К сожалению, по мнению О. В. Клубочек, сегодня круг общения школьников ограничен. Современный темп жизни и занятость родителей не позволяют им уделять достаточное время детям. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе [7].
Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.
Общение в философских определениях соотносится с такими категориями и понятиями, как обмен, взаимодействие, связь, отношение. Например, в философии общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, как межличностный феномен в которых происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности [13, с. 415].
Как считает Б. Д. Парыгин есть основания рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [11].
Наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи при этом подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Так, Л. П. Буева отмечает, что деятельность и общение – две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого процесса жизни [4, с. 33].
В процессе общения реализуются определенные функции. Анализ психологической литературы дает возможность все многообразные функции общения свести к следующим:
информационная – обмен информацией;
контактная – готовность к приему информацией;
побудительная – готовность к действию;
координационная – согласование действий;
интерактивная – организация взаимодействия;
перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
развивающая – изменение личности коммуникантов.
Все функции общения, как утверждает Я. Л. Коломинский, тесно взаимо-связаны между собой. Общение должно осуществляться целостно: и обмен информацией, и организация взаимного влияния коммуникантов [8].
В психологии понятие «коммуникация» интерпретируется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [3]. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.
М. С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и др.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого [6] .
Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. с позиции деятельностного подхода рассматривают коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [12]. Такое понимание коммуникации основывается на методологических положениях, которые признают непрерывность общественных и межличностных отношений, что само по себе отражает характер самой коммуникации.
Рассуждая о коммуникации, Г. М. Андреева отмечает, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей [1].
Процесс коммуникации представляет собой «передачу информации посредством языка и других языковых средств» [5, с. 75] и рассматривается как составляющий компонент общения. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия друг на друга.
В психологии, по мнению Б. Ф. Ломова, общение – это не просто ряд последовательных отдельных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения – это воздействие человека на человека, а именно – их взаимодействие [9].
На основе анализа литературы по данной проблеме исследования мы пришли к выводу, что общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и др.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакт с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов. Побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.
В психологии навык рассматривается, как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [3, с. 362].
Развитие навыков общения в ходе общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:
- раскрытие учащимся значения навыков общения;
- ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении заданий;
- включение учащихся в выполнение совместных заданий(проектов) по выполнению работ для овладения умениями и навыками общения ;
- совершенствование усвоенных школьниками навыков общения в их деятельности.
Формирование навыков общения происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых они необходимы.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Проблема формирования у младших школьников навыков общения приобрела в последнее время большое значение. Так П. П. Блонский считает, что дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: маленький дошкольник сильно привязывается к какому-нибудь одному определенному лицу, возраст подростничества и юности – возраст тесной дружбы, а школьник младших классов находится в хороших товарищеских отношениях чуть ли не со всеми [2]. По мнению Е. Г. Юдиной ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и это на первый взгляд делает процесс общения с ним более легким с точки зрения выбора предмета общения. Однако законы общения в полной мере действуют и в этом случае: предлагая ребенку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был ему интересен. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка, которые мы выясним в процессе общения с помощью получения от него «обратной связи» [14, с. 492].
Как известно, на первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Данный период развития детей (7-10 лет) характеризуется величайшим конфликтом со средой. Он сопровождается, по мнению В. С. Мухиной [10], внутренними и внешними потрясениями. В этом возрасте формируются общие представления о требованиях к человеку, на основании которых школьники оценивают сверстников. Единодушно отвергаются те, у кого преобладают агрессивные формы поведения, кто не умеет дружить и кому нельзя верить.
В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе и др. усвоение связанных этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок данного возраста, избегать конфликтных ситуаций в общении.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает значение, понимание того, о чем идет речь, и овладение знаниями и смыслами словесных конструкций.
Основная функция речи – общение, сообщение или коммуникация. Учащимся начальной школы еще предстоит пройти путь восхождения к овладению речью как общенациональным культурным достоянием, к новым высотам индивидуализации своей речевой культуры. На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащаются и изменяют мышление ребенка, но и формируют его как личность.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сказать, что именно младший школьный возраст является благоприятным этапом для формирования навыков общения, поскольку в этот период формируется такие психические образования, как самооценка, степень включенности в социальные отношения, от которых зависит благоприятное формирование навыков общения. Мы под общением понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Литература
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: МГУ, 2006. – 415с.
Блонский, П. П. Психология младшего школьника / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 574 с.
Большой психологический словарь / Сост. и сбщ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с
Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М.: Мысль, 2001. – 216 с.
Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
Клубочек, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубочек // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 50-51.
Коломинский, Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1999. – 237 с.
Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. – М.: Просвещение, 1981. – 384 с.
Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. – М., 1990. – 157 с.
Парыгин, Б. Д. Проблема опосредованности в социальной психологии / Б. Д. Парыгин // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 31-44.
Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.
Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 2004. – 815 с.
Юдина, Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте / Е. Г. Юдина // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. – М., 1999. – Разд. IV. Гл. 21. – С. 464-492.