В научных исследованиях имеются разнообразные подходы к определению и содержанию понятий религиозный и паломнический туризм. Некоторые зарубежные и отечественные ученые считают, религиозный туризм можно разделить на два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Данное разделение основывается на экономических показателях, так как в религиозном туризме, и в паломничестве туристы расходуют средства на транспорт, размещение и питание, но данный критерий не предусматривает возможности для их объединения.
Однако имеется и другое мнение о том, что религиозный туризм является составляющей частью паломничества. Ученые, настаивающие на данном утверждении, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его современном облике. Такого мнения придерживаются некоторые европейские исследователи. Однако в таких странах, где располагаются важные религиозные святыни, и имеется большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между паломниками и туристами.
Понятие паломнического туризма - поездок верующих к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них "паломничество" и "туризм" - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие.
Из этих соображений используется термин аналогичного содержания - религиозный туризм. Этот вид туризма можно разделить в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России религиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке, к сожалению, представлены очень слабо.
Религиозный туризм можно рассматривать как самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом-нический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные турырассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).
Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами.
Паломничество pilgrimage - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен. Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.
Направление «паломнический туризм» появилось на рынке сравнительно недавно: пять-десять лет назад. Так, еще 8 лет назад в г. Москве было издано распоряжение «О развитие религиозного туризма», согласно которому следовало считать религиозный туризм приоритетным и поддерживаемым Правительством Москвы направлением туристской деятельности.
В период 1997-2000 гг. ГАО «Москва» совместно с другими заинтересованными организациями предстояло разработать и согласовать соответствующими религиозными организациями, авиаперевозчиками, предприятиями инфраструктуры туризма программы религиозного туризма, в т.ч. маршруты въездного религиозного туризма
Паломническим туризмом занимаются как фирмы специализирующиеся на разных видах туризма, так и монооператоры, то есть фирмы, выбравшие стержнем своей деятельности одно направление. Функции туристических компаний выполняют также отдел внешнецерковных сношений Патриархии и храмовые паломнические службы. По данным Русской православной церкви церковные туроператоры предлагали 50 маршрутов, по которым совершили путешествия за рубеж 50 тыс., а внутри страны 2 млн. человек.
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.
С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.
Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.
Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.
Сегодня религиозный туризм развивается на двух уровнях: турфирмы, которые наряду с обычными турами организуют и паломнические - например, турагентство «Престиж Тур», «Афон-тур», «Мегаполис» и т.д., а также фирмы специализирующиеся исключительно на религиозном туризме. Последние постепенно отмирают, так как выжить только за счет паломнических туров сегодня невозможно.
Качество паломничества россиян, а также тех, кто приезжает из-за границы, чтобы поклониться святыням России, призван повысить проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», внесенный Межрелигиозным советом России.
Инициаторы внесения поправок предлагают определять религиозный туризм как «путешествие с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями».
Этот вид туризма не включает в себя религиозной практики. «Паломничество же - это путешествие с целью поклонения религиозным святыням, часто связанное с постом, молитвами, определенным стилем жизни», - подчеркнул митрополит Кирилл.
Члены Межрелигиозного совета России разработали поправки и в главу об особенностях реализации туруслуг. В проекте говорится, что «при организации религиозного туризма и паломничества не допускается ущемления прав верующих». В документе также отмечается, что «требования к организации паломничества на территории РФ устанавливаются соответствующими религиозными организациями».
По словам директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина «Паломничество перестало быть уделом одних старушек. Пожилых людей, конечно, большинство, но много стало и молодежи. Не все туристы понимают все, что видят и слышат, но им приятно быть участниками процесса.
Наиболее активно люди едут в паломнические туры летом, в сезон отпусков. Осенью и зимой паломнические поездки приобретают характер туризма выходного дня - люди едут к святыням, расположенным неподалеку. Благодаря паломникам активизировалась деятельность турфирм на местах, которые постоянно разрабатывают новые маршруты.
Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров.
Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.
Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должно послужить привлечению большего числа паломников (туристов) в нашей «живой истории».
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 14 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Распоряжение мэра Москвы № 34-РМ «О развитии религиозного туризма» от 16.01.1997.
3. Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 16 января 1997 г. № 34-РМ «Концепция развития религиозного туризма».
4. Поздняев, М.В. России начался бум паломнического туризма // Новые известия, 08.07.2005. - с. 16.
5. В России быстро растет спрос на паломнический туризм // Российская газета от 05.04.2005.
19. Коробов, П., Петухов, С. «РПЦ готова сама проводить внутренне лицензирование паломничества» // Коммерсантъ-Деньги, N 45, 15.11.2004.