СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мы знаем, что государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и исполь­зование централизованного фонда денежных средств как обязатель­ного условия функционирования любого государства.

Бюджет Российской Федерации называют социально ориентированным. Но в чем же заключается социальное значение бюджета?

Если сложить расходы федерального бюджета на социальную сферу, которые включают в себя расходы на социальную политику, образование и здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру, искусство, то за 2014 год мы получим 4875,3 миллиардов рублей, что составило 33% всех расходов бюджета. Даже если взять расходы только на социальную политику, то они уже будут иметь наибольшую величину, чем все другие направления расходов. Таким образом, более трети федерального бюджета нашей страны расходуется на социальную сферу [1].

Отметим, что при этом 64,7% суммы на социальную политику составляет пенсионное обеспечение граждан. Остальные 33,3% составляют расходы на социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и иные.

В расходы по здравоохранению входят различные виды медицинской помощи гражданам, в частности амбулаторная, стационарно-медицинская и санаторно-оздоровительная помощь. Также в эту статью расходов входят научные медицинские исследования, санитарно-эпидемологическое благосостояние населения и иные вопросы.

В такую статью, как образование, входит финансирование целого ряда учреждений, особенно университетов и вузов, так и вопросы, связанные с повышением квалификации различных работников, молодежная политика и прикладные исследования в области образования [5].

В 2015 году социальная ориентированность бюджета по-прежнему сохранялась. Но в процентном соотношении составила 35,3% [2].

Подробнее деятельность государства в социальной сфере можно рассмотреть с помощью государственных программ, которые являются в настоящее время новым инструментом бюджетирования в сфере управления государственными финансами, применение которого должно привести к полноценному переходу к программному бюджету.

Государственные программы Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [4].

В общем программы, направленные на социальное развитие нашей страны, имеют название «Новое качество жизни», в рамках которого будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов; будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Рассмотрим задачи госпрограмм, входящих в направление «Новое качество жизни»:

  1. Развитие здравоохранения. Задачи программы: обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; повышение роли Российской Федерации в глобальном здравоохранении; медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения и др.

  2. «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Задачи: формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

  3. Социальная поддержка граждан. Задачи: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей.

  4. «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Задачи: Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщeнности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

  5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Задачи: вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса; содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве; развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры; повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения; содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям; обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и др.

  6. Развитие пенсионной системы на 2017-2025 годы. Данная программа находится в разработке и ее задачи окончательно не сформированы.

  7. Содействие занятости населения. Задачи: предотвращение роста напряженности на рынке труда; привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики; содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

  8. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. Задачи: повышение качества и эффективности предварительного следствия, оперативно-разыскной деятельности и дознания, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества; повышение безопасности дорожного движения и другие.

  9. Противодействие незаконному обороту наркотиков. Задачи: выявление и пресечение преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом, в сфере незаконного оборота наркотиков; координация антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

  10. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Задачи: обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических акций и военных действий; обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств систем гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  11. «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Задачи: сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма

  12. «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. Задачи: снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановление биологического разнообразия России; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

  13. Развитие физической культуры и спорта. Задачи: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; - обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях; проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий, в том числе Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка Конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации; - обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов.

Что касается 2016 года, Правительство обещает сохранить социальную направленность бюджета [3]. Комментируя закон о Федеральном бюджете на 2016 год, заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко заявил: «Даже в кризисное время нельзя жертвовать интересами граждан в пользу государства.»[6].

Расходы в бюджете 2016 года в разделе «Национальная оборона» были увеличены, и на него пойдет свыше 3 трлн. рублей. Это связано с участием России в борьбе против международного терроризма. Кроме того, в связи с введением санкций ряда стран по отношению к нашей стране, финансирование развития экономики также увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Нельзя не упомянуть о сложной экономической ситуации, в первую очередь, связанной с изменением цены на нефть. На 20 декабря 2015 года стоимость барреля нефти составляет 36,66$. Неизвестно, как будут дальше развиваться события, но Правительству нужно будет постоянно делать корректировки и поправки в бюджете, так как на данный момент бюджет на 2016 год рассчитан, исходя из цены на нефть – 50 $ за баррель. Нефтегазовые доходы составляют большую часть всех доходов нашего государства, и изменение цены на данный ресурс будет заметно отражаться на расходах бюджета.

Также за 2015 год произошло ослабление национальной валюты, рост цен, увеличился дефицит бюджета, рост валового внутреннего продукта сильно упал и практически близок к нулю (0,5 %), в прошлом году он составлял 1,3%. Все эти факторы не могут не найти отражение в бюджете нашей страны.

«Тем не менее, не упущены из внимания ни здравоохранение, ни образование, ни жилищно-коммунальное хозяйство, - говорит Тимченко. - В результате на строительство и реконструкцию школ в 2016 году выделено 50 млрд. рублей. Предусмотрены дополнительные средства в размере 5 млрд. рублей для компенсации взносов на капремонт социально уязвимым категориям граждан: инвалидам первой и второй групп, семьям с детьми-инвалидами и одиноким пенсионерам старше 70 лет» [6].

Он подчеркнул, что в поправках, внесенных в документ ко второму чтению, дополнительно предусмотрено 15 млрд. рублей на науку и технику, 2,8 млрд. рублей на студенческие общежития, выделены средства для стипендиального фонда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, социальное значение бюджета является очень важным и многоаспектным, так как охватывает много отраслей и учреждений, обеспечивающих нормальные условия жизни граждан.

И, несмотря на сложную геополитическую и экономическую обстановку, социальная направленность бюджета Российской Федерации в 2016 году будет сохранена.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 02.12.2013 №349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»

2. Федеральный закон от 01.12.2014 №384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»

3. Федеральный закон от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

4. Перечень государственных программ РФ/ Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения 12.12.2015 г.)

5. Расходы бюджета/ Бюджет/ Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://budget.gov.ru/ (Дата обращения: 12.12.2015)

6. Тимченко В.С. Бюджет выполнил социальную направленность/ Новости/ Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/ (Дата обращения 20.12.2015 г.)

Просмотров работы: 2347