ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Солодкова Н.А. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная образовательная система претерпевает значительные изменения, связанные, прежде всего, со сменой образовательных траекторий и впоследствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Меняется и цель образования с «получения знаний умений и навыков» на развитие личности учащегося. Данная цель может быть достигнута благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которая выражается в способности человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта и включает четыре блока: личностный, познавательный, регулятивный и коммуникативный [1].

В настоящей статье мы остановимся на одном из блоков - познавательных универсальных учебных действиях. Данная группа УУД включает: общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы. Познавательные универсальные учебные действия можно рассматривать как систему приемов познания окружающей действительности, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и комплекс операций по обработке, систематизации, обобщению и применению полученной информации [1]. Познавательные универсальные учебные действия связаны, прежде всего, с мышлением, а это, в свою очередь, одна из главных функций человеческого мозга. Мышление выступает, в первую очередь, как решение задач, каких-либо вопросов, которые постоянно выдвигает жизнь перед человеком. То есть мы можем говорить о том, что развитие познавательной стороны личности – это один из неотъемлемых компонентов современного образования. Но, несмотря на достаточные ресурсы математики как учебного предмета в формировании данной группы УУД, наблюдение и первоначальные результаты проведенных нами исследований свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровней сформированности познавательных действий у младших школьников. Поэтому возникает проблема, связанная с поиском эффективных методов и средств формирования данной группы УУД.

В российской дидактике была создана технология, которая, на наш взгляд, может помочь в решении данной проблемы, это технология проблемно-диалогического обучения, ее автором и разработчиком является кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Данная технология позволяет организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы ученики ставили и решали проблемы. И, соответственно, предполагает реализацию двух основных этапов, связанных с постановкой учебной проблемы и поиском ее решения. Первый этап - формулирование темы урока или вопроса для исследования [2]. Второй – этап открытия новых знаний. Постановку проблемы и поиск решения школьники осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников [2].

Приведем фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного диалога, на материале которого продемонстрируем возможности использования данной технологии для формирования всех групп познавательных УУД.

Фрагмент урока

Тема урока: Сотня. Счет сотнями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте задачу.

- Что нам поможет в решении задачи?

- Постройте, пожалуйста.

- Итак, что получилось?

- Докажите, что эта схема соответствует тексту задачи.

- Во сколько действий решается задача?

- Как вы об этом узнали?

- Решите, пожалуйста, самостоятельно.

- Сколько необходимо времени на решение?

- Посмотрите на схему, изображенную на доске.

28 56

39 ?

- Как вы считаете, соответствует ли она задаче?

- У нас появились разные позиции.

- Докажите, что данная схема соответствует либо не соответствует задаче.

- Правда!? И как же?

- Запишите, пожалуйста, в тетради решение.

- Сравните результаты при решении первым способом и вторым.

- Какой вывод можете сделать?

- В поход отправились 28 девочек и 56 мальчиков. Из всех детей группы 39 уже были в походе, а остальные пошли в первый раз. Сколько человек пошли в поход в первый раз?

- Схема.

Ребенок строит схему на доске.

28+56

39 ?

- В этой схеме зафиксированы данные, взаимосвязи, вопрос. 28+56 – это сколько всего детей пошло в поход, из этих детей 39 человек уже были в походе – это обозначено, а остальные были в походе первый раз это и есть вопрос задачи.

- В два действия.

- Исходя из схемы. Сначала мы найдем общее количество детей, а затем уже ответим на главный вопрос задачи.

- 4 минуты.

- Да.

- Нет.

- Эта схема не подходит, так как, мне кажется, что в ней неверно указано соотношение между данными.

- А я думаю, что эта схема верная и она подходит. Взаимосвязи в ней тоже верно обозначены.

- Почему? Мне все-таки кажется, что неверно.

- Я сейчас докажу.

Ученик выходит к доске и показывает на схеме.

- 28 меньше 56. Верно?

Ученики: Да.

- Значит здесь все верно. 39 больше 28, но меньше 56?

Ученики: Да, так и есть.

- Значит, и здесь все правильно. И остается вопрос. 39 – это количество детей уже бывавших в походе, значит оставшаяся часть – это количество детей, впервые отправившихся в поход. Вопрос, на который нам нужно найти ответ.

- Да, теперь я понял, думаю, я соглашусь с тем, что эта схема подходит.

Все дети, которые считали, что эта схема неверная, убедились в том, что схема соответствует задаче.

- Знаете, а я думаю, что с помощью этой схемы мы можем решить задачу другим способом.

Все остальные дети задумались и с интересом наблюдают за учеником. Кто-то из учащихся тоже увидел новый способ решения.

- Так как в задаче не сказано, девочки или мальчики уже бывали в походе, то мы можем предположить, что это были мальчики. Значит, мы из 56 вычтем 39, получим число мальчиков, которые идут в поход впервые, и это число мы сложим с числом девочек и получим ответ на вопрос задачи.

- Да, да, правильно! И это новый способ.

- Они одинаковые.

- Задача решена верно. Вторым способом мы проверили решение.

Сразу обратимся к познавательным УУД, которые связанны с постановкой и решением проблемы, сами этапы технологии подразумевают формирование данных действий, это можно увидеть в представленном выше фрагменте урока. В нем находят отражение два этапа технологии проблемного диалога: постановка проблемы и поиск ее решения. На первом этапе школьники формулируют проблему («Определить, является ли схема верной»). На втором этапе выбирают способ решения («Еще раз прочитать задачу, сравнить данные, вопрос, соотношения».).Вместе с тем, в ходе проведения урока ученики осуществляют ряд мыслительных операций: анализируют текст задачи; анализируют схемы; сравнивают схемы; сравнивают текст задачи и схему; сравнивают результаты решения задачи разными способами; обобщают.

Технология проблемного диалога позволяет ученику проявить свою творческую составляющую. Ее использование может помочь научить детей составлять алгоритм деятельности, находить и выделять необходимую информацию, структурировать полученные знания, строить высказывания, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности. В свою очередь, все перечисленные действия, которые выполняет ребенок в ходе решения проблемы, являются общеучебными умениями. К этой же группе можно отнести и знаково-символические действия, обеспечивающие преобразование информации из одной формы в другую.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что технология проблемно-диалогического обучения может выступать эффективным средством формирования познавательных УУД.

Библиографический список

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г.Асмолова. - Москва: Просвещение, 2010. – 152 с.

  2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л.Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – 160 с.

  3. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Л.Г.Петерсон. – 4 – е изд. перераб. – Москва : Ювента, 2013. – 80 с.

Просмотров работы: 1047