Йога как средство, имеющее богатейшие возможности для развития, укрепления и поддержания физических и психических свойств человеческого организма, могла бы решить многие проблемы, связанные со здоровьем современных детей. Грамотно используя опыт и творчески подходя к занятиям можно добиться значительного улучшения здоровья младших школьников и внести разнообразие в занятия детей.
Цель исследования – теоретически выявить особенности использования упражнений хатха-йоги на занятиях по физической культуре с детьми младшего школьного возраста.
Хатха-йога является древней системой самосовершенствования тела и сознания, это путь к совершенству человеческого духа, разума и тела, а также способ их гармонизации. Учение хатха-йоги было систематизировано в XV веке Свами Сватмарамой [6, 8].
Система хатха-йоги включает в себя четыре основные ступени классической йоги, остальные ступени относятся к Раджа-йоге [8].
Йоги рассматривают человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек - тонких компонентов «энергетического тела», которые на санскрите называют «кошами» (кокон). Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе «кош». Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» - «искусством управления Силой». В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием.
В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Особенность асан в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах [7].
Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге [3].
Влияние на организм асан зависит от следующих факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает поток импульсов в центральной нервной системе (ЦНС), стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов.
Чем сложнее элемент, тем выше эффективность его развивающего и совершенствующего воздействия на органическое тело, «энергетическое» тело и сознание. Поэтому обычно в программу практики по мере повышения уровня тренированности вводят новые - более сложные - асаны.
В большинстве случаев практика начинается с расслабления и мягкой дыхательной практики, и заканчивается расслаблением и практикой созерцания.
Практикуя асаны, стараются строить общую тренировочную последовательность таким образом, чтобы к моменту завершения тренировки получить полную и гармоничную компенсацию всех «односторонних» воздействий на систему. Например, асаны с прогибом назад обязательно компенсируются асанами с наклоном и складыванием вперед, повороты, скручивания и сгибания вправо - поворотами, скручиваниями и сгибаниями влево. Асаны, выполнение которых связано с предельным напряжением тех или иных групп скелетной мускулатуры, обязательно компенсируются асанами, до предела растягивающими и расслабляющими те же самые группы мышц.
Всякий раз, когда возникает необходимость снять напряжение применяется расслабление. Продолжительность промежуточного расслабления в процессе практики обычно невелика. Оптимальное соотношение практики и расслабления в пределах одной тренировки - один к одному [7].
Особенности хатха-йоги и ее отличие от гимнастики обозначаются Свами Шиванандой даже в случае применения ее в качестве йога-терапии. Обычные физические упражнения выводят прану (жизненную энергию) наружу, приводя к огромным энергетическим потерям, тогда как асаны направляют ее внутрь, излечивая многие болезни, что является главным преимуществом хатха-йоги, которого нет в современных западных системах работы с телом [5].
Младший школьный возраст это такой этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Охватывает детей с 6-7 лет, в зависимости от сроков обучения, до 10-11 лет [10].
В этот период увеличивается длина тела и снижается относительное содержания подкожного жира. Начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. По пропорциям тела ребенок очень похож на взрослого, хотя по сравнению с полностью сформированными юношами и девушками его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек - бедра [2].
Позвоночник продолжает расти и сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Суставы детей этого возраста подвижны, связочный аппарат эластичен, что является благоприятным для роста подвижности во всех основных суставах [9]. Объем статической нагрузки резко возрастает, что требует принятия специальных мер для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Соблюдение рекомендованного гигиеническими нормами двигательного режима - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья детей .
Дети младшего школьного возраста обладают относительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Они более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, но необходимо постепенно приучать их к сохранению статических поз, что положительно влияет на осанку. Постепенно происходит увеличение объема мышц, нарастание мышечной силы. Движения становятся более точными и согласованными, чем у дошкольников. Однако мышцы их (особенно в возрасте 7-9 лет) еще недостаточно сформированы, поэтому быстрее утомляются, способность к точным мелким движениям еще невелика. Происходит интенсивное развитие быстроты движений (частоты, скорости движений, времени реакции и т. д.) [1].
Растущий организм ребенка нуждается в большем количестве кислорода, чем взрослый. Абсолютный и относительный объем легких у детей меньше, чем у взрослых. В то же время через легкие ребенка проходит в среднем 6-7 литров воздуха в минуту, то есть столько же, сколько у взрослого. Эта усиленная вентиляция легких (так называемая гипервентиляция) является характерной особенностью детского дыхания.
Сердце школьников в возрасте до 11-12 лет обладает большой массой по отношению к массе всего тела. Отверстия отходящих от него крупных сосудов широкие. Кровеносные сосуды всего организма имеют широкий просвет, что способствует свободной циркуляция крови и более быстрому кругообороту крови. Кровяное давление у младших школьников ниже, чем у старших. Большая скорость кругооборота крови обеспечивает повышенные требования организма ребенка в кислороде и питательных веществах. В результате своей высокой чувствительности сердце ребенка реагирует не только на любое заболевание, но и на утомление, нарушение режима, психическую травму. Немалую роль в этом возрасте играет увеличение ударного объема сердца и дыхательных объемов, что значительно расширяет резервные возможности организма в условиях напряженной деятельности и адаптации [2].
Именно в этом возрасте начинает отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира [1, 28].
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли, а также высокая эмоциональность [10]. Дети младшего школьного возраста очень подвижны, легко возбудимы, им трудно долго сосредоточиться на одном виде занятий, они быстрее утомляются, чем старшие школьники. Ребенок отличается от взрослого не только умственным развитием и поведением, но и степенью развития всех его тканей и органов, которые имеют свои особенности [2].
Хатха-йога помогает решить многие проблемы здоровья современных детей. Все растяжения и скручивания позвоночного столба не только повышают его гибкость, улучшают процессы питания каждого позвонка, способствуют формированию правильной осанки, но и компенсируют негативное воздействие неправильных поз, в которых ребенок проводит большую часть времени в течение дня и даже во сне.
Работа с шейным отделом позвоночника нормализует питание головного мозга, глаз, помогает улучшить память, способности к сосредоточению, принятию и усваиванию новой информации. Укрепление мышц спины и живота дают позвоночнику необходимую надежную поддержку. Кроме того, эти упражнения помогают детям, страдающим от частых простуд, затрагивающих горло и носоглотку.
Расширение грудной клетки, происходящее при практике многих асан, помогает легким раскрыться в полном объеме, нормализует работу органов дыхания и избавляет от бронхо-легочных проблем.
Брюшная полость также не остается без внимания. При выполнении большей части упражнений в йоге брюшная полость мягко массируется. Как следствие – улучшение работы внутренних органов, нормализация их деятельности, ускорение выведения из организма продуктов ненужных продуктов. Здесь также особое значение имеет стимуляция перистальтики кишечника, что нормализует обменные процессы, улучшает усвоение питательных веществ из пищи.
Как показывает опыт, практика асан хатха-йоги развивает интеллектуальные способности человека, а также оказывает положительное воздействие на психику ребенка [2].
Йога представляет собой многоуровневую систему, поэтому такие высшие элементы как медитация, пранаяма и шаткрия, не входят в рамки занятий с детьми либо даются в упрощенной или игровой форме. Основы теории йоги могут преподаваться для детей младшего школьного возраста только в облегченной форме. Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип ямы, ниямы и асаны.
Занятия по «Детской Йоге» ориентированы на всестороннее развитие растущего человека (физическое, интеллектуальное, психическое, нравственное, творческое) и включают в себя следующие основные компоненты:
- асаны йоги в статике и динамике,
- дыхательная гимнастика йогов,
- упражнения на концентрацию и визуализацию,
- основы расслабления и медитации,
- развивающие игры на основе йоги.
Занятия йогой с детьми ведутся в игровой форме и основываются на подражании, поэтому асаны преподаются в легкой доступной форме. Вместо сложных названий используются названия того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка», что способствует развитию памяти, наблюдательности и воображению ребенка. Дети также уже способны выполнить базовый комплекс йоги – Сурья Намаскар (см. приложение 1).
Упражнения на расслабление являются одними из самых важных упражнений в йоге. С расслабляющей игры занятие можно как начинать (это концентрирует внимание детей и успокаивает возбужденную нервную систему), так им и заканчивать. Упражнения на расслабление проводятся в положении лежа, во время которых можно использовать приятную музыку, а также рассказывать интересную историю, связанную с природой. Можно дать детям задание, чтобы они представили себя тряпичной куклой, полностью расслабленной, не имеющей костей и мышц. После расслабления нужно плавно подняться и сделать несколько дыхательных упражнений.
Дыхание является неотъемлемой частью йоги, поэтому главной задачей является обучение координации дыхательного акта как в покое, так и в движении. Детей следует учить дышать не часто, чтобы выдох стал длиннее вдоха. Добиваться, чтобы дыхание было не глубоким, но ритмичным. Для этого используются следующие средства.
Упражнения на дыхание рекомендуют выполнять через каждые 3 упражнения или после каждого смыслового блока занятия.
Важное место в практике йоги также занимает медитация. Основы медитации детям даются в упрощенных формах, в которых они представляют себя лежащими на песчаном берегу или, например, становятся высокой горой.
Медитативные игры способствуют развитию способности к образному мышлению, при этом этическое и эстетическое воспитание осуществляется естественно, без насилия, в игровой форме. Дети представляют себя в какой-нибудь роли (животное, цветок и др.), вживаются в этот образ и в движениях свободно выражают возникающие эмоции.
Концентрация на единичном объекте помогает достичь эмоционального равновесия и успокоить ум. Детям предлагается сесть в круг, в центре которого будет находится объект, на котором они будут концентрироваться. Затем нужно закрыть глаза и попытаться представить объект перед собой.
Психофизические упражнения могут естественно переходить в «спонтанный» танец – свободное и гармоничное (у детей и шаловливое) движение тела, диктуемое музыкой или визуализацией. «Спонтанный» танец способствует улучшению эмоционального и физического состояния, устраняет замкнутость, снимает усталость. Излюбленные визуализации для детей при «спонтанном» танце – представление себя порхающими над лужайкой бабочками, нежными облачками, воздушными шариками, цветками, источающими аромат, «танцующими» водорослями, кружащимися яркими осенними листьями или пушистыми снежинками и т.д.
Игра «Черепахи, кошки, птицы». Дети представляют, что они – черепахи, которые живут в воде, но также умеют ходить по земле. По сигналу: «Стоп!», все «черепахи» должны замереть на своих местах и не шевелиться до тех пор, пока не прозвучит команда: «Вперед», и тогда они превращаются в кошек, которые умеют хорошо прыгать, лазать и играть со всем, что движется. Затем они превращаются в птиц, которые умеют сидеть на полу, расхаживать по нему или парить по воздуху.
«Телефон-факс». Занимающиеся превращаются в телефон-факс. Они садятся или встают в колонну друг за другом. Преподаватель рисует что-нибудь на спине ребенка, который сидит в самом конце, а он затем рисует то же самое на спине сидящего перед ним. Ребенок, сидящий впереди всех должен сказать, что за фигура была нарисована [2].
На первом этапе упражнения выполняются только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания (учитель физической культуры каждый раз показывает и рассказывает технику выполнения). На этой стадии упражнения даются на свободном дыхании (без задержек). В дальнейшем необходимо приучать детей выполнять упражнения с задержкой на несколько секунд после вдоха или выдоха в зависимости от уровня подготовки детей. На втором этапе к освоенной технике выполнения добавляют правильное дыхание. На третьем этапе - концентрацию внимания на области тела, энергетические центры (в зависимости от уровня подготовки). В каждой асане важно ее правильное выполнение, поэтому всегда необходимо объяснять правильное положение тела в асане. После выполнения можно рассказать, что дает каждая асана. Более старшим детям можно обращать внимание, на какие органы влияет каждое упражнение или асана [4].
Подводя итог, можно сказать, что практика йоги для детей была разработана относительно недавно, ввиду того, что работа с детьми, и в частности, йога требует особого подхода и определенных знаний от преподавателя. Многие специалисты приходят к выводу, что занятия йогой в любом возрасте полезны и необходимы, так как всё то, что дают занятия йогой взрослому человеку, необходимо и детям, начиная с раннего возраста.
Йога для детей представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Детям до 6-7 лет детям предлагается только комплекс физических и дыхательных упражнений, а с возраста 8 лет начинают давать некоторые философские принципы йоги, помогающие детям лучше понять свою связь с окружающим миром. Делается это с помощью рассказа, сказок, легенд, что позволяет поддерживать у детей интерес к познанию мира и самого себя.
Хатха-йогой в полном ее понимании дети еще не занимаются, а выполняют лишь некоторые ее составляющие, которые во многом схожи с суставной и дыхательной гимнастикой. Основное внимание уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением, показ сопровождается пояснением. Для преподавателя важно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ.
Дети в этом возрасте уже могут концентрироваться на своих ощущениях, поэтому нужно обращать внимание ребенка на моменты напряжения и расслабления определенных групп мышц, побуждать его следить за своим дыханием, а также контролировать скорость осваивания ребенком тех или иных упражнений. Постепенно увеличивая время нахождения в асане и приблизительную точность выполнения поз.
В ходе занятий ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят.
Закрепляя в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально, йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью. В этом смысле занятия йогой можно рассматривать как средство воспитания и необходимое дополнение к общему образованию.
В школе занятия йогой могут составлять целый урок (третий час урока физической культуры) или использоваться как игровая пауза либо в качестве физкультминуток, а также в начале, середине, конце урока физкультуры, при прохождении раздела «Гимнастика».
Высокая эффективность адаптированной йоги при систематических занятиях обусловлена, прежде всего, ее способностью восстанавливать защитные системы организма и обмен веществ, нормализовать работу нервной системы и кровообращение. Дети воспринимают йогу с большим интересом, поэтому причастность к таким занятиям для детей, особенно с 6-7лет, становится для них очень увлекательной. Еще одним преимуществом хатха-йоги относится то, что она практически исключает травматизм, так как в ней отсутствует соревновательный момент.
В связи с введением ФГОС открывается больше перспектив у учителей в плане содержания уроков по физической культуре. Этот факт подчеркивает актуальность настоящего исследования, и необходимость поиска новых подходов, повышающих эффективность процесса физического воспитания детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособие [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фербер. - М.: Академия, 2002. - 415 с. 2. Курс Йоги 420. Йога для детей [Текст] / В. Бегунова, В. Запорожцев: учеб. материалы Открытого Йога Университета. - [б. м.]. : [б. и.], 2013. - 100 с.3. Нетрадиционные формы гимнастики : метод. рекомендации [Текст] / [сост.: Н.А. Дурдаева ]; Саран.кооп. ин-т РУК. – Саранск, 2009. – 28 с.
4. Никитин, Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней [Текст] / Б.П. Никитин. – М.: Лениздат, 1991. - 138 с.
5. Николаева, М.В. Практика Хатха-йоги [Текст] / М.В. Николаева. - Спб.: Азбука-классика, 2007. - 57 с.
6. Пахомов, А.Н. Хатха-йога: корректный подход к позвоночнику [Текст] / А. Пахомов. – К.: Ника-Центр, 2010. – 352 с.
7. Сидерский, А.В. Хатха-йога как технология интегрального тренинга (концептуальный очерк) [Текст] / А.В. Сидерский. - Киев.: Ника-центр, 2011. - 160 с. 8. Ульмасбаева, Е. Йога для начинающих [Текст] / Е.Ульмасбаева.- М.: Эксмо, 2011. - 176 с. 9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с. 10. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Классический комплекс Сурья намаскар
1. Полное дыхание стоя.
Встать прямо. Руки у груди, ладони соединены в намастэ. Ноги вместе. Сделать медленный полный вдох и сразу же выдох.
2. Стойка на носках.
На вдохе перейти в положение стойки на носках, руки вытянуть над головой вертикально вверх ладонями вперед. В этом положении стоять на задержке дыхания.
3. Наклон вперед .
На выдохе, сохраняя положение головы между вытянутыми руками, наклониться вперед. Ладони положить на пол пальцами вперед рядом со стопами. Стоять на задержке дыхания.
4. Упор на ноге.
На вдохе перейти в положение упора на правой ноге. Ладони при этом не отрываются от пола. Корпус расположен вертикально, в спине прогиб, лицо смотрит прямо перед собой. Стоять в таком положении на задержке дыхания.
5. Зигзаг.
Передняя нога уходит назад. С выдохом сгибаем ноги в коленях и поднимаем таз вверх, изображая в воздухе зигзаг. Продолжая выдох, в этом положении опуститься на пол на пять точек: подбородок (в идеале - лоб), ладони, грудь, колени, носки ног. В таком положении стоять на задержке дыхания.
6. Поза собаки.
Со вдохом отжаться на руках, выпрямляя их в локтях и прогибаясь в пояснице улыбнуться. Корпус расположить вертикально, прогиб в пояснице максимальный, голова откинута назад, лицо смотрит вверх. Вес тела - на прямых руках. Ноги опираются на носки. Стоять в таком положении на задержке дыхания.
7. Поза кошки.
С выдохом поднять таз вверх, переводя ноги с носков на полную ступню. Таз поднять вверх максимально, ноги в коленях прямые, руки прямые на одной линии с корпусом. Голова расположена между руками, лицо смотрит на втянутый живот.
8. Упор на ноге.
То же, что на 4, но на другой ноге.
9. Наклон к коленям.
То же, что и упражнение 3.
10. Наклон назад.
Со вдохом выпрямить туловище, руки идут вверх через положение намастэ. Выпрямив руки вверх над головой ладонями вперед, осторожно наклонять корпус вместе с поднятыми вверх руками назад, прогибаясь в пояснице. Голова движется вместе с корпусом, оставаясь между рук. Ноги вместе. Максимально отклонить корпус назад и остаться в этом положении на задержке дыхания.
11. Задержка на выдохе.
С выдохом вернуть корпус в вертикальное положение, руки установить в намастэ.
12. Полное дыхание стоя.
Так же, как упражнение 1, но выполняется с задержкой дыхания на вдохе: вдох, задержка и выдох, которые по длительности равны друг другу.
2