Базовым компонентом личности являются духовность и нравственность. В связи с этим возрастающую роль приобретает организация воспитательной деятельности с позиции ориентации на личностное, персональное, индивидуальное начало, сопряженное с ценностным становлением личности обучающегося. Такой воспитательной технологией является индивидуальный образовательный маршрут.
Исследование индивидуального образовательного маршрута занимает место в работах А.П. Тряпицыной, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, С.В. Воробьевой и др. Опираясь на данные исследования, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [8].
Модель индивидуального образовательного маршрута студентов, как структурно-функциональное построение, основывается на блочно-модульном и событийно-графовом подходах и включает:
проективно-ориентационный блок, содержащий модуль диагностики мотивов, потребностей в образовании студентов педагогического вуза, научно-методический модуль, модуль средовой диагностики; модуль построения перспективы;
событийно-деятельностный блок, включающий модуль построения графа индивидуального образовательного маршрута, модуль реализации индивидуального образовательного маршрута;
ценностно-рефлексивный блок, включающий модуль реализации индивидуальной маршрутной карты студентов, модуль ценностно-рефлексивной диагностики студента [8].
Основными педагогическими условиями эффективного внедрения индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза, основанного на механизме саморазвития личности, являются следующие условия: аксиологическое насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды вуза; мотивированный и свободный выбор студентами событийного вектора собственного индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности; организация студенческого самоуправления как ведущей деятельности для успешной реализации индивидуального образовательного маршрута, способного сформировать духовно-нравственные ценности у будущих педагогов; подготовка специалистов, организующих индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей; разработка технологии педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента педвуза по формированию духовно-нравственных ценностей.
Исследователи определяют в процессе организации ИОМ соответственные функции педагога. Так, например, А.В. Проворова выделяет среди таких функций следующие:
1.Структурирование педагогического процесса (согласование целей, потребностей, соотнесение возможностей образовательной среды с задачами ИОМ);
2.Сопровождение (педагог консультирует субъекта образовательного процесса при разработке и реализации ИОМ);
3.Регулирование (использование необходимых форм деятельности в реализации ИОМ) [9].
Анализируя данный перечень основных функций педагога в процессе реализации ИОМ, мы определяем и такую функцию как диагностирование (отслеживание результатов усвоения материала, SWOT-анализ образовательной среды).
Одной из важнейших функций педагога в процессе организации ИОМ является психолого-педагогическое сопровождение студента на пути реализации образовательного маршрута (включение в деятельность, преодоление барьеров и трудностей субъектом, укрепление веры в себя и свои возможности).
Н.Г. Зверевой определяются этапы ИОМ в зависимости от деятельности педагога в процессе организации и реализации ИОМ:
1) организатор (педагог с помощью различных педагогических технологий организовывает образовательное пространство индивидуального образовательного маршрута);
2) консультант (педагог оказывает консультативную помощь учащемуся в процессе реализации образовательного маршрута);
3) наблюдатель (педагог использует метод наблюдения для диагностирования степени развития индивидуальности учащегося и уровня усвоения им учебного материала).
На наш взгляд, этапы создания и реализации ИОМ определяются не только наличием определенной деятельности педагога (куратора, тьютора), но и деятельности студента. Реализация ИОМ всегда индивидуальна, таким образом, сложно определить точную последовательность деятельности педагога. В процессе проектирования и реализации ИОМ ведущее место занимает деятельность, мотивы и желания студента. На этапе «организатор» педагог организует технологический компонент, вариативные содержательные компоненты, но содержательную сущность, вектор данного ИОМ определяет только сам студент. Таким образом, до тех пор, пока содержательный компонент не определен, сложно говорить о технологическом. На наш взгляд, этапы консультирования и наблюдения осуществляются постоянно в процессе проектирования и реализации ИОМ. На первом этапе совместно с деятельностью организации осуществляется диагностика мотивации студента, уровня его ответственности к соответствующему выбору. В случае, если обнаруживаются трудности в ходе реализации, то необходимо консультирование уже на первом этапе. На всех этапах ИОМ необходимо реализовывать совместную рефлексивно-диагностическую деятельность педагога и студента, с целью выявления и предотвращения возможных рисков и сложностей в процессе реализации ИОМ. Таким образом, целесообразней положить в основу выделения этапов ИОМ не только деятельность педагога, но совместную деятельность студента и педагога. Ключевыми этапами проектирования ИОМ являются проективный, деятельностный и ценностно-рефлексивный.
ИОМ адекватен личностно ориентированному подходу, однако, как отмечает С.В. Воробьева, не тождественен ему. В русле этой мысли мы выделяем следующие особенности ИОМ:
1. ИОМ создается для конкретного студента как индивидуальный путь развития и образования личности;
2. Студент самостоятельно совершает выбор событий ИОМ, наполняет его содержанием, в соответствии со своими предпочтениями и мотивами. Эта особенность делает студента субъектом образовательного процесса;
3. ИОМ – интерактивная и уникальная система образовательных процессов. Каждый ИОМ – это неповторимый путь, т.к. его субъектом персонально проживается маршрут.
4. ИОМ строится исключительно на совместной деятельности педагога и учащегося. ИОМ, основу которых составляет деятельность педагога, сложно назвать индивидуальный путем развития личности студента, если он сам не занимает центральных позиций.
Таким образом, ИОМ как воспитательная технология направлен на формирование компетентной, духовно-развитой личности будущего педагога как яркой индивидуальности. Очевидным преимуществом ИОМ является способность эффективного формирования и проявления субъектности студента в образовательной среде, его самостоятельности, ответственности за собственный выбор, исключающий существование «случайных» событий в его образовательном пути.
Список литературы:
Воробьева, С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ [Текст]: дис. …д-ра пед. наук: спец.: 13.00.01 / С.В. Воробьева. − СПб., 1999. – 460 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] // М.: Просвещение. – 2010. – 24 с.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] //Учительская газета. – 2000. − №43. – С.6-7.
Николина, В.В. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся[Текст]: Уч.пособие / В.В. Николина; Н.Новгород: НГПУ − 2010. – 46 с.
Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината [Текст] / А.В. Проворова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – №102 – 2009 − С. 254 – 258
Современные образовательные технологии/ Под ред. Н.В. Бордовской. М., 2010.
Федеральная программа развития образования [Текст] //Вестник образования. – 2000. − №12. – С.3-70.
Фролова, С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов по формированию духовно-нравственных ценностей [Текст] / C. В. Фролова // Современные исследования социальных проблем. – 2013. − № 6. – С. 55−67.
Фролова, С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов [Текст]: учебн. пособие / C. В. Фролова.; Н. Новгород: НГПУ, 2012. − 218 с.