МЕСТО СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕСТО СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В научной литературе такое стресс описывается как психическая и физическая реакция организма на раздражающие или пугающие ситуации, которые время от времени возникают в жизни. Стресс также называют защитным механизмом, данным нам природой. Однако, как это ни печально, в нашей жизни он все чаще работает не на пользу, а против нас, и может принести гигантский вред как психологическому, так и физическому здоровью человека.

Медики доказали, что стресс является одной из главных причин заболеваний психосоматического характера. Независимо от возраста, пола, профессии, все группы населения подвержены стрессовым состояниям. При этом его длительное воздействие приводит к таким нарушениям, как повышение давления, сбой сердечного ритма и пищеварения, гастриты и колиты, к головным болям, снижению либидо и др.

Канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году впервые в мире дал определение концепции стресса. Согласно ему, стресс – это реакция живого организма на внутреннее или внешнее сильное раздражение, при этом оно должно превышать допустимый предел выносливости. Таким oбразoм, организм посредством стресса борется с любыми угрозами. Эта концепция была одобрена многими учеными и положена в основу учения об этом. Угрозы в данной концепции стали называться стрессорами, которые разделяются на два основных типа: физические и психологические. К первым относятся боль, жара или холод, какие-либо повреждения, сопровождающиеся болью, и т. д. А к психологическим - обида, страх, злость и др.

Сегодня существуют различные подходы к определению причин профессионального стресса, видов стресса. Например, стресс, связанный с работой, определяют как возможную реакцию организма, когда человеку на рабочем месте предъявляются требования, не соответствующие уровню его знаний и навыков. Наиболее общие объективные и субъективные причины возникновения эмоционального стресса можно связать с несогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью [2, с. 75]. При этом следует отметить, что практически каждый аспект профессиональной деятельности, рассматривается отдельным работником, как трудно осуществлен и практически недостижим, может стать причиной стресса.

Отдельные исследователи классифицируют причины возникновения профессионального стресса [1]. Например, Бриф А.П.выделяет три категории источников профессионального стресса, а именно: организационные характеристики и процессы, условия труда и межличностные отношения, требования, которые продиктованы ролевыми характеристиками выполняемой деятельности [3, с. 112-114]. Рассмотрим их подробнее.

Среди организационных характеристик, к стрессовым относят следующие: высокий уровень централизации, бюрократизации и специализации, большие размеры организации и трудности в продвижении по службе. Вероятными источниками стресса также считаются такая организационная политика и процессы, которые приводят к неравенству в оплате труда, частых перемещений работников, недостаточности коммуникаций, неопределенности или противоречивости производственных задач, сменной работе и неадекватности обратной связи по выполнению работы.

Производственными стрессорами могут признаваться следующие условия труда: теснота, невозможность уединиться, высокий уровень шума (или неприятные звуки), плохое освещение, наличие токсичных химикатов или других веществ, загрязняющих воздух. Считается, что возникновению стресса способствуют такие межличностные отношения на работе, которые характеризуются отсутствием уважения, доброжелательности и доверия, конкуренции и конфликтами [5, с. 66].

Относительно требований, предъявляемых профессиональной деятельностью и могут приводить к стрессу, относятся: однообразная работа, необходимость выполнить работу в короткие сроки, низкие требования к квалификации, ответственность за людей и неполная или чрезмерная занятость работников [4, с. 90]. Наконец, исследования ролей, которые люди выполняют на работе, позволяют признать в качестве потенциальных стрессоров ролевые конфликты и неопределенность, недостаточное ролевое нагрузки или ролевое перегрузки и несоответствие роли статуса. Так, среди медицинского персонала, работающего в учреждениях паллиативной помощи, отметили перегрузки одного специалиста многими ролями: это человек, который принимает решения по лечению, отвечает за физическое состояние пациента, утешает его, разговаривает с родственниками, сообщает тяжелые диагнозы. Такая ситуация особенно характерна для стран бывшего СНГ, где в хосписах и паллиативных отделениях очень распространены такие специалисты, как социальный работник и психолог [3, с. 151].

Для предотвращения профессионального выгорания, а, следовательно, для снижения степени влияния стресса в профессиональной сфере необходимо придерживаться ряда определенных правил/

1. Научитесь определять, когда ваш организм испытывает чрезмерное напряжение на работе

Сильное переутомление на работе характеризуется неуверенностью в своих силах, раздражительностью, замкнутостью в себе. В результате эффективность работы сотрудника значительно снижается, он перестает испытывать удовольствие от полученных результатов.

2. Забота об организме поможет справиться со стрессом

Когда стресс мешает вам нормально работать, вмешивается в вашу личную жизнь, возникают проблемы со здоровьем – пора действовать. Заботиться о себе. Когда организм находится в полном порядке, он сможет противостоять стрессу. Работник с хорошим самочувствием легко справится с работой без переутомления.

3. Расставляйте приоритеты и правильно организуйте свою работу

Когда вы чувствуете, что уже не справляетесь с ситуацией, выполняйте простые действия, которые помогут снова взять себя в руки. Коллеги, несомненно, оценят ваше умение самоконтроля, и это значительно улучшит взаимопонимание между вами.

4. Совершенствуйте умение понимать свои эмоции и эмоции других людей

Даже в нездоровой рабочей атмосфере можно сохранить самообладание, управляя своими эмоциями. Другими словами – это эмоциональное восприятие ситуации или способность использовать эту информацию для достижения наилучших результатов.

Умение понимать свои эмоции и эмоции других людей можно сравнить с интеллектуальными способностями человека, эмоциональным интеллектом. Это необходимо для успешной индивидуальной или коллективной работы, что поможет преодолеть барьеры в общении, снимет напряжение.

5. Откажитесь от вредных привычек

Если вы научитесь справляться со стрессом и наладите взаимоотношения с коллегами, то сможете легче контролировать ситуацию и принимать правильные действия. После этого, лучше всего, избавиться от вредных привычек, которые только способствуют возникновению стрессовых ситуаций. Вот увидите, как то, что раньше вызывало у вас стресс, можно использовать в свою пользу.

6. Узнайте, как ваши коллеги справляются со стрессом

Конечно, в интересах любого руководителя свести уровень стресса его сотрудников к минимуму. И в первую очередь необходимо начинать с самого себя, демонстрируя своим примером позитивную модель поведения.

Если руководитель сможет сохранить спокойствие в тяжелой экономической ситуации, то, скорее всего, и его сотрудники последуют такому же примеру.

Список литературы

  1. Водопъянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СП.б.: Питер, 2009. – 430с.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

  3. Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - Технологии психологии: Академический проект, 2009.- 944 с.

  4. Кожухова Т. В. Стресс в профессиональной деятельности: Учеб. пособие: Модульный курс (лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы) / Т. В. Кожухова, А. В. Доровской. — Х., 2007. — 129 с.

  5. Купер Кэри Л., Дэйв Филипп Дж., О’Драйсколл Майкл П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. - М., 2007. – 290с.

  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СП.б.: Питер, 2006. – 420с.

Просмотров работы: 671