ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях глобализации и стратегических изменений особое внимание следует уделять вопросам организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации. Ведь от эффективности реализации всех функций управления будет зависеть результативность таможенной деятельности в долгосрочной перспективе. Результативность таможенной деятельности отражается в первую очередь в соблюдении всех норм таможенного законодательства и обеспечении доступности и качества предоставляемых государством таможенных услуг населению. При этом все процедуры таможенного администрирования должны соответствовать международным стандартам и делать процесс взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов более доступным и прозрачным. На современном этапе развития общества возрастают требования, предъявляемые к работе таможенных органов. К ним можно отнести следующие: информатизация и автоматизация таможенных операций и процедур, оперативность работы, повышение ее эффективности и результативности, освоение новых форм и методов оперативной деятельности и т.д. Это в свою очередь требует изменить в целом парадигму управления в таможенной системе. Именно поэтому данная тема весьма актуальна и интересна для изучения.

Объектом исследования являются функции управления в системе таможенных органов. Предметом исследования – процесс реализации функций управления в системе таможенных органов

Цель работы – изучить состояние системы управления в рамках таможенных органов и выделить направления совершенствования всех функций управления в таможенных органах РФ

В соответствии с поставленной целью необходимо выделить и решить следующие задачи:

  • изучить систему и структуру таможенных органов РФ;

  • раскрыть особенности управления в системе таможенных органов;

  • рассмотреть функции управления в системе таможенных органов;

  • обозначить направления совершенствования управления в таможенных органах РФ.

При анализе данной темы были использованы методы системного, структурного анализа, методы группировки, прогнозирования и прочие. Информационными источниками для написания работы явились труды отечественных и иностранных авторов, Интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты.

Для анализа особенностей осуществления функций управления в таможенных органах рассмотрим систему и структуру таможенных органов Российской Федерации.

Под организационной структурой таможенных органов понимается совокупность различных структурных подразделений, которые составляют таможенные органы, порядок их соподчиненности и форму распределения функций между ними[7,c.212].

Степень жесткости и устойчивости структуры оказывает существенное влияние на реализацию функций таможенных органов. Таможенные органы, в которых большая степень жесткости способны функционировать в строго заданных параметрах. Вследствие этого таможенные органы с узкоспециализированной и устойчивой структурой создаются только в тех случаях, когда заранее определены все функции.

Организационные основы управления таможенными органами представлены в Федеральном законе «О таможенном регулировании РФ» и Таможенном кодексе Таможенного союза[2].

В соответствии со статьей 3 федерального закона «О таможенном регулировании РФ» №311-ФЗ, общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба[2].

В соответствии со статьей 10 ФЗ №311 таможенными органами являются[2]:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

  • региональные таможенные управления;

  • таможни;

  • таможенные посты.

Таможенные органы в Российской Федерации являются единой федеральной централизованной системой, осуществляющей свою деятельность вне зависимости от органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Таможенные органы составляют единую систему, представленную на рисунке 1.

Рис .1.Система таможенных органов

Деятельность таможенных органов Российской Федерации направлена на развитие внешнеэкономической деятельности и создание благоприятных условий для участников ВЭД. Совершенствование деятельности таможенных органов РФ связано с необходимостью упрощения порядка совершения таможенных операций и процедур. Изменение данного порядка способствует сокращению расходов участников внешнеэкономической деятельности путем повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.

На 1 января 2015 года в систему таможенных органов входит 552 таможенных поста, 89 таможен, 4 специализированных РТУ и 8 РТУ. В целом структура таможенных органов РФ представлена на рисунке 2 [12].

Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации[3].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013г. № 809 (ред. от 27.12.2014), ФТС России является федеральным органом исполнительной власти.Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации[3].

Рис. 2. Структура таможенных органов РФ в 2015 г.

Функции и полномочия региональной деятельности региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов определяет Федеральная таможенная служба, согласовав их с Правительством Российской Федерации.

Центральный аппарат Федеральной таможенной службы имеет право создавать специальные таможенные органы, в компетенцию которых входят только отдельные полномочия и выполнение некоторых функций, либо совершенствование таможенных операций[3].

Таможенные органы осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов: законность, равенство лиц перед законом, уважение лиц и соблюдение свобод и их прав, единство централизованно управления и системы органов, профессионализм и компетентность должностных лиц, ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц, понятность требований при проведении таможенного контроля и операций, доступность информации о правилах осуществления ВЭД и законодательства РФ, единообразие правоприменительной практики при осуществлении таможенных процедур, недопустимость возложения на лиц, которые осуществляют ВЭД неоправданных издержек, применение современных информационно – коммуникационных технологий, совершенствование таможенных процедур, внедрение прогрессивных методов администрирования и опыта в рамках управления таможенным делом иностранных государств[2].

Функционал таможенных органов определяет нормативно – правовая база, в которой установлены полномочия таможенных органов [1]:

  • реализация и совершенствование методов осуществления таможенного контроля и операций, создание условий для ускорения товарооборота при ввозе и вывозе товаров.

  • содействие развитию внешнеэкономических связей организаций, граждан и субъектов РФ.

  • ведение специальной таможенной статистики и статистики внешнеторговой деятельности.

  • взимание таможенных пошлин и сборов, контроль правильность их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по принудительному взысканию пошлин и сборов.

  • обеспечение на территории РФ соблюдения порядка перемещения транспортных средств и товаров, а так же их перемещения через границы таможенного союза.

  • обеспечение соблюдения ограничений и запретов в отношении ввозимых и вывозимых товаров.

  • обеспечение защиты интеллектуальных прав в рамках своей компетенции.

  • осуществление борьбы с контрабандой и иными противоправными действиями.

  • содействие в осуществлении мер по защите государственной безопасности, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, интересов российского потребителя.

  • осуществление контроля валютных операций в пределах своей компетенции.

  • обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части таможенного дела.

  • осуществление консультирования и информирования граждан в области таможенного дела.

  • проведение НИОКР в области таможенного дела.

Список функций, которые исполняют таможенные органы, может корректироваться в зависимости от политики осуществляемой Правительством Российской Федерации в области таможенного регулирования и Комиссией таможенной службы.

Формирование единой системы таможенных органов Российской Федерации включало в себя ряд последовательных этапов, связанных с реформированием таможенной сферы в целом. Структура таможенной деятельности и территориальное размещение таможенных органов в РФ сформировались под воздействием различного рода факторов, таких как географические условия, политические, экономические, социальные условия и другие. В 2014 году были проведены следующие мероприятия в рамках организационно – структурной работы[12]:

  • Созданы Крымская таможня и 8 таможенных постов.

  • Создана Севастопольская таможня и 2 таможенных поста.

  • Изменено положение 27 таможенных ростов и Нижегородской и Брянской таможен.

  • Из подчинения Северо – Западного таможенного управления Калининградская областная таможня передана в подчинение Федеральной таможенной службы РФ.

  • Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни преобразован в Астраханский таможенный пост (центр электронного декларирования).

Наглядно территориально-структурное деление таможенных органов РФ представлено на рисунке 3 [13].

Изучая данные различных лет, опубликованные ФТС, можно делать определенные выводы об организационно-управленческой деятельности в рамках таможенных органов РФ. На современном этапе реформирования таможенной деятельности все большое значение уделяется именно качественным изменениям в таможенной сфере. Если ранее происходили лишь изменения количественных аспектов – увеличение штатной численности, рост таможенных органов и т.д., то на сегодняшний день внимание обращено к вопросам совершенствования организационной структуры таможенных органов, отвечающей функциональному назначению. В совокупности все эти изменения в рамках таможенной реформы влияют на результативность и эффективность деятельности таможенных органов РФ.

Рис. 3. Территориально-структурное деление таможенных органов РФ в 2015 г.

Обратимся далее к особенностям осуществления управления в таможенных органах.

В рамках организационной структуры управления закладываются все базовые элементы управления, распределяются функции и полномочия, выстраиваются взаимоотношения между сотрудниками, происходит процесс принятия управленческих решений. То есть саму систему управления можно назвать определенным каркасом для управленческих процессов, протекающих в системе управления, и от устойчивости этого каркаса будет зависеть результативность и эффективность деятельности в целом. Именно поэтому руководитель должен особе внимание уделять процессу формирования структуры управления, её гибкости, адаптивности к различным условиям и конечно – адекватности к функциям организации. Грамотно выбранный тип структуры управления должен соответствовать внутреннему потенциалу и особенностям системы управления. Одним из основополагающих понятий в менеджменте, можно назвать организационную структуру управления, в раках которой и протекает весь управленческий процесс.

Оптимальная организационная структура позволяет системе управления развиваться стабильно в соответствии с его возможностями, но при этом быстро реагировать на любые конъюнктурные колебания во внешней среде. Чем более сложной и более раздробленной является организационная структура, тем большее значение в управлении ею играют такие факторы как[8,c.160]:

  1. Передача полномочий. Например, начальник таможни, отвечающий за деятельность всего органа в целом, передает часть своих функций своим заместителям и начальника отделов и начальникам постов. Иначе говоря, он перепоручает решение частных вопросов подчиненным или группам специалистов, которые отвечают за решение данных задач.

  2. Координация. Уровень согласованности усилий зависит от количества специалистов, участвующих в решении задачи. Чем больше специалистов участвует, тем выше должен быть уровень согласованности. Особое значение при координации действий имеет процесс передачи информации, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

  3. Компетентность. Данная характеристика предполагает четкое определение круга ответственности каждого работника. Компетентность руководителя находит свое отражение в его умение организовать работу коллектива и таможенного органа в целом.

  4. Централизация. Степень централизации определяется количеством подчиненных находящихся в подчинении у одного руководителя. Чем больше подчиненных подчиняется одному руководителю, тем выше степень централизации. Каждый руководить вместе с нижестоящим звеном организационной структуры должен определить какое количество полномочий он оставляет за собой, а какое передаст на нижестоящий уровень.

Параметры, заложенные в основу построения адекватной структуры управления, во многом определяются самой системой управления. Количество уровней, звеньев в структуре будет зависеть от размера и масштабов деятельности объекта управления. На структуру таможенных органов непосредственное и основное влияние оказывают цели, которых стремятся достичь сотрудники конкретного органа, то есть организационная структура таможенных органов формируется под влиянием выполняемых им функций. В соответствии с выполняемыми функциями в системе таможенных органов, куда входят региональные таможенные управления, таможни и федеральный орган исполнительной власти выделяют три вида структурных подразделений[7,c.130]:

  • оперативные структурные подразделения – таможенного контроля и таможенного оформления, правоохранительной деятельности и экономической работы.

  • функциональные структурные подразделения – финансово – плановые, кадровые, правовые, информационного обеспечения, материально – технического снабжения, хозяйственные и так далее.

  • структурные подразделения штабного типа – оперативно – дежурные, организационно – аналитические, организационно – инспекционные.

Данная классификация структурных подразделений является достаточно общей и дает возможность получить только первичное представление о распределении функций среди подразделений таможенных органов. Процесс разделения труда обуславливает необходимость разделения функций управления и основных функций и закрепления их за соответствующими подразделениями. Так как между организационной структурой и функциями существует взаимообусловленность и взаимосвязь, то каждая конкретная функция закрепляется за каждым конкретным подразделением. Для эффективной реализации данной функции каждое подразделение наделяется правами и несет ответственность за реализацию функции. Если функции являются близкими между собой и сходными в механизме реализации то может быть создано одно подразделение, исполняющее несколько функций.

Основными требованиями, которые предъявляются к структуре таможенных органов, являются простота и экономичность. Чрезмерно громоздкая организационная структура таможенного органа ведет к повышению расходов на ее содержание, вследствие этого создание новых подразделений в рамках таможенного органа осуществляется только в тех случаях, когда это способствует повышению эффективности реализации функций таможенного органа [8, c. 170].

Соблюдение основных требований, предъявляемых к построению организационной структуры управления, позволит сделать её наиболее оптимальной в соответствии со спецификой учреждения и сферой его деятельности. Грамотная система управления в рамках таможенной системы способствует реализации всех функций управления таможенными органами.

Функции управления по своему содержанию раскрывают все элементы управленческого процесса в рамках организации. В системе государственных органов функции управления занимаю важнейшее место, так как через их исполнения решаются вопросы построения организационной структуры управления, применение тех или иных технологий и методов управления, кадровой политики и другие. По своему содержанию функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект[7,c.315].

Можно выделить следующие принципы, на которых базируется процесс реализации функций управления, как в таможенном деле, так и вообще: объективность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторяемость, обособленность и самостоятельность, единство и однородность содержания.

Исходя из практики управления в различных сферах деятельности, можно выделить ряд функций управлении, такие как функции организации, анализа, планирования, мотивации, регулирования, учета и контроля, которые можно применить непосредственно к управлению таможенными органами.

В современной теории управления такие функции объединяются в «пирамиды» управления. Первые отражают интегральный подход к классификации функций и составляют сущность управления и руководства в любой сфере деятельности, вторые — структурируют и детализируют функции управления и критерии качества реализации каждой функции[7,c.325].

Отличительной чертой методологических основ управления является стабильность состава функций не зависимо от сферы их приложения. Объекты управления могут быть различны, но пирамида управления неизменна, при этом используется специфичный набор методов и технологий управления.

«Пирамида» управления в рамках таможенной системы представлена на рисунке 4.

Рис. 4. «Пирамида» управления в рамках таможенной системы

Для эффективной реализации каждой функции управления необходимо своевременно разработать методологию деятельности и систему критериев и показателей оценки результатов деятельности.

Рассмотрим более подробно все функции управления в системе таможенных органов.

Функция анализа таможенной деятельности

При анализе деятельности сотрудников таможенной службы необходимо пройти следующие этапы[7,c.328]:

  • определение цели анализа;

  • выбор характеристик объекта для проведения анализа;

  • установление состава подразделений и должностных лиц, включаемых в сферу анализа;

  • разработка методической схемы анализа объекта управления и организация взаимодействия участников процесса анализа;

  • сбор статистических данных за ряд лет;

  • выбор метода обработки исходных данных для достижения цели анализа;

  • обработка полученных данных в соответствии с выбранным методом, представление их в виде таблиц, графиков или функциональных связей;

  • подведение итогов анализа.

Для оценки эффективности и результативности реализации функции анализа таможенной деятельности используют систему следующих показателей[7,c.330]:

  • системность выполнения анализа состояния объекта управления;

  • наличие методики и методической схемы анализа объекта управления;

  • уровень использования электронных программных средств;

  • уровень использования современных экономико-математических методов анализа;

  • величина абсолютной и относительной ошибки результатов анализа;

  • степень достижения цели анализа.

Также для большей объективности оценки реализации данной функции необходимо правильно выбрать сотрудника, осуществляющего данную оценку. Он должен быть компетентным в данных вопросах, иметь определённый опыт работы, высокий уровень квалификации, регулярно участвовать в проверках такого рода и проходить курсы повышения квалификации.

В основу оценки представленных показателей должна быть заложена специальная методологическая, организационная и инфраструктурная база.

Функция планирования деятельности

Под планирование деятельности понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей. По времени реализации планы подразделяются на тактические или оперативные планы и стратегические, то есть долгосрочные.

Мероприятия по планированию развития таможенных органов необходимо тщательно изучать и контролировать, так как от их реализации зависит и авторитет страны на международной арене. В связи с этим существует ряд критериев оценки качества составляемых планов[7,c.332].:

  • соответствие значений планируемых показателей таможенной деятельности стратегии развития экономики страны;

  • уровень влияния на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

  • планируемая полнота сборов таможенных платежей, выраженная через отношение ожидаемых поступлений платежей в бюджет к теоретически возможной сумме платежей за планируемые объемы внешней торговли;

  • планируемый уровень зашиты населения и природной окружающей среды от ввоза вредной, опасной и некачественной продукции и услуг;

  • организационный и технический уровень технологий реализации государственных таможенных функций и их соответствие международным стандартам.

На основе мероприятий, заложенных в основу плана развития таможенной системы, выстраивается деятельность всех сотрудников таможенных органов. То есть для реализации общего плана, необходимо чтобы цель стратегического развития таможенной системы была чётко доведена до каждого сотрудника. Исходя из этого будет выстраиваться оперативная деятельность таможенной службы. Также в ходе реализации плана развития необходимо внедрять новые передовые технологии, модернизировать существующие методы работы, инфраструктуру, повышать уровень квалификации сотрудников и т.д. Таким образом, для реализации одной стратегической линии требуется выработка ряда управленческих задач во всех сферах деятельности таможенных органов. Только при скоординированной деятельности можно достичь запланированных результатов. Для этого необходимо использовать методы целепологания, прогнозирования и моделирования.

Выделим уровни планирования в рамках таможенной системы[13]:

  1. Уровень Министерства экономического развития и торговли — для ФТС России.

  2. Уровень ФТС России — для РТУ и таможен непосредственного подчинения. На данном уровне закладываются целевые программы развития таможенного дела в долгосрочной перспективе.

  3. Уровень РТУ — для таможен. На данном уровне формируется более развернутый план по реализации целевой программы ФТС с учётом особенностей территориального деления.

  4. Уровень таможни — для таможенных постов.

Рассмотрим более подробно, какие решения принимаются в разрезе уровней планирования.

На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают план:

  • организации мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);

  • работы коллегии ФТС России или РТУ (на полугодие);

  • командировок для аппарата ФТС России (на квартал);

  • проведения научных исследований;

  • обучения должностных лиц (годовой).

На уровне таможни разрабатывают план:

  • организации мероприятий;

  • комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);

  • работы начальника отдела, личный план работы государственного гражданского служащего, сотрудника или работника;

  • повышения квалификации кадров.

Целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Процесс стратегического планирования в таможенных органах представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Процесс стратегического планирования

Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов. ФТС России и другими государственными органами.

Функция организации деятельности

Организация как одна из общих функций управления является практическим связующим звеном между утвержденным планом (принятым решением) и его реализацией.

Функцию организации следует рассматривать как совокупность действий по подготовке к реализации утвержденного плана, которая включает[7,c.335]:

  •  
    • разработку или переработку (корректировку) технологии запланированного процесса;

    • создание или приведение в соответствие с утвержденным планом организационной структуры для реализации обновленной технологии процесса;

    • обеспечение объекта управления финансовыми ресурсами, компетентными кадрами и основными средствами:

    • организацию снабжения производственного процесса предметами труда (сырьем, заготовками, материалами и информацией);

    • разработку или корректировку мотивационного механизма обеспечения реализации утвержденного плана;

    • подготовку системы рабочего управления предстоящим процессом деятельности.

Все это в совокупности представляет собой проект организации выполнения плана, который в зависимости от характера плана и вида деятельности является более или менее масштабным документом.

Основу этапа организации составляет разработка процедур (технологий) реализации принятых планов, способ реализации задач, поставленных перед подразделением, представляет собой технологию, т. е. процесс, с помощью которого исходные предметы труда преобразуются на выходе в запланированный продукт. Технология всегда индивидуальна и должна приниматься такой, какая наилучшим образом соответствует достижению определенных задач и намеченных целей.

Для создания современной таможенной технологической схемы необходимо четко представлять весь спектр контактов и эффективного взаимодействия таможни с участниками ВЭД: финансовыми, налоговыми и правоохранительными органами.

Основными показателями качества таможенных технологий являются[7,c.340]:

  •  
    • степень соблюдения таможенного законодательства;

    • продолжительность реализации процесса;

    • трудоемкость реализации процесса (суммарная и в расчете на одного работающего);

    • уровень автоматизации;

    • уровень компьютеризации;

    • уровень стандартизации;

    • уровень метрологического обеспечения;

    • эргономические и санитарно-гигиенические характеристики рабочих мест инспекторского состава.

Совершенствование действующей или разработка новой технологии таможенного оформления и таможенного контроля должно завершиться разработкой комплекта технологической документации, позволяющей обеспечить качество технологии реализации вида деятельности в соответствии с утвержденным планом. В таможенной практике используется, технологические схемы.

Одновременно с разработкой технологии реализации плана решается вопрос создания соответствующей организационной структуры для ее применения. Для этого необходимо оценить ее состояние и принять необходимые меры по приведению в соответствии с новыми задачами.

Качество организационных структур следует оценивать с использованием следующих показателей: результативность: системность: устойчивость коммуникаций; оперативность: ресурсоемкость; способность к самосовершенствованию.

Функция регулирования деятельности

Функция регулирования в системе управления включает набор действий руководителей по обеспечению запланированного порядка осуществления управляемого процесса, включающих[7,c.342].:

  • учет результатов деятельности;

  • контроль количественных и качественных характеристик результатов труда;

  • сравнение результатов с запланированными параметрами и регистрацию несоответствий;

  • выявление причин несоответствий;

  • разработку и реализацию корректирующих действий;

  • разработку и реализацию предупреждающих действий;

  • применение мер поощрения персонала за качественные результаты работы.

Таможенная служба как государственный институт власти должна регулировать внешнеэкономическую деятельность, но и не забывать об уровне своего развития и соответствия требованиям времени. Результативность таможенной деятельности отражается в первую очередь в соблюдении всех норм таможенного законодательства и обеспечении доступности и качества предоставляемых государственных таможенных услуг населению. При этом все процедуры таможенного администрирования должны соответствовать международным стандартам и делать процесс взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов более доступным и прозрачным.

Функции учёта и контроля деятельности

Реализация данных функций неразрывно связана друг с другом. Так как именно в результате контрольно-ревизионных мероприятий в рамках таможенных органов происходит оценка хода исполнения намеченных планов.

При помощи данных функций возможно ответить на вопрос, на какой стадии развития находится объект управления, соответствует ли это ожидание внутреннему потенциалу, и каковы проблемные области в ходе реализации плана.

В ходе контрольно-ревизионных мероприятий должна быть получена объективная информация о состоянии дел и степени достижения заложенных целей развития. При этом происходит сопоставление достигнутых показателей деятельности с планируемыми, и выявляются несоответствия. Далее на основе анализа причин несоответствия ряда показателей, происходит выработка корректирующих планов. Основная цель контроля в данном случае не допустить возникновения кризисных ситуаций по основополагающим направлениям развития [7,c.345]..

Для этого необходимо регулярно проводить контроль в виде плановых или внеплановых инспекций таможенных органов. При реализации планов работы таможенных органов необходимо оценить достаточность такого контроля за соблюдением таможенных технологий и, в случае сомнения в этом, принять дополнительные меры по повышению его результативности.

Все выявленные несоответствия должны подвергаться тщательному анализу, необходимо выявить проблемы или затруднения в ходе реализации плана и предложить пути устранения подобных явлений. В дальнейшем необходимо выработать ряд предупреждающих действий.

Основная задача разработки предупреждающих действий — это повышение уровня способности таможенной технологии (таможенных процедур) к соблюдению таможенного законодательства и снижению уровня таможенных рисков государства.

Функция мотивациисотрудников таможенных органов

Любая система мотивации должна исходить из потребностей сотрудников, при этом она должна отвечать требованиям времени и стратегии развития объекта управления. Также она должна быть гибкой, адаптивной и учитывать специфику работу сотрудников. Выделим следующие методы мотивации сотрудников таможенных органов[9,c.113]:

  • Мотивация достижения – предусматривается вознаграждения за труд, за достижение конкретного результата.

  • Мотивация успеха – стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.

  • Мотивация на власть – стремление человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу и условия труда других людей.

  • Мотивация на принадлежность/признание – потребность в получении признания от своих коллег.

  • Социальная мотивация – стремление работника к достижению определенного статуса, повышению своей социальной ответственности перед обществом.

В связи с реформированием таможенной системы и внедрением передовых технологий в работу сотрудников таможенных органов подлежат пересмотру и методы мотивации сотрудников.

На основе всего выше изложенного можно сделать вывод, что эффективная реализация на практике всех функций управления это сложный взаимозависимый процесс, в котором должны быть задействованы все звенья управления. При этом важно иметь гибкую организационную систему управления, которая могла бы своевременно реагировать на любые изменения внешней и внутренней среды таможенной системы. Для реализации всех функций управления в рамках таможенной системы необходима чёткая координации действий всех сотрудников таможенных органов, выработка единых стандартов, методов и технологий работы.

Решение управленческих проблем в системе таможенных органов возможно в случае оптимизации всех функций управления. Для реализации данной задачи необходимо изменить подход к управлению на всех уровнях организационной структуры управления в таможенных органах РФ, то есть установить чёткие взаимосвязи между отдельными её звеньями и распределить все функциональные обязанности в соответствии с решаемыми задачами.

В условиях глобализации и стратегических изменениях особое внимание следует уделять вопросам организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов РФ. Ведь от эффективности реализации всех функций управления будет зависеть результативность таможенной деятельности в долгосрочной перспективе. Развитие таможенного института напрямую зависит от качества предоставляемых таможенных услуг.

На современном этапе развития общества возрастают требования, предъявляемые к работе таможенных органов. К ним можно отнести: информатизация и автоматизация таможенных операций и процедур, оперативность работы, повышение ее эффективности и результативности, освоение новых форм и методов оперативной деятельности и т.д. Это в свою очередь требует изменить в целом парадигму управления в таможенной системе. Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.Таможенное дело представляет собой сложный объект управления.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» были представлены основные направления развития и реформирования таможенной службы РФ. Данные направления в свою очередь соответствуют тем проблемным областям в таможенной сфере, которые требуют устранения в результате проведения реформы[4].

При анализе результатов деятельности таможенных органов РФ по каждому из направлений появилась необходимость осуществить последовательный ряд действий, способствующий повышению данных результатов в перспективе.

Основные направления совершенствования управления в таможенных органах[4]:
  • обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации;

  • обеспечение оптимальной нагрузки на должностных лиц по основным видам деятельности таможенных органов;

В рамках обозначенных направлений в полном масштабе необходимо реализовать организационную функцию управления, направленную на оптимизацию структуры управления таможенными органами, что и станет основой организации всего управленческого процесса в системе таможенных органов РФ.

  • совершенствование правового обеспечения управленческой деятельности в таможенных органах;

  • внедрение системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов;

В данном случае необходимо активизировать контрольно-ревизионную функцию, направленную на выявление любых несоответствий в работе таможенной службы. Система управления качеством позволит соблюдать все технологии предоставления таможенных органов и соответствовать международным стандартам и нормам права. Это в целом позволит повысить результативность таможенной деятельности.

  • развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации;

  • развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов;

  • усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.

Развитие системы мониторинга направлено на оптимизацию деятельности всей таможенной системы, так как данные мероприятия основываются на нескольких функциях управления, а именно, анализ, планирование, регулирование. Данная система позволит принимать адекватные и своевременные управленческие решения, выявлять любые изменения внутренней и внешней среды, составлять оперативные и стратегические планы, вносит в них актуальные коррективы. Усиление аналитической функции способствует активизации регулирующей функции, направленной на координацию всех действий сотрудников таможенных органов

При оптимизации функции мотивации сотрудников в целом необходимо совершенствовать кадровую политику таможенных органов РФ. Для повышения уровня эффективности работы таможенной службы РФ необходимо совершенствовать работу персонала, являющегося важнейшим фактором функционирования службы и перспектив ее развития.

Направления совершенствования кадровой политики в таможенных органах[8,c.220]:

  • диагностика служащих на соответствие профессиональной модели компетенций с целью выявления потребности знаний и навыков;

  • разработка и адаптация обучающих программ, отражающих специфику деятельности министерств и ведомств;

  • изучение конкретных примеров деятельности из экономико-управленческой практики организации;

  • создание в структуре органа власти отдела обучения, курирующего образовательный процесс;

  • накопление и обновление информационной обучающей базы внутри организации;

  • системный подход к обучению: согласованность отдельных дисциплин, целостность подачи информации.

Такой подход к специализации обучения помимо роста профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации труда, заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и внутриорганизационной культуры.

В целом совершенствование организационно-управленческой деятельности таможенных органов, способствует развитию внешнеэкономической деятельности и отражается на международном авторитете страны.

Федеральной таможенной службой РФ и в РТУ кроме специализированных предусмотрено создание организационно – структурной комиссии, деятельность которой направлена на выработку предложений по реорганизации, ликвидации и созданию таможенных органов и их структурных подразделений, перераспределению штатной численности, изменению и утверждению типовых структур[14]. Данная мера является весьма важной, так как особенности организационной структуры неразрывно связаны с возможностями реализации функций управления в таможенных органах.

Следует отметить, что совершенствование структур любого органа является достаточно сложной проблемой, так как в данном процессе наблюдаются две противоположные тенденции[15]:

  • с одной стороны структура должна соответствовать таким требованиям как простота и экономичность.

  • с другой стороны развитие социально - экономических отношений предъявляет новые более сложные требования к таможенным органам. Такими требованиями являются повышение эффективности работы таможенной службы, совершенствование стиля работы, освоение новых методов и форм ведения оперативно – служебной деятельности и так далее.

Данные требования порождают необходимость выделения новых структурных подразделений в системе таможенных органов.

Так как достижение целей деятельности зависит от структуры управления, то деятельность по ее совершенствованию становится одной из актуальных задач для таможенных органов. Предпосылками для изменения структуры являются изменение задач, факторов внешней среды и так далее. Таким образом, важно отметить, что результативность и эффективность работы таможенных органов напрямую связана с устойчивостью системы управления в рамках таможенной деятельности.

Проводимая в настоящее время административная таможенная реформа базируется в первую очередь на изменении методов работы таможенных органов, за счёт внедрения передовых технологий и создания «электронной таможни». Особые требования предъявляются к качеству работы сотрудников таможни, в рамках реформирования меняются их функциональные обязанности, следовательно, стоит больше внимания уделять кадровой работе и повышению квалификации сотрудников. В целом, реформа направлена на оптимизацию организационной деятельности.

Практическое воплощение всех этапов таможенной реформы позволит создать гибкую, адаптивную организационную структуру, которая будет способствовать развитию системы управления в рамках таможенных органов, повысит уровень эффективность реализации всех функций управления.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)

  3. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) О Федеральной таможенной службе

  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года

Литература

  1. Бондарева, А.В. Общий и таможенный менеджмент : учебное пособие / А.В. Бондарева, И.Н. Зубченко. - СПб. : Троицкий мост, 2013. – 450 с.

  2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; под ред. Л. Е. Стровского .— 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 .— 847 с.

  3. Макрусев В. В., Черных В. А. - Управление таможенным делом: учебное пособие/ Под ред. Макрусева В. В., Черных В. А. - СПб. : Троицкий мост, 2011. – 448 с.

  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент. Учебник. – ИЦ Интермедия, 2013. – 384 с.

  5. Ершов А.Д. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007. – 280с.

  6. Смитиенко Б. М., Поспелов В. К., Карпова С. В. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / под ред. Смитиенко Б. М., Поспелов В. К., Карпова С. В. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

  7. Шимко П. Д. Международная экономика: учебное пособие / Шимко П. Д., Н. И. Диденко; под ред. Шимко П. Д. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 752 с.

Ресурсы Интернет

  1. Федеральная таможенная служба. Ежегодный сборник «Таможенная служба РФ» - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения 20.10.2015)

  2. Федеральная таможенная служба. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=20613:-2015-2016-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения 27.10.2015)

  3. Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД». Таможня - Режим доступа: http://провэд. рф/custom-house.html (дата обращения 07.11.2015)

15. Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД». Аналитика - Режим доступа: http://провэд.рф/analytics.html (дата обращения 12.11.2015)

Просмотров работы: 12956