КАЗАХСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬАТТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КАЗАХСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬАТТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе рассматривается отношение молодых людей – студентов вузов – к высшему образованию. Постановка этой проблемы на первый взгляд кажется необоснованной, поскольку образование является необходимым компонентом профессиональной подготовки молодежи. Однако, как показывают исследования, отношение молодежи к высшему образованию нельзя трактовать однозначно: при направленности на высшее образование наблюдается тенденция к недооценке возможностей, которое это образование дает [1].

Современное студенчество – демографическая группа общества, которая готовится к высококвалифицированной профессиональной деятельности посредством получения высшего образования. Характерной чертой студенческой молодежи является стремление к самостоятельному принятию решений, критичное отношение к сложившимся традициям, нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности [см.: 2].

Проблема формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте нашла свое отражение в трудах таких ученых, как Е.Ф. Рыбалко, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.В. Столин и др. Например, в результате исследования особенностей самосознания студентов в контексте эмоционально-ценностного отношения к себе и учебной деятельности В.В. Столин [3] выявил разные варианты отношения к себе, тесно коррелирующие с отношением к сокурсникам и учебе.

Целью нашего исследования было выявление отношения казахстанской молодежи к высшему образованию.

Высшее образование, или высшее профессиональное образование — высший уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

Образование как социальное явление достаточно давно стало объектом изучения со стороны социологии, философии, психологии. Получение высшего образованиявсегда было, остается и будет одной из важнейших ценностей в жизни человека, особенно в условиях современного мира [2].

Согласно распространенной точке зрения, в начале 90-х годов высшее образование мало ценилось и работодателями, и молодыми людьми. По общему мнению, с середины 90-х – начала 2000-х годов ситуация начала меняться. Спрос на высшее образование возрос и продолжает увеличиваться. Молодые люди, формируя свою жизненную стратегию, как правило, включают в нее в качестве одного из основных компонентов получение высшего образования. Все большее число людей из самых разных социальных слоев видят его как необходимое условие для получения престижной профессии, успешной карьеры, статуса и полноценной жизни.

Наряду с этим нельзя не отметить роль высшего образования в формировании психологической стороны личности. Человек, закончивший вуз помимо теоретических знаний и диплома о профессии, приобретает важные на сегодняшний день умения самоорганизации и умение воспринимать окружающий мир и мыслить системно.

Рассматривая отношение к высшему образованию среди молодежи Казахстана, стоит упомянуть достаточно интересное исследование, проведенное Фондом им. Ф. Эберта в октябре 2015 года. Только около 54% молодых казахстанцев хотели бы получить высшее образование, а продолжить обучение, став магистрами и докторами наук, и того меньше – 25%. Причем для большинства важны не знания, а диплом. Такие данные на встрече, организованной аналитической группой КИПР, привела Толганай Умбеталиева, глава офиса Фонда им. Ф. Эберта в Алматы.

По словам социолога, совсем маленький процент считает, что одного образования достаточно для карьерного успеха. Образование получают, потому что это престижно, модно. Но никто из опрошенных не исходит из интереса. Следовательно, можно сказать, что в настоящее время ценность образования в большей мере связана с профессиональной, прагматической стороной, возможностью реализации в дальнейшей жизни.

Данная статья оказалась интересной и подтолкнула к выяснению отношения к высшему образованию среди студентов Павлодарского государственного педагогического института. Для этого нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент.

Эксперимент проводился среди респондентов молодого поколения в возрасте от 20 до 23 лет, являющихся студентами ПГПИ. Целью стало выявление отношения молодых людей, обучающихся в ВУЗе, к высшему образованию.

По результатов проведенного эксперимента мы можем отметить, что среди опрашиваемых университет ассоциируется прежде всего с: лекциями - 17% реакций на слово-стимул «университет», парами - 10% реакций, учебой - 7% (присутствуют синонимы «Обучение», «Образование»). Можно сказать, что особо выделен непосредственный процесс обучения, вероятно, это связано с тем, что опрошенные являются студентами и для них учебный процесс представляется актуальной реальностью.

Интересной особенностью являются родо-видовые ассоциации «ПГУ» и «ИнЕУ» - поскольку эксперимент проводился в городе Павлодаре, то эти ассоциации обусловлены географически – так называются крупнейшие университеты нашего города. Самой необычной стала ассоциация «Цветочный магазин». Возможно, она продиктована расположением цветочных магазинов вблизи ВУЗов. В одном случае наблюдается семантическое опустошение. Отрицательных реакций выявлено не было. Все реакции положительные либо нейтральные.

Что касается другой разновидности высшего учебного заведения – института, то с ним в сознании респондентов связаны такие явления как: учеба - 10% (присутствовал также синоним «обучение», и положительная ассоциация «улучшение знаний»); в 7% случаев наблюдалась реакция «ПГПИ», которая объясняется географическим расположением ВУЗа; также последовали реакции «педагогический» - 7%, «пед. практика» - 7% , которые продиктованы ориентацией ВУЗа, где проводилось тестирование.

Самой необычной стала ассоциация «дом мод». Связана она, возможно, с тем, что для некоторых студентов очень важным является внешний вид и представление себя окружающим выводится на первый план. В 3 случаях (10%) наблюдается семантическое опустошение. Отрицательных реакций не выявлено. По сравнению с университетом, в случае с институтом акцент перенесен на профиль учебного заведения, а именно на педагогику и преподавание.

На слово-стимул «студент» преобладают такие реакции, как: «стипендия» (13% реакций) – как один из важных мотиваторов обучения, «группа» (7%) - как социальная сторона обучения, «сессия» (7%) и синонимичная ассоциация «экзамены» (7%) – как одни из наиболее знаковых событий в процессе обучения.

Самой необычной стала ассоциация «веселый кузнечик», продиктованная индивидуальным восприятием. Были зафиксированы отрицательные реакции (13%), такие как: «неопределенный в жизни», «день и ночь не спит», «спать», «сон» – на наш взгляд, относительно студента данные реакции носят знак «-», причем акцент сделан на отсутствие полноценного сна.

В случае с реакцией на слово-стимул «диплом» были представлены ассоциации: «красный» - 14% (ассоциация носит клишированный характер, возможно, связана со стремлением получить красный диплом); «работа» - 7% – как перспектива после получения диплома; «защита» (7%), являющаяся самый ответственным и волнительным моментом для выпускников.

Также наблюдались отрицательные реакции - 14% («нервы», «не успеваю», «тяжелый день», «капец»), связанные с тяжелой физической и моральной нагрузкой в подготовке и защите диплома. В 2 случаях (7%) наблюдается синдром семантического опустошения.

Слово-стимул «экзамен» в сознании респондентов вызвало такие реакции как: «подготовка» -17% - как важный процесс перед экзаменом; «тесты» - 10% – постольку поскольку это является наиболее распространенной формой экзамена в нашем вузе; «гос. экзамен» - 10% – как наиболее важный и ответственный экзамен при окончании обучения.

Были представлены отрицательные реакции в 20% случаев («капец», «необъективная проверка знаний», «страх», «ночи без сна», «переживание», «боль»), где наибольшее внимание, опять же, уделялось моральной стороне данного явления.

Для каждого носителя языка за словом стоит образ, отражающий его представление. С помощью психолингвистиче­ских методик, в частности, в ассоциативном эксперимен­те, можно получить данные, отражающие современное состояние языка, связи и отношения слов, и закрепленные за ними понятия.

По результатам данного ассоциативного эксперимента можно сказать, что отношение к высшему образованию среди студентов, в целом, положительное. Массовых негативных реакций среди опрошенных представлено не было. Отрицательные ассоциации (10%) наблюдаются только тогда, когда речь идет о непосредственном процессе обучения в вузе.

Всего получено реакций – 144.

Из них отрицательные реакции – 14 (10%).

Из них семантическое опустошение – 6 (4%).

Нельзя недооценивать роль высшего образования на современном этапе развития общества. Достаточно большое количество граждан Казахстана либо уже имеют высшее образование, либо заинтересованы в его получении. Другой вопрос состоит в том, для чего молодежь стремится получить высшее образование. Как было сказано выше, социологи утверждают, что на сегодняшний день наблюдается значительный перекос в целевом аспекте получения образования в сторону сугубо материальную.

Список использованной литературы

  1. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередническо ГА., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. - М.: ЦСПиМ, 2011.

  2. Гапанович-Кайдалов Н.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи. – СПбГУ, 2005.

  3. В.В. Столин. Самосознание личности. – М., Изд-во МГУ, 1983. – 288с.

Просмотров работы: 806