ФЕНОМЕН ПСЕВДОНИМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФЕНОМЕН ПСЕВДОНИМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Краснопёрова Е.В., Березина А.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление псевдонимов – это не только некий литературный или лингвистический феномен. Вопрос «Что в имени тебе моем?» часто отражает социально-коммуникативные, социально-политические и культурологические проблемы времени, поэтому не может не быть актуальным. Социальную проблематику появления псевдонимов рассматривали В.Г.Дмитриев, С.А.Подсеваткин, М.С. Романова и др.

Феномен псевдонима– это не только проблема изучения биографии и репрезентации того или иного автора или исполнителя, это, в первую очередь, проблема структурирования причинно-следственных связей имени как некоторого символа социальной реальности. Изучая феномен псевдонима, мы сталкиваемся с проблемой его смысла, его исторического и онтологического значения.

Слово «псевдоним» состоит из двух слов: «псевдо» и «оном», что переводится с греческого как «ложное имя». Из словаря литературоведческих терминов, псевдоним – это вымышленное имя или условный знак, используемые для сокрытия подлинного. Существует даже раздел в науке изучающий имена, фамилии, отчества, прозвища и псевдонимы, их происхождение, использование, эволюцию и функциональность: антропонимика, раздел ономастики [2].

Символичность имени (влияние имени как символа на восприятие человека в социуме, а значит и на его социальный статус), сакрализировалась с древнейших времен. Детям, оберегая их от сглазов и порчи, давалось два имени: одно – для открытого употребления, второе - скрытое, которое знали только в семье.

Два имени как два зеркала. В одном из них отражается связь индивида с обществом. В другом, с его родом, домом. Поэтому, пережив устои традиционного общества, человек не отказался от псевдонимов.

Отметим лишь, что уже в 17 веке появились первые словари псевдонимов: парижанин Андриен Байе составил трактат о причинах замены имен и способах, с помощью которых производились эти замены [4]. В 1874 году Н. Голицын издает «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков». Ценнейшим пособием в источниковедении, считается словарь И. Ф. Масанова: «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей», издание, которое датируется 1956-1960 гг. Интересный факт, что даже псевдонимы повторяются, так сказать – литературные однофамильцы. В словаре Масанова: 10 Бывалых, 11 Оводов и 30 Обывателей (включены не только поэты) [5]. В. Г. Дмитриев в 1977 году публикует «Скрывшие имя свое»; а в 1986 году – «Придуманные имена».

Чаще всех используют псевдонимы актеры театров и кино, музыканты, певцы и композиторы, писатели. Нередко псевдонимы маскируют религиозную или этническую принадлежность личности, играющих свою роль на уровне повседневной реальности, а значит и на уровне восприятия автора или исполнителя широкими слоями публики. К примеру, итало-американская актриса Бернадетт Лаззара взяла себе фамилию Питерс, во избежание приглашений на роли сугубо итальянских женщин. По той же причине псевдонимы взяли Софи Лорен (София Виллэни Скиколоун), Энтони Квинн (Антонио Родолфо Квинн Оахаку) и Чарли Шин (Карлос Ирвин Эстевес). Некоторые люди наоборот хотят нарочито подчеркнуть свою этническую принадлежность: Леся Украинка, Анатоль Франс.

В иных случаях, известности используют псевдонимы, чтобы скрыть родственные связи с родственниками, например, Николас Кейдж (Николас Ким Коппол) хотел оставить втайне то, что он племянник директора Френсиса Форда Копполы [4]. Или же наоборот, воспользоваться громкими именами своих родственников, как сделала это актриса Карла Лэеммл (Ребекка Изабель Лэеммл), взяв другое имя, но оставив фамилию, так как ее дядя является главой «Юниверсал Пикчерс». А вот Луи Крэджес, мчался под именем «Джон Винтер», чтобы не беспокоить своей «привычкой» мать. Водитель F1 скрыв свое итальянское имя – Джованни, принял более французское - Джин Алези [4].

Бывает, что инициатива использовать псевдоним рабочими исходит от работодателя. Обычно это распространенное имя той местности, где они работают. Причинами могут быть как значимость для партнеров этнического происхождения сотрудников фирмы, так и сложность произнесения иностранного имени.

Конечно, больше всего «ложными именами» пользуются публичные люди. В частности, для того, чтобы обеспечить себе личную жизнь, назначать приватные встречи. Чаще всего, это неяркие, не запоминающиеся и не созвучные настоящим имена и фамилии. Ну, разве не комично, что неземной красоты девушка, исполняющая нежные и красивые песни и величается: Вера Галушка. Ее образ никак не сопоставим с такой фамилией, другое дело – Брежнева, да еще и знаменитый тезка имеется. Таким же образом взяли себе псевдонимы: Андрей Белый (русский советский писатель – Бугаев Борис Николаевич), Пеле (бразильский футболист – Эдсон Арантис ду Насименту), Владимир Круг (шансонье – Владимир Воробьёв) [4].

Большую роль играет смысловая нагрузка имени у вождей, князей, политических людей. Они используют псевдоним, чтобы вселить в народ уверенность в своем лидере. Псевдоним выступает как символ силы, власти, успеха. Классический пример - Иосиф Сталин. «Сталин» – сталь, крепость, сила, жесткость. Символичность имени выстраивает идеальный образ восприятия лидера.

Во многих монархиях короли и императоры не имели право распространять свои настоящие имена, и были известны под оригинальными инициалами, например, королева Виктория (Александрина Виктория Кента) или Георг VI Соединительного Королевства (Альберт Фредерик Артур Джордж) [4].

В религии псевдонимам отведена символически сакральная роль. Участники римских католических институтов принимают новое религиозное имя, обращаясь к святым, которыми восхищаются. Папы Римские берут папские имена, ознаменовывающие святых, например: Бенедикт XVI. В иудаизме новообращенный берет еврейское имя. В буддизме новые имена даются во время традиционных церемоний.

Известно, что Алексей Максимович Пешков подписывал свои литературные произведения как Максим Горький. Писатель рано потерял отца, посвятившего ему свою жизнь. И в память о нем взял его имя. Тяжелое детство, революция, гражданская война, эмиграция и возвращение – все это символически отразилось в фамилии «Горький». Судьба интеллигенции в первые годы Советской власти… «Горький». Имя, как символ продолжало жить само, его социально-историческая символичность стала намного шире и глубже, чем, возможно, предполагал сам Алексей Пешков. Гайдар – Аркадий Петрович Голиков [5]. Поиск смысла этого псевдонима открывает нам неоднозначную судьбу писателя, а через нее и историю России.

Часто псевдоним используется как отражение идеального бытия человека, структурирует его идеальную модель, ставит цель для самоусовершенствования. Таким образом, псевдоним – это не только «псевдо Я», это еще и представление, конструкт «Я - идеального». Через изучение феномена псевдонимов как символического отражения социальной реальности мы приходим к пониманию ценностных аспектов бытия того или иного общества, той или иной этнокультуры.

Библиографический список

  1. Григорьевич Д. В. Скрывшие своё имя. (Из истории анонимов и псевдонимов) - М., «Наука», 1980, Изд. 2-е, дополненное, 312 с.

  2. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974

  3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]/Псевдонимы русских писателей - Режим доступа: www.chool-collection.edu.ru

  4. Научная антипсихиатрия [Электронный ресурс]/Эксперимент Розенхана – Режим доступа: www.antipsychiatry.ru

  5. Энциклопедия псевдонимов русских поэтов [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.karamazoff.ru

Просмотров работы: 957