ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В ЛАГЕРЕ «ЭКОБУДУЩЕЕ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В ЛАГЕРЕ «ЭКОБУДУЩЕЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях, вопросы экологического образования сводятся к поверхностному информированию учащихся о возникших сегодня проблемах экологии и охраны природы. В своей работе Б.Ю. Чаус пишет, что «многие педагоги слабо владеют методикой целостного процесса экологического воспитания школьников, а проводимые эколого-ориентированные мероприятия часто носят фрагментарный характер. Поэтому, крайне важно этот пробел заполнять в ходе дополнительного эколого-биологического воспитания детей» [5]. Поэтому, именно летний экологический лагерь может стать бесценным помощником в формировании экологической культуры [2,4].

По мнению Н. В. Добрецовой, для экологического воспитания детей важно максимально использовать воспитательные возможности природного окружения лагеря. В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, географии подкрепляются чувственно-наглядным опытом, закрепляются в сознании в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Жизнь среди природы создает благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками, применяемыми в деле охраны и улучшения природной среды [1].

Летний профильный экологический лагерь «Экобудущее-2015» для учащихся Самарской области и г.о. Самара проводится образовательным учреждением системы дополнительного образования учащихся ГБОУ ДОД «Самарский областной детский эколого-биологический центр» совместно с ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (с 18 декабря 2015 года ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет) и Жигулевским государственным природным заповедником им. И.И. Спрыгина. Экологическая смена проводится с 1996 года в июле на базе ГБОУ ДОЛ «Жигули». Детский оздоровительный лагерь «Жигули» расположен на территории национального парка «Самарская Лука» на берегу реки Волги. Через дорогу от лагеря начинается территория Жигулевского государственного природного биосферного заповедника. Целью экологического лагеря является формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности природных объектов и чувства сопричастности к проблемам сохранения дикой природы, бережное и ответственное отношение к природе родного края.

Программа летней профильной экологической смены «Экобудущее-2015» разрабатывается с учетом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Самарской области. В соответствие с принципом права выбора каждая команда может принимать участие в мероприятиях в соответствие со своими потребностями и интересами согласно заранее поданным заявкам.

Проведение Областной летней экологической тропы предполагает выполнение заданий на местности пяти экотроп: ботаника, геоботаника, зоология позвоночных, зоология беспозвоночных, гидробиология. Команды показывают глубокие знания по биологии и экологии, демонстрируют навыки исследовательской работы по изучению экологического состояния природной среды.

Экотропа «Ботаника». Председатель жюри: к.б.н. доцент СГСХА В.В. Ракитина. При выполнении первого задания учащиеся определяют видовой состав растений (не менее 50 видов), группируют по жизненным формам, и готовят отчет. Второе задание предусматривает работу с определителем растений, учащиеся определяют семейство, род, вид растения, при необходимости могут воспользоваться лупой. Третье задание предусматривает беседу о гербариях. Ребята отвечают на ряд вопросов: какие виды гербария бывают? как отбирать растения для гербария? как и где сушить растения? Ребята демонстрируют правильность закладки и сушки растений в гербарной сетке. Ежегодно учащиеся определяют виды растений:

Деревья.Семейство Березовые: береза повислая, лещина обыкновенная, ольха серая; семейство Буковые: дуб черешчатый; семейство Ивовые: ива белая, белый тополь; семейство Розовые: яблоня лесная.

Кустарники.Семейство Адоксовые: калина обыкновенная; семейство Вересковые: толокнянка обыкновенная; семейство Жимолостные: жимолость лесная; семейство Крушиновые: крушина ломкая; семейство Розовые: боярышник обыкновенный; семейство Розоцветные: пузырник калинолистный;

Кустарнички. Семейство Розовые: ежевика обыкновенная, малина обыкновенная.

Травы.Семейство Астровые: лопух большой, пижма, обыкновенная, полынь горькая; трехреберник непахучий, циклахена дурнишниколистная, череда трехраздельная, семейство Бобовые: астрагал нутовый, горошек мышиный; клевер луговой, семейство Гвоздичные: мыльнянка лекарственная; смолевка обыкновенная, семейство Гречишные: горец птичий; семейство Крапивные: крапива двудомная; семейство Молочайные: молочай Вальдштейна; семейство Мятликовые: ковыль Лессинга, овсяница волжская, райграс пастбищный, тонконог сизый.

Выполнение заданий тропы по ботанике позволяет познакомить обучающихся с флорой ДОЛ «Жигули».

Экотропа «Геоботаника». Председатель жюри: методист ГБОУ ДОД ЭБЦ И.В. Рожек. Юные экологи определяют растительный покров сообщества в пределах определённого участка земной поверхности, его состав, структуру и динамику в пространстве. Выполняя задания, учащиеся заполняют бланк отчета, в котором отмечают: общий характер рельефа, поверхностную горную породу, почву, влияние человека и животных, мертвую подстилку; описывают лесные сообщества, указывают ярусность экотопа, для каждого яруса определяют высоту, степень сомкнутости и господствующие виды. При защите отчета члены команды продемонстрируют методы и приемы геоботанического исследования участка.

Экотропа «Зоология позвоночных». Под руководством к.б.н., профессора ПГСГА С.И. Павлова юные следопыты проходят маршрут протяженностью 1,8-2,3 км через 6 биотопов: участки лиственного и смешенного леса, лесные поляны и редколесье, влажные лесные опушки, открытые участки и бечевник р. Волги. Учащиеся составляют план местности, на котором отмечают увиденные и определенные виды птиц и животных. Определение видов птиц проводится по основным признакам: по внешнему виду, по месту обитанию, по голосу. По завершению тропы команды представляют отчет и отвечают на ряд вопросов.

При проведении экотропы по зоологии позвоночных в 2015 году на маршруте смогли зарегистрировать два вида рептилий, двадцать четыре вида птиц и четыре вида млекопитающих. Шесть команд применили современную методику одновременной фоторегистрации птиц, обнаруженных на маршруте. Кроме факта присутствия пернатых зарегистрированы фрагменты охоты орлана-белохвоста за слетком чайки-хохотуньи; охоты озерной чайки за рыбой; «обучающие игры» охоты взрослыми птицами слетков черного коршуна.

Экотропа «Зоология беспозвоночных».Выполнение заданий тропы предполагает сбор беспозвоночных животных и определение их видового состав, оформление отчета. Каждая группа беспозвоночных организмов требует своих, часто очень специфических методов сбора. Поэтому при оценивании работы учащихся учитывается методика сбора материала (ручной сбор, ловля сачком и т.п.). Учащиеся изучают и зарисовывают внешние повреждения деревьев и кустарников членистоногими. В своем отчете юные экологи указывают классификацию, строение ротового аппарата, тип питания собранных насекомых.

При проведении экотропы по зоологии беспозвоночных под руководством к.б.н., старшего преподавателя СГСХА Л.М. Зайцевой в 2015 году учащиеся могли увидеть бабочку махаон, занесенную в Красную книгу, наблюдать стадии развития (гусеница – куколка – имаго) и массовый вылет бабочки непарного шелкопряда, полет дневных жуков бронзовок и ночного пластинчатоусого жука навозника онтофагуса Ленца и других представителей класса Насекомые.

Экотропа «Гидробиология».Председатель жюри: руководитель кружка ГБОУ ДОД ЭБЦ А.В. Флорова Учащиеся определяют географическое положение участка берега реки Волги, прибрежно-водную и высшую водную растительность, грунт на берегу и на дне водоема; дают физическую (цвет, запах, температура, прозрачность) и экологическую (пленка и пятна на воде, плавающие скопления водорослей, цветение воды) характеристику воды реки Волги; определяют видовой состав животных водоема (озерная лягушка, карась, окунь, красноперка), указывают примеры цепей питания, источники загрязнения и степень замусоренности у берегов.

Процесс урегулирования экологических проблем как в глобальном, так и в региональном масштабе определяет необходимость повышения уровня экологической культуры населения. В связи с этим все большую актуальность и значимость в Поволжском регионе приобретает формирование экологической культуры учителей и их профессиональная готовность к решению задач экологического образования школьников [3]. Современные практические формы и методы обучения, такие, как профильные экологические лагеря, способствуют совершенствованию биоэкологического образования в Самарской области и служат формой экологического воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрецова Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В. Добрецова. – М.: Агропромизат, 1988. – 239 с.

2. Наливайко И.В. Экологическое воспитание учащихся в летнем пришкольном лагере / И.В. Наливайко, М.В. Трофимова // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 80-летию со дня рожд. д.б.н., проф. В.И. Матвеева, 30-31 января 2015, Самара. – Самара: ПГСГА, 2015. – С. 269-274.

3. Носова Т. М., Методика формирования экологической компетентности будущих учителей биологии / Т. М.Носова, Е. А. Макарова // Гуманитарные исследования. – 2011. – № 4. – С. 310-316.

4.Трофимова М.В., Наливайко И.В. Отношение к природе учащихся среднего школьного возраста / М.В. Трофимова, И.В. Наливайко // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей IV Международной научно-практической конференция, посвящённой 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА, 31 октября – 2 ноября 2014 Самара/ отв. редактор Л.Г. Сафина. – Самара: Изд-во: ООО «Инсома-Пресс», 2014. – С. 206-208.

5. Чаус Б.Ю. Моделирование эколого-биологической работы в системе дополнительного образования / Б.Ю. Чаус // Сборник материалов V Международной научно - практической конференция Наука и современность – 2010: в 3-х частях. Часть 1 / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С.410-414.

Просмотров работы: 1118