Инновация - это осознанное улучшение характеристик продукта, совершенствование технологического процесса или разработка новых методов организации работ или управления производством, направленные на снижение затрат энергии, времени и материи.
В основе любой инновации лежит идея. Чтобы разобраться в потенциальном успехе реализации и продвижения идеи необходимо взглянуть на потенциального потребителя, понять, что ему нужно на самом деле, какова возможная реакция на внедряемые изменения.
Выделяют 7 групп потребителей в отношении восприимчивости к внедряемым инновациям [1]:
новаторы - стремятся первыми опробовать новый продукт, метод, идею, в большинстве случаев обладают достаточными финансовыми ресурсами, склонны к риску;
энтузиасты - данная категория формирует основной костяк "лидеров (источников) мнений", служат информационным центром для остальных групп потребителей о внедряемой инновации;
рационалисты - период восприятия инноваций несколько длиннее, чем у энтузиастов, отличаются нерешительностью и некоторым колебанием в процессе восприятия адаптаций;
нейтралы - не проявляют достаточной инициативы и интереса к предлагаемым нововведения, но могут быть подвержены всеобщему влиянию или моде;
скептики - к данной группе людей относят людей-реалистов или критиков, способных "охлаждать пыл" и многочисленные амбиции людей, склонных к авантюрным проектам или предложениям, в большинстве случаев выступает против нововведений;
консерваторы - следуют принципу "никаких изменений, никакого риска, никаких новинок", все идеи, направленные на изменение давно установившегося старого воспринимаются как разрушающая сила, которую надо непременно остановить;
ретрограды - обладают характерной чертой: отбрасывать новинки еще до проведения анализа и выслушивания порой весьма убедительных аргументов, все мысли и идеи обращены в прошлое.
В связи с текущим курсом на инновационное развитие России за последние несколько лет проведено множество реформ, в том числе и в сфере образования. Самым значимым событием была реформация системы образования с переходом на двухуровневую систему обучения: бакалавриат и магистратура [2].
Изучение общественного мнения в вопросе положительного или отрицательного восприятия данной смены является важной базой для понимания того, как действовать государству далее. Поэтому в стране неоднократно проводились исследования по этой теме в разных российских городах, например: опрос Фонда изучения общественного мнения, направленный на изучение мнения россиян по вопросу изменения системы образования интерпретации понятия «инновации» [3]; опрос работодателей организаций крупного, среднего и малого бизнеса, в частности руководителей и служб по подбору персонала, который проводился Исследовательским центром портала SuperJob.ru [4]; опрос портала mk.ru [5] об отношении к изменению системы образования, проводившиеся в нескольких субъектах РФ в 2015г. Также исследование проводилось в городе Екатеринбурге в июне-августе 2015 г. Объем выборки - 100 респондентов, метод сбора информации - формализованное личное интервью, онлайн-опрос.
По результатам анализа данных были получены следующие результаты:
Около 60% респондентов считают, что более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки будущих работников.
Большинство работодателей (около 65%) больше доверяют диплому специалиста и при выборе нового работника между бакалавром и специалистом предпочтение отдают специалистам.
Исходя из 15% положительных отзывов о преимуществах трудоустройства и адаптации сотрудника за рубежом, можно сделать вывод о постепенной адаптации и признания новой системы обучения.
На вопрос "Что означает слово "инновации"?" больше всего респондентов дали абстрактные, обобщенные (36%) и неопределенные ответы (38%). При упоминании инновации в сфере образования 23% опрошенных согласились, что готовы принимать бакалавров на рабочие места, 45% утверждали, что присматриваются к выпускникам, 22% придерживаются консервативной точки зрения и отдают предпочтение специалистам и 10% не понимают необходимость принятых изменений и не готовы рассматривать бакалавров в качестве сотрудников.
Согласно полученным данным при построении кривой процентного распределения можно проследить близость корреляции к кривой нормального распределения Гаусса, приведенной на рис.
Если за оптимум взять категорию рационалистов, данное распределение примерно соответствует кривой нормального распределения Гаусса, что говорит о преобладании голосов в данной категории. Следует отметить, что к категории ретроградов не было отнесено ни одного работодателя, что в целом говорит о положительной тенденции и отсутствии ярых противников восприятия данной инновации (категория ретрограды - 0%). Следует отметить, что к категории ретроградов не было отнесено ни одного работодателя, что в целом говорит о положительной тенденции и отсутствии ярых противников восприятия данной инновации.
новаторы (4%);
энтузиасты (19%);
рационалисты (39%);
нейтралы (16%);
скептики (12%);
консерваторы (10%);
Рис. Кривая процентного распределения по результатам опроса
Возможно, причина кроется в довольно длительном сроке и государственном уровне введения данных изменений. Интересным результатом также стало то, что наиболее гибкими к восприятию инноваций являлись субъекты малого предпринимательства, т.к. им приходится проявлять большую активность на рынке и быстро переориентироваться к вводимым изменениям ввиду высокой конкуренции [4].
По результатам исследования и анализа теории инноваций можно выявить следующие проблемные точки в процессе восприятия инновации:
темп восприятия - характер нововведения влияет на темп его восприятия. Одни виды инноваций завоевывают признание мгновенно (iPad, новый вид алкоголя), с другой стороны, другим нововведениям требуется на это очень длительный срок [5].
совместимость - в какой степени нововведения соответствую реальным ценностям и интересам потребителя;
возможность проверки - существует ли возможность пробы и проверки нововведения, как источника уверенности в его необходимости, или это просто результат плагиата или перенятия опыта другой компании, сферы, отрасли, страны в процессе следования моды или слепой конкуренции;
интенсивность маркетинговых усилий - так как процесс восприятия происходит согласно биологическим закономерностям: элементарные импульсы от органов чувств доставляются в кору головного мозга, где они подвергаются обработке в соответствии с имеющимся опытом, сопутствующими эмоциями, результат восприятия является очень субъективным. Зачастую специалисты ошибаются в планировании результата восприятия, объема выпуска, продвижения и объема продаж, так как именно субъективность восприятия является препятствием на пути к потребителю.
Таким образом, процесс введения и коммерциализации любой инновации требует координации исследовательской, инженерной, маркетинговой и других стадий, а также глубокого исследования категорий восприятия потенциального потребителя. Именно такого рода знания в комплексе являются основой успешного внедрения нововведения.
Библиографический список
Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг /О.Д.Андреева. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2000. 421 с.
Вахрушева Е.В., Крапивина К.Н. Изменения в системе национального Российского образования / Е.В.Вахрушева, К.Н.Крапивина //Молодой ученый. 2013. №1. С. 326-328.
Шуклина З.Н., Мельникова И.Н. Особенности восприятия клиентами инноваций на рынке банковских услуг /З.Н.Шуклина, И.Н.Мельникова //Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 118-120.
Советов О.С. Психология инноваций: основания, подходы и проблемы /О.С.Советов //Ананьевские чтения – 97. - СПб., 1997, С.45–46.
Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /В.Д.Дорофеев, В.А.Дресвянников. - Пенза: Изд. Пензенского государственного университета, 2003. 189 с.
4