В настоящей статье мы остановимся на одном из блоков - познавательных универсальных учебных действиях. Данная группа УУД включает: общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы. Познавательные универсальные учебные действия можно рассматривать как систему приемов познания окружающей действительности, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и комплекс операций по обработке, систематизации, обобщению и применению полученной информации [1]. Познавательные универсальные учебные действия связаны, прежде всего, с мышлением, а это, в свою очередь, одна из главных функций человеческого мозга. Мышление выступает, в первую очередь, как решение задач, каких-либо вопросов, которые постоянно выдвигает жизнь перед человеком. То есть мы можем говорить о том, что развитие познавательной стороны личности – это один из неотъемлемых компонентов современного образования. Но, несмотря на достаточные ресурсы математики как учебного предмета в формировании данной группы УУД, наблюдение и первоначальные результаты проведенных нами исследований свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровней сформированности познавательных действий у младших школьников. Поэтому возникает проблема, связанная с поиском эффективных методов и средств формирования данной группы УУД.
В российской дидактике была создана технология, которая, на наш взгляд, может помочь в решении данной проблемы, это технология проблемно-диалогического обучения, ее автором и разработчиком является кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Данная технология позволяет организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы ученики ставили и решали проблемы. И, соответственно, предполагает реализацию двух основных этапов, связанных с постановкой учебной проблемы и поиском ее решения. Первый этап - формулирование темы урока или вопроса для исследования [2]. Второй – этап открытия новых знаний. Постановку проблемы и поиск решения школьники осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников [2].
Приведем фрагмент урока математики с использованием технологии проблемного диалога, на материале которого продемонстрируем возможности использования данной технологии для формирования всех групп познавательных УУД.
Фрагмент урока
Тема урока: Сотня. Счет сотнями.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Прочитайте задачу. - Что нам поможет в решении задачи? - Постройте, пожалуйста. - Итак, что получилось? - Докажите, что эта схема соответствует тексту задачи. - Во сколько действий решается задача? - Как вы об этом узнали? - Решите, пожалуйста, самостоятельно. - Сколько необходимо времени на решение? - Посмотрите на схему, изображенную на доске. 28 56 39 ? - Как вы считаете, соответствует ли она задаче? - У нас появились разные позиции. - Докажите, что данная схема соответствует либо не соответствует задаче. - Правда!? И как же? - Запишите, пожалуйста, в тетради решение. - Сравните результаты при решении первым способом и вторым. - Какой вывод можете сделать? |
- В поход отправились 28 девочек и 56 мальчиков. Из всех детей группы 39 уже были в походе, а остальные пошли в первый раз. Сколько человек пошли в поход в первый раз? - Схема. Ребенок строит схему на доске. 28+56 39 ? - В этой схеме зафиксированы данные, взаимосвязи, вопрос. 28+56 – это сколько всего детей пошло в поход, из этих детей 39 человек уже были в походе – это обозначено, а остальные были в походе первый раз это и есть вопрос задачи. - В два действия. - Исходя из схемы. Сначала мы найдем общее количество детей, а затем уже ответим на главный вопрос задачи. - 4 минуты. - Да. - Нет. - Эта схема не подходит, так как, мне кажется, что в ней неверно указано соотношение между данными. - А я думаю, что эта схема верная и она подходит. Взаимосвязи в ней тоже верно обозначены. - Почему? Мне все-таки кажется, что неверно. - Я сейчас докажу. Ученик выходит к доске и показывает на схеме. - 28 меньше 56. Верно? Ученики: Да. - Значит здесь все верно. 39 больше 28, но меньше 56? Ученики: Да, так и есть. - Значит, и здесь все правильно. И остается вопрос. 39 – это количество детей уже бывавших в походе, значит оставшаяся часть – это количество детей, впервые отправившихся в поход. Вопрос, на который нам нужно найти ответ. - Да, теперь я понял, думаю, я соглашусь с тем, что эта схема подходит. Все дети, которые считали, что эта схема неверная, убедились в том, что схема соответствует задаче. - Знаете, а я думаю, что с помощью этой схемы мы можем решить задачу другим способом. Все остальные дети задумались и с интересом наблюдают за учеником. Кто-то из учащихся тоже увидел новый способ решения. - Так как в задаче не сказано, девочки или мальчики уже бывали в походе, то мы можем предположить, что это были мальчики. Значит, мы из 56 вычтем 39, получим число мальчиков, которые идут в поход впервые, и это число мы сложим с числом девочек и получим ответ на вопрос задачи. - Да, да, правильно! И это новый способ. - Они одинаковые. - Задача решена верно. Вторым способом мы проверили решение. |
Сразу обратимся к познавательным УУД, которые связанны с постановкой и решением проблемы, сами этапы технологии подразумевают формирование данных действий, это можно увидеть в представленном выше фрагменте урока. В нем находят отражение два этапа технологии проблемного диалога: постановка проблемы и поиск ее решения. На первом этапе школьники формулируют проблему («Определить, является ли схема верной»). На втором этапе выбирают способ решения («Еще раз прочитать задачу, сравнить данные, вопрос, соотношения».).Вместе с тем, в ходе проведения урока ученики осуществляют ряд мыслительных операций: анализируют текст задачи; анализируют схемы; сравнивают схемы; сравнивают текст задачи и схему; сравнивают результаты решения задачи разными способами; обобщают.
Технология проблемного диалога позволяет ученику проявить свою творческую составляющую. Ее использование может помочь научить детей составлять алгоритм деятельности, находить и выделять необходимую информацию, структурировать полученные знания, строить высказывания, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности. В свою очередь, все перечисленные действия, которые выполняет ребенок в ходе решения проблемы, являются общеучебными умениями. К этой же группе можно отнести и знаково-символические действия, обеспечивающие преобразование информации из одной формы в другую.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что технология проблемно-диалогического обучения может выступать эффективным средством формирования познавательных УУД.
Библиографический список
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г.Асмолова. - Москва: Просвещение, 2010. – 152 с.
Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л.Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – 160 с.
Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / Л.Г.Петерсон. – 4 – е изд. перераб. – Москва : Ювента, 2013. – 80 с.