ПРОБЛЕМА ГИПЕРОПЕКИ И ГИПООПЕКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ГИПЕРОПЕКИ И ГИПООПЕКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вне всяких сомнений, воспитывая своих детей, все родители очень хотят, чтобы они выросли самостоятельными и самодостаточными людьми. При этомд алеко не все знают, как достичь желаемого. Иногда чрезмерная родительская любовь приводит к прямо противоположным результатам. В психолого-педагогической литературе известны такие понятия как гиперопека и гипоопека. Гиперопека характеризируется тем, что мамы и папы слишком много опекают своего ребенка-подростка. Гипоопека – это воспитание подростка без поддержки и помощи со стороны родителей. В будущем такое поведение родителей может привести к упрямству и его беспомощности.

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст исследовали многие видные психологи. Выделяя основные психологические новообразования подростничества, разные авторы обращают внимание на разные стороны развития личности подростка. Так, среди центральных психологических новообразований подросткового возраста указывают «чувство взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), рефлексивное самосознание, «открытие своего Я» (Л.С., Выготский, А.Н. Леонтьев), абстрактное мышление (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), практическое сознание (В.В.Давыдов), самоопределение и потребность в нем (Л.И. Божович, М.Г. Гинзбург, Э. Эриксон), жизненные планы (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), мировоззрение (Л.И. Божович, В.В. Давыдов) и многое др.

Как указывает В. И. Слободчиков подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях, выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Психологи различают гиперопеку двух видов. Во-первых, так называемая, доминирующая гиперопека – когда чрезмерный, порой мелочный, контроль за каждым шагом ребенка, за каждой его мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ним, достигающей иногда (особенно, когда ребенок становится подростком) вида самой натуральной слежки. Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать свои собственные решения не дают подростку возможности учиться быть самостоятельным, принимать правильные решения, делать верный выбор в трудной ситуации, разумно пользоваться свободой.

В этом случае подростки могут уже довольно рано (лет в 12-13) почувствовать желание освободиться от опеки со стороны родителей. Если родители реагируют на это желание усилением контроля и репрессивными мерами (еще жестче требуют повиновения, строже наказывают за своеволие и непослушание, изолируют от сверстников и т.д.), подросток старается уйти от контроля еще сильнее. Исследователи отмечают, что подросток в ответ может поднять настоящий бунт против притеснения, и устремиться «на волю» - на улицу, в компанию сверстников, где полная свобода и возможность делать, что хочешь.

Гиперопека бывает и другого вида – потворствующая. Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших жизненных трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, от опасностей, подстерегающих его на каждом шагу. Часто это дополняется неустанным восхищением талантами и способностями ребенка, его уникальностью, что, как правило, чаще всего бывает сильно преувеличено.

С детства такой ребенок растет в атмосфере похвал, восторгов и обожания. Иногда в результате у ребенка вырабатывается стремление всегда и везде быть в центре внимания, ловить восхищенные взгляды окружающих, добиваться всего без особого труда и старания. Потворствующая гиперопека рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, он привыкает с детства быть всегда на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежным становится непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперопека мешает выработке у него навыков систематического труда, упорства в достижении целей, умения отстаивать свои интересы, стоять за себя, руководить другими и др. В итоге не развиваются навыки общения ,не формируется адекватная самооценка из-за чего подростки не могут приспособиться к жизни.

Другая крайность воспитательных воздействий, полное отсутствие контроля со стороны родителей. Это та ситуация, когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть и уделяют ему минимум внимания. Такие дети часто рано взрослеют и с малолетства вынуждены сами думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Такая форма воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины, аутоагрессии и т.д. В подростковом возрасте такие дети более подвержены риску попасть в неблагоприятную среду общения, где они будут искать того, кто позаботится о них и избавит их от груза непосильных забот.

Подытоживая вышеизложенное, сформулируем рекомендации для родителей:

  • Чаще выражайте ребенку свою любовь к нему.

  • Цените чувства и переживания ребенка. Оказывайте ему эмоциональную поддержку. Помните, что ребенку в любом возрасте нужна защищенность и уверенность, в том, что в трудный момент его не оставят одного.

  • Обеспечьте безопасную обстановку. Опасные предметы: лекарства, бытовую химию, острые предметы храните в недосягаемом месте.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ребенку нужна помощь, помогите. Но при этом только в том, что ребенку выполнить не под силу. Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят.

  • Поощряйте стремление ребенка участвовать в домашних делах. Дайте ему почувствовать, что он ваш помощник, что вы цените его участие.

Как отмечают психологи, уважая право ребёнка на его самостоятельность, учитывая его возрастные особенности и уважая личность Вашего ребёнка, Вы помогаете его взрослению.

Просмотров работы: 1928