ВЛИЯНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ 2 – 3 КУРСОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГМУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ 2 – 3 КУРСОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГМУ

Юдина А.А., Данилова М.А., Залазаева Е.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кариес зубов – одна из наиболее актуальных проблем современной стоматологии [1]. В настоящее время, несмотря на все достижения современной стоматологии в области профилактики, большой выбор средств и предметов гигиены полости рта, уровень заболеваемости кариесом и воспалительными заболеваниями пародонта остается очень высоким [3].

Следует отметить, что современная стоматологическая наука достигла сегодня достаточного уровня развития, чтобы обеспечить студентов и врачей адекватными знаниями в области этиологии, патогенеза и лечения основных стоматологических заболеваний. Тем не менее, до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта – кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика [2].

Очевидно, что причинами ухудшения общего и стоматологического статуса студентов является: перемена места жительства на время учебы, изменение климатогеографических особенностей проживания, нерациональное питание, многочисленные стрессы, а начальный период обучения студентов-медиков характеризуется дестабилизацией физиологических функций, большим нервно-психическим напряжением. Также причиной ухудшения стоматологического здоровья студентов является неэффективная пропаганда здорового образа жизни, гигиены полости рта, недостаточность памяток и плакатов для пациентов о стоматологическом здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое социально-медицинское и общественное значение, так как им предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, интеллектуальная и нравственная.

Цель исследования - выявление взаимосвязи между уровнем гигиенического воспитания и стоматологическим статусом студентов 2 и 3 курсов стоматологического факультета ПГМУ.

Для достижения данной цели мы использовали клинический и социологический методы исследования. Клинический метод включал в себя определение стоматологического статуса, для чего были выполнены осмотры 40 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Из группы обследуемых людей 20 студентов 2 курса составили I группу, 20 студентов 3 курса - II.

Обследование проводили на базе кафедры детской стоматологии и ортодонтии ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, г. Пермь (заведующая кафедрой – д.м.н., профессор М.А. Данилова).

У каждого студента был проведен осмотр полости рта с определением уровня гигиены (индекс Green J.C., Vermillion J.R.), уровня кристаллообразования ротовой жидкости, распространённости и интенсивности кариеса зубов, а также оценки тяжести гингивита (индекс РМА).

Забор слюны производился натощак или не менее чем через 2 часа после приема пищи. Стерильной пипеткой бралась смешанная нестимулированная слюна из подъязычной области полости рта. С помощью пипетки наносили по 2 капли на предметное стекло, предварительно обезжиренное и пронумерованное , и высушивали их при температуре 37оС вдали от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей в течении 2 часов.

Полученные препараты изучались под увеличением 2,5х10 и 40х10 в естественном и поляризованном свете поляризационного агрегатного лабораторного микроскопа «ПОЛАМ Л-213» с тринокулярной насадкой ТРН-1. Фотографировали кристаллы цифровой камерой CanonPowerShot и адаптером с возможностью интерпретации результатов на персональном компьютере при таком же увеличении. Исследование проводилось на базе кафедры медицинской физики ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, г. Пермь (заведующая кафедрой – д.ф.-м.н., профессор Г.Е. Кирко).

Осмотр полости рта двух групп студентов выявил, что уровень гигиены в I и II группах соответствовал удовлетворительному.

Определение микрокристаллизации слюны (МКС) выявило, что в I группе преобладал третий тип МКС с большим количеством изометрически расположенных кристаллов различной формы. Во II группе доминировал второй тип МКС с изометрически расположенными фрагментами кристаллов, без четкой ориентации с преобладанием органического вещества.

Также были выявлены следующие кариесологические показатели: в I группе распространенность кариеса зубов составила 96,0%, во II – 82,0%. Интенсивность кариеса зубов в I группе составила 10, во II – 8.

Показатели индекса РМА у студентов 2 курса соответствовали 58%, у студентов 3 курса – 46%.

Социологический метод исследования включал в себя анкетирование студентов для изучения уровня знаний по вопросам гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний и уровня гигиенического воспитания, для чего нами была разработана анкета.

По результатам анкетирования было установлено, что регулярно чистят зубы 100% студентов 2 и 3 курса. 13,8% студентов 2 курса чистят зубы 1 раз в день, 82,6% - 2 раза в день, 3,4% - 3 раз в день. 8,2% студентов 3 курса чистят зубы 1 раз в день, 85,6% - 2 раза в день, 6,2% - 3 раза в день.

У 1,1% студентов 2 курса чистка зубов занимает 30 сек., 1 мин. – 37,1%, 3 мин. – 47,4%, более 3 мин. – у 14,4%. У 1,1% студентов 3 курса чистка зубов занимает 30 сек., 1 мин. – у 23,0%, 3 мин. – у 62,1%, более 3 мин. чистят зубы 13,8%.

На вопрос «Читаете ли вы медицинские статьи на тему гигиены полости рта?» студенты ответили следующим образом: «нет» - 44,8% студентов 2 курса и 45,4% студентов 3 курса. «Да» - 35,0% студентов 2 курса и 41,4% - 3 курса.

На вопрос «Оказывает ли на Вас влияние реклама о пропаганде здорового образа жизни?» «да» ответили 26,8% студентов 2 курса и 16,1% студентов 3 курса, «нет» - 73,2% студентов 2 курса и 83,9% студентов 3 курса.

При анализе использования дополнительных предметов гигиены полости рта получены следующие результаты: 35,6% студентов 2 курса используют флоссы, 5,0% - ирригаторы, 38,6% - зубочистки и 20,8% не используют их вообще. 36,6% студентов 3 курса используют флоссы, 0,9% - ирригаторы, 48,2% - зубочистки и 14,3% не используют их вообще.

Из дополнительных средств гигиены 6,6% студентов 2 курса используют эликсиры, 68,1% - ополаскиватели и 25,3% не используют их совсем. 13,2% студентов 3 курса используют эликсиры, 63,7% - ополаскиватели и 23,1% не используют их совсем.

Таким образом, при анализе данных стоматологического осмотра 2 и 3 курсов стоматологического факультета ПГМУ и данных анкет выявлена прямая взаимосвязь между уровнем гигиенического воспитания и стоматологическим здоровьем. Так, полученные данные свидетельствуют о том, что распространенность кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта у студентов 2 и 3 курса стоматологического факультета достаточно высока, при этом у студентов 2 курса уровень гигиенического воспитания и стоматологического здоровья несколько ниже в сравнении с 3 курсом.

В этой связи с целью улучшения уровня гигиенического воспитания и стоматологического здоровья очевидной и актуальной становится разработка и проведение комплексной профилактики стоматологических заболеваний, включающей в себя следующие мероприятия: коррекция рационального питания, индивидуальных гигиенических мероприятий, проведение уроков здоровья и санитарно-просветительская работа. Создание памяток, плакатов на тему гигиены полости рта.

Список литературы:

  1. Алиминский А.В., Маркина Л.А. Уровень пораженности кариесом зубов взрослого населения г. Москвы и проводимой санационной работы // Экономика и менеджмент в стоматологии, 2006. №2. С. 57-59.

  2. Данилова М.А. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. – Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006. – 32с.

  3. Кузьмина Э.М., Васильева Т.В. Эпидемиологическое обследование населения Нижнего Новгорода // Нижегородский медицинский журнал, приложение «Стоматология». 2003. С. 53-55.

Контактные данные: почта – yudina.a9922030779@yandex.ru

The impact of hygiene education on dental status of students of 2 - 3 courses of the Faculty of Dentistry of PSMU

Yudina A.A.

Scientific advisers: MD, Professor Danilova M.A., Candidate of Medical Sciences, assistant Zalazaeva E.A.

Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics

Perm State Medical University

Perm, Russia

Dental caries is one of the most urgent problems of modern dentistry [1]. At the present time, despite all the advances of modern dentistry in the area of prevention, the large selection of tools and objects of oral hygiene, the incidence of dental caries and inflammatory periodontal diseases remains very high [3].

It should be noted that modern dental science has now reached a sufficient level of development to provide the students and physicians with adequate knowledge of the etiology, pathogenesis and treatment of major dental diseases. However, so far there is no effective means for the effective prevention of the most common oral diseases - dental caries and inflammatory periodontal diseases. This problem continues to be one of the most important and relevant in the practice of dentistry. Therefore, it becomes increasingly clear that the only way to deal with major dental diseases at the moment, is primary prevention [2].

Obviously, the reasons for the deterioration of general and dental status of students are: change of residence at the time of study, the change in climatic characteristics of living, poor nutrition, stress, and the initial period of training of medical students is characterized by destabilization of physiological functions, great mental stress. Also the reason of deterioration of dental health of students is ineffective promotion of healthy lifestyles, oral hygiene, lack of posters and leaflets for patients about dental health.The preservation and strengthening of health of students is of great socio-medical and social importance, since they will have to implement such important social functions of society as professional and labor, intellectual and moral.

The purpose of research is the identification of the relationship between the level of hygiene education and dental status of students of 2 and 3 courses of the Faculty of Dentistry of PSMU.

To achieve this goal, we used the clinical and sociological research methods. Clinical method included the determination of dental status, for which the examinations of 40 people aged 18 to 22 years old were carried out. From the group of people surveyed, 20 students of the 2nd year made up I Group, 20 students of the 3d year- II Group.

The study was conducted at the Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics of PSMU, Perm (Head of Department - MD., professor M.A. Danilova).For each student there was carried out the inspection of oral cavity with determining the level of hygiene (Green JC, Vermillion JR index), the level of oral liquid crystal formation, prevalence and intensity of dental caries and assess the severity of gingivitis (PMA index).

Picking of saliva was carried out on an empty stomach or at least 2 hours after a meal. Using sterile pipette mixed unstimulated saliva was taken from the sublingual area of ​​the mouth. There were pipetted 2 drops on a glass slide, previously skimmed and numbered, and they were dried at 37 ° C away from heat and direct sunlight for 2 hours.These preparations had been studied under magnification 2,5x10 and 40x10 in natural and polarized light of polarizing aggregate laboratory microscope "POLAM L-213" with trinocular TRN-1. Crystals were photographed using a digital camera CanonPowerShot and adapter with the possibility of interpreting of the results on a PC at the same magnification. The study was conducted at the Department of Medical Physics of PSMU, Perm (Head of Department - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor Kirko G.E.).

The examination of the mouth of two groups of students has found that the level of hygiene in groups I and II corresponded to satisfactory.Determination of saliva microcrystallisation (SMc) has revealed that in I group there prevailed the third type of SMc with a lot of isometric placed crystals of various shapes. In II group there dominated the second type of SMc with isometrically arranged fragments of crystals, without a clear orientation with predominance of organic matter.

There were also identified the following carious indexes: in group I the prevalence of dental caries was 96.0%, in group II - 82,0%. The intensity of dental caries in group I was 10, in group II - 8.Indicators of PMA index among students of 2nd year conformed to 58%, among 3rd year students - 46%.Sociological method of investigation included a survey of students to study the level of knowledge on oral health and prevention of dental diseases and the level of hygienic education, for which we developed a questionnaire.

According the results of the questionnaire there has been found that 100% of 2nd and 3rd year students brush their teeth regular. 13.8% of the students of 2nd year brush their teeth once a day 1, 82.6% - 2 twice a day, 3.4% - 3 times a day. 8.2% of 3rd year students brush their teeth once a day 1, 85.6% - 2 times a day, 6.2% - 3 times a day.1.1% of 2nd year students brush their teeth about 30 sec., 1 min. - 37.1%, 3 min. - 47.4%, more than 3 minutes - 14,4%. 1.1% of the 3rd year students brush their teeth about 30 sec., 1 min. - 23.0%, 3 min. - 62.1%, more than 3 minutes - 13.8%.

Answering the question "Do you read medical articles about oral health?", the students responded as follows: "no" - 44.8% of 2nd year students and 45.4% of the 3rd year students. "Yes" - 35.0% of the 2nd year students and 41.4% of the 3rd year students.Answering the question "Does the advertising about healthy lifestyles effect on you?", the students responded as follows: "Yes" -26,8% of 2nd year students and 16.1% of the 3rd year students, "no" - 73.2% of the 2nd year students and 83 9% of the 3rd year students.

When analyzing the use of additional items of oral hygiene we have got the following results: 35.6% of the 2nd year students use dental floss, 5.0% - irrigators, 38.6% - toothpicks and 20.8% do not use them at all. 36.6% of the 3rd year students use dental floss, 0.9% - irrigators, 48.2% - toothpicks and 14.3% do not use them at all.Of the additional hygiene products 6.6% of the 2nd year students use elixirs, 68.1% - conditioners and 25.3% do not use them at all. 13.2% of the 3rd year students use elixirs, 63.7% - conditioners and 23.1% do not use them at all.

Thus, when analyzing the data of dental checkup of the 2nd and 3rd year students of the Faculty of Dentistry of PSMU and data of questionnaires we found the direct relationship between the level of hygiene and oral health education. Thus, these data indicate that the prevalence of dental caries and periodontal disease in students of the 2nd and 3rd years of the Faculty of Dentistry is quite high, while the students of the 2nd year have lower level of hygienic education and dental health in comparison with the 3rd year students.In this regard, in order to improve the level of hygiene education and oral health, the development and implementation of comprehensive prevention of dental diseases becomes evident and urgent, it includes the following: correction of a balanced diet, personal hygiene measures, conducting lessons of health and health education. Creating of memos and posters on the theme of oral hygiene.

Bibliography:1. Alimsky A.V., Markina L.A. The incidence of dental caries of the adult population of Moscow and ongoing sanitation works // Economy and Management in dentistry, 2006. №2. pp. 57-59.2. Danilova M.A. Methods and means of personal oral hygiene. - Perm: PSMA, 2006. – p.32.3. Kuzmina E.M. Vasilyeva T.V. An epidemiological survey of the population of Nizhny Novgorod // Nizhny Novgorod Medical Journal, the app "Dentistry". 2003, pp 53-55.

Просмотров работы: 898