ЙОГА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ И НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ЕГО НАРУШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЙОГА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ И НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ЕГО НАРУШЕНИЯ

Ансари Н.Ф., Зорина С.Д., Ишанова О.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении последних десятилетий сложилась тревожная ситуация с ухудшением здоровья и физической подготовленности молодёжи нашей страны. Наблюдается стойкая тенденция увеличения заболеваемости среди студенческой молодёжи. Как следствие этого явления - постоянный рост числа студентов по состоянию здоровья отнесённых к подготовительной и специальной медицинской группам здоровья по предмету физическая культура. По оценкам специалистов до 90% обучающихся общеобразовательных школ в той или иной мере не здоровы и только 10% выпускников могут считаться здоровыми. Уровень психического и физического здоровья студентов показывает, что число занимающихся в специальной медицинской группе по физической культуре ежегодно увеличивается на 3-5%.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

· укрепление здоровья;

· уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

· устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

· содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

· повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;

· освоение основных двигательных умений и навыков;

· формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

· обучение правильному дыханию.

Разнообразие диагнозов и не возможность проведения занятий со студентами относящихся к разным медицинским группам, с отсутствием индивидуального подхода к каждому студенту, а также выбора дозирования нагрузки и контроля её выполнения, делают выбор средств физической культуры весьма ограниченными. Этот факт обосновывает поиск новых наиболее эффективных средств оздоровительной физической культуры, отвечающих следующим требованиям: повышение функциональных возможностей организма; развития физических способностей; регуляция нагрузки в соответствии с физической подготовленностью и учётом медицинского диагноза; воспитания культуры движения.

Все эти требования хорошо выполняются и сочетаются на внеурочных занятиях йогой. Упражнения, основанные на древней системе йогов, не ставят задачу достижения определённых показателей физического развития, но они помогают почувствовать уверенность в себе, научат владеть телом, укрепят мышцы и улучшат осанку. Наши наблюдения показывают, что тот кто регулярно занимается йогой 2 раза в неделю, извлекает больше пользы, чем тот кто приходит на занятия 1 раз в неделю и занимается намного интенсивнее. Методика, применяемая на занятиях по йоге, включает в себя следующие компоненты: упражнения на растягивание; статические позы (асаны); упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

На занятиях предлагаются простейшие, наиболее доступные упражнения и позы, выполнение которых происходит в так называемой "зоне комфорта", что исключает перегрузку. Правильное выполнение упражнений оказывает благотворное влияние на организм. Растягивание, являющееся основной целью асан, помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку, манеру двигаться, а также снижает утомление. Чередование же упражнений на растягивание, напряжение и расслабление особенно полезно, так как помогает улучшить кровоообращение, регулирует пульс и давление.

Отдельно нужно сказать и о положительном влиянии на организм дыхательных упражнений. Их положительное влияние на организм занимающихся подтверждено тысячелетней практикой и многочисленными научными исследованиями. Дыхательные упражнения помогают снять и уменьшить спазмы гладкой мускулатуры бронхов с улучшением их дренажных функций, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы. Научившись управлять своим дыханием, студентам будет легче справляться с различного рода физическими нагрузками (ходьбой, бегом, плаванием и т.д.). На занятиях оздоровительной йогой студенты воспитывают у себя привычку, не задумываясь автоматически выбирать из всего разнообразия дыхательных ритмов наиболее целесообразных в каждом конкретном случае. Говоря об оздоровительной йоге, стоит напомнить, что это не только комплекс упражнений, которые надо регулярно выполнять, но и целая философия, включающая и духовное воспитание человека. И в заключении необходимо отметить, что сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе является важной составляющей высшего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

Список литературы:

  1. Дешикачар , Т. К. В. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики . [Текст] /, Т. К. В Дешикачар. – СПб.: София, 2011. –272 с.

  2. Смит Д. Йога [Текст]: Большая иллюстрированная энциклопедия/ Смит Д., Холл Д., Гиббс Б./ пер. И. Крупичевой. – М.: Эксмо, 2010. -256с.

  3. http://studopedia.info/ - электронный источник.

Просмотров работы: 650