ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Решетова К.В. 1
1Российский экономический университет им Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возможность защиты и защита работниками своих законных интересов и трудовых прав является одним из признаков существования гражданского общества. Важную роль в этом играют профессиональные союзы.

В настоящее время создана обширная правовая база для создания и эффективного функционирования профессиональных союзов. Основа ее – статья 30 Конституции Российской Федерации, где прописано право на объединение и создание профессиональных союзов, а также статья 20 Всеобщей декларации прав человека, где сказано, что: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».

Однако существует проблема определения правового статуса профессиональных союзов, связанная с несовершенством системы законодательства Российской Федерации. Изучение данного вопроса и является целью моей работы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что выявление и устранение неточностей и пробелов в законодательстве будут способствовать созданию и деятельности профессиональных союзов.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональный союз – это «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». В соответствии с главой 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» профсоюзы имеют следующие права: «право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» (ст.11); в статье 12 сказано про «право на содействие занятости»; «право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением» указано в статье 13; «право на участие в приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 21); «право на социальную защиту работников» - статья 22; в статье 23 сказано про «право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров» и др.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» профсоюзы имеют право: «свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях» и др.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" профессиональный союз обязан: «соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения (далее – орган), о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; информировать орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях» и др. Кроме того, статья 31 Федерального закона "О профессиональных союзах" устанавливает ответственность профсоюзов «за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной».

Гарантии прав профессиональных союзов, согласно главе 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", включают в себя: «гарантии имущественных прав профсоюзов» - статья 24; «гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы» – статья 25; «гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы» - статья 26; «гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов» - статья 27.

Следует выделить несколько моментов, которые образуют проблему определения правового статуса профессиональных союзов. В первую очередь это касается определения организационно-правовой формы профессионального союза.

Пункт 3 статьи 50 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет профессиональный союз как одну из организационно-правовых форм общественной организации. Однако, необходимо отметить, что в Федеральном законе «Об общественных объединениях» профсоюз не упоминается, что, соответственно, не наделяет его правами и обязанностями общественного объединения.

Далее следует рассмотреть обязательность государственной регистрации профессионального союза. Профессиональный союз представляет собой общественное объединение. Оно, в свою очередь, является организационно-правовой формой некоммерческой организации. В связи с этим, на основании статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» профессиональный союз подлежит обязательной государственной регистрации. При этом, согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», профессиональный союз может быть объединением физических лиц и действовать без образования юридического лица. Однако статья 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что «государственная регистрация профсоюза … в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке».

Необходимо сказать, что в связи с несоответствием норм указанных выше законодательных актов возникает проблема определения обязанностей профессиональных союзов, в частности, отчетности перед органом, принявшим решение о государственной регистрации профессионального союза. Помимо этого, согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается». Однако, статья 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» обязывает профессиональный союз «ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом». Кроме того, согласно статье 38 «орган … вправе … запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций».

Помимо вышесказанного, необходимо отметить отличие в правах собственности профсоюза, указанных в различных федеральных законах. Существенно, что согласно статье 30 Федерального закона «Об общественных объединениях», профсоюз может иметь лишь собственность. При этом согласно статье 24 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы имеют не только собственность, но и «владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение имуществом». 

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Права, обязанности и гарантии профессионального союза не указаны в одном законодательном акте. Правовой статус профсоюза устанавливают Трудовой кодекс Российской Федерации (гл.58), Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Причем отнесение профсоюза к общественной организации также является спорным вопросом.

Открытым остается вопрос об обязательность государственной регистрации профессионального союза. С одной стороны, на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» профессиональный союз может осуществлять свою деятельность в качестве объединения физических лиц, с другой стороны, на основании Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «государственная регистрация профсоюза … в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке».

Помимо этого, согласно указанным выше законодательным актам профсоюзы имеют разные права собственности. Необходимо сказать, что законодательство в части регулирования профессиональных союзов требует доработки. В частности, корректировки нормативно - правовых актов в части определения организационно - правовых форм общественных объединений, обязанностей профессиональных союзов, а также их права собственности.

Просмотров работы: 774