ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Зотова Ю.И. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организация досуга детей и подростков по месту жительства – одна из важных проблем современной жизни. В каждом районе города значительную часть населения составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы.

Проблема организации досуга подростков была актуальна всегда. Ее изучением занимались такие исследователи, как: Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Василькова, А.И. Вишняк, И.Н. Ерошенков, А.С. Макаренко, В.В. Полукаров, В.И. Тарасенко и др. Ведь именно свободное время становится той сферой, где происходит формирование личности, гуманистических идеалов и ценностей, а также повышение культурных возможностей молодежи. Досуг подрастающего поколения при недостаточной культуре его организации не только не приносит расцвета творческих способностей и ожидаемого восстановления утраченных сил за время учебного процесса, а наоборот превращается в криминогенный фактор общества. Дети и подростки наиболее подвержены негативному влиянию улицы (пагубные привычки, «плохие компании» и т.д.), что влечет за собой асоциальное поведение.

Важнейшими задачами учреждений дополнительного образования по месту жительства являются создание единого воспитательного пространства, адаптация подростков к современным условиям, социализация через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения. Все это помогает в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Так, в настоящее время проблемы организации досуга требуют тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей организации досуга детей и подростков по месту жительства.

Акимова А.А. в понятии «досуг» выделяет следующие составляющие:

− время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

− свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

− часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, восстановления физического и психического здоровья [4].

Таким образом, досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Понятие «досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др. Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. К конкретным видам досуговой деятельности относятся следующие:

1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании и др.);

2) занятия творческого характера, не связанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным ремеслам и пр.

Досуг по месту жительства является одной из разновидностей организации досуговой деятельности. В соответствии с постановлением администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244 "Об утверждении стандарта муниципальной услуги «Реализация досуговых программ для детей и молодежи по месту жительства») досугом по месту жительства является совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью по месту жительства, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере [3].

При организации досуга по месту жительства необходимо учитывать социально-психологические особенности детей младшего и подросткового возраста.

В возрастной психологии рамки младшего школьного возраста от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерны определенные противоречия: потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности; тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности; общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке; монотонность школьной жизни, недостаточность ярких событий вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события; противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с учителем; разносторонность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы; стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и др.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности, восприятия, логичности мышления и памяти, развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

Подростковый же возраст, охватывающий границы от 9-11 до 14-15 лет, в отличие от младшего школьного, гораздо чаще называют «трудным», переходным. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям, что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам.

Поэтому, в младшем школьном и подростковом возрастах необходимо привнести в их жизнь возможность сочетать различные виды деятельности, общаться как со сверстниками, так и людьми других возрастов в неформальной обстановке. Создание подобных условий возможно посредством организации досуговой деятельности, а именно организации досуга по месту жительства. Она позволяет реализовать важнейшие потребности детей, одной из которых является потребность в игре. В рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, а так же продолжение гармоничного и эффективного развития личности и индивидуальности.

Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение. Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года "молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат) [2]. Привлечение в свои ряды новых добровольцев – одна из важнейших задач учреждений, работающих в социальной сфере. Одной из приоритетных задач Государственной программы развития образования на 2013-2020 годы является реализацию мероприятий по вовлечению молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность [1].

Волонтерство как универсальный феномен лежит в основе формирования высоконравственных ценностей, таких как: добро, социальная гражданская ответственность, сопереживание, здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, гражданская идентичность, сопричастность к проблемам других и окружающего мира в целом. Добровольчество на практике способствует реализации прав граждан на достойную жизнь, на участие в жизни своего общества, управлении делами государства [5].

Использование волонтерского движения в проведении досуговых мероприятий по месту жительства, при качественной подготовке добровольцев, может стать путем достижения высокого уровня качества проведения мероприятий, что будет способствовать развитию правильного проведения досуга детей и подростков.

Волонтерским отрядом ТГПУ им. Л.Н. Толстого был разработан и реализован социально значимый проект «Выходи во двор играть!» на базе Молодежного центра Советского района города Тулы, направленный на организацию досуга детей и подростков во дворах по месту жительства через создание и деятельность молодежного волонтерского отряда «дворовых инструкторов». В ходе реализации проекта был обучен волонтерский отряд, с помощью работы которого проведено 7 мероприятий по месту жительства. Волонтерство является одним из эффективных и перспективных путей организации досуга детей и подростков по месту жительства, так как детям и подросткам легче найти общий язык и наладить контакт со сверстниками-волонтерами. Дети быстрее включаются в игру, осваивают правила, проявляют интерес к обучению, спорту, труду, общению и др.

Главными особенностями организации досуга детей и подростков по месту жительства можно назвать участие молодых людей (волонтеров) в организации и проведении досуговых мероприятий, учет специфики возраста детей, участвующих в мероприятиях по месту жительства. При должной подготовке волонтеров для проведения мероприятий и учета всех возрастных особенностей подрастающего поколения можно создать идеальный механизм организации досуга детей и подростков по месту жительства. Это влечет за собой создание единого воспитательного пространства, адаптацию подростков к современным условиям, социализацию через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей и молодежи.

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования на 2013-2020 годы.

  2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

  3. Постановление Администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244 «Об утверждении стандарта муниципальной услуги «Реализация досуговых программ для детей и молодежи по месту жительства»»).

  4. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие / Л. А. Акимова. – М.: МГУКИ , 2008. – 123 с.

  5. Бодренкова, Г.И. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / Г.И. Бодренкова. – М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. - 320 с.

  6. Калинина, З.Н. Технологии добровольческой деятельности молодежи / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Тула: Изд-во тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 187 с.

Просмотров работы: 5474