РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Абубякярова Д.А. 1, Мухамадеев И.Г. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из эффективных инновационных образовательных технологий профессиональной подготовки специалистов является личностно-ориентированное обучение.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, авторы статьи отобрали обучение в малых группах сотрудничества.

Цель исследования: адаптировать технологию личностно-ориентированного подхода для бакалавров по направлению подготовки «Лесное дело».

В целях полной реализации личностно-ориентированного обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, в подготовке инженерных кадров по направлению 250100 «Лесное дело» практикуется работа в малых группах на лабораторно-практических занятиях по дисциплине СД. 02 «Лесные культуры».

Было разработано несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Всех вариантов обучения в сотрудничестве описать невозможно. Рассмотрим в кратком изложении наиболее интересный вариант технологии обучения в сотрудничестве.

Для закрепления программного материала по теме «Создание лесных культур. Составление таблиц типов лесных культур» преподаватель предлагает студентам в группах по 4 человека разработать проект «Лесные культуры», в котором будут учтены: вид культур, рекомендуемые породы и схемы смешения, шаг посадки, густота посадки, количество посадочного материала и т.д. Каждой группе даётся заранее подготовленное по материалу домашней работы определённое задание на карточках с указанием типа лесорастительных условий, имеющейся техники и оборудования в лесо-парковом хозяйстве, биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности.

Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания, договариваются о дополнительных источниках информации и о возможных методах и форме решения общей проблемы.

После завершения заданий всеми группами преподаватель организует рассмотрение заданий каждой группой. Каждая исследовательская группа представляет свой проект перед всей группой, приводит аргументы в пользу данного варианта, обосновывает его целесообразность. Здесь очень важны рассуждения студентов, их аргументы. В ходе презентации проекта партнёры по группе задают докладывающему от группы студенту и любому члену группы любые вопросы по данному заданию, дополняют выступление представителя группы, предлагают свой вариант выполнения задания, затем оценивают выполненное задание. Это очень важно, так как учит студентов слушать и слышать друг друга, также стимулирует группу к более серьёзному отношению к совместной деятельности. Работая над проблемой, студенты обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. В процессе работы над проектом могут быть составлены таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки.

Подводя итоги работы, преподаватель-организатор самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности студентов отмечает успешность выполнения заданий в группе и дома, особо отмечая наиболее выдающиеся успехи проектных групп.

Изучение темы завершается тестовым контролем и оценкой знаний и умений студентов. Над заданиями теста студенты трудятся индивидуально, вне группы. Оценки за индивидуальное тестирование суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Группа, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем проекта.

Таков всего один из примеров использования обучения в сотрудничестве при закреплении программного материала. Данный вид совместной деятельности сочетается с другими методами и формами обучения.

Исследование показало, деятельность в малых группах по технологии сотрудничества повышает познавательную активность каждого студента, уровень усвоения учебного материала всеми студентами, личную ответственность каждого студента за собственные успехи и успехи своих товарищей, даёт возможность сформировать интеллектуальные и коммуникативные умения, необходимые для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.

Список используемых источников

1. Миронова И.В., Мухамадеев И.Г. Активные методы обучения в профессиональной подготовке бакалавров // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции (4-5 апреля 2014 г.), отв. ред. Ф.Н.Зиатдинова. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. – С. 207-211.

2. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов Э.Р. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. – С. 22-30.

Просмотров работы: 674