на его жизнь, процесс ресоциализации будет протекать более эффективно.
Принцип сотрудничества и субъектности осужденного в условиях пенитенциарного учреждения. Педагогическая деятельность должна основываться на принципе сотрудничества между педагогом и воспитанником, так как необходимым условием эффективного исправления является осознанное стремление воспитанника к возвращению в нормальную, социально-здоровую жизнь.
Список литературы
Баранов, Ю.В Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. – СПб.: Изд. Р.Асланова « Юридический центр Пресс», 2006. – 275 с.
Михайлов, А.П. Альтернативные стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ: монография / А.П. Михайлов; под ред. Г.С. Денисовой. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2006. – 160 с.
Пайзулаева, Б.А. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Пайзулаева Бурлият Айгумовна. – Махачкала, 2011. –149 с.
Шевченко, А.М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений: автореф. дис. …д-ра социол. наук: 22.00.06 / Шевченко Александр Михайлович. – Ростов н /Д., 2004. – 45 с.
Педагогика/ под ред. Ю. К. Бабанского, - М.: Педагогика, 1988. – 432 с.
Макаренко, А.С. Собрание сочинений / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2012.
1