Все сказанное делает проблему самосовершенствования педагогов, организации их самообразовательной деятельности особенно актуальной. Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, при этом планируется, управляется и контролируется этот процесс самим человеком. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.
Для педагогов и воспитателей ДОО самообразование должно стать потребностью. Для этого в коллективе должны быть созданы условия, при которых у них сформируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным. Руководитель – стратег развития своей организации. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Структуру самообразовательной деятельности обучаемых ученые рассматривают по аналогии со структурой учебной деятельности, вычленяя в ней: 1) мотивы самообразовательной деятельности; 2) цели; 3) самообразовательные задачи, направленные на решение довольно широкого круга вопросов; 4) самообразовательные действия и их операции; 5) самоконтроль и самооценка обучаемыми процесса и результатов решения самообразовательной задачи [1]. Высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования отражает культуру самообразования (Г.М. Коджаспирова).
Особенностью педагогического понимания самообразования является рассмотрение его как процесса, требующего специального педагогического обеспечения, процесса, не возникающего стихийно, естественным образом, а лишь в результате специально организованного педагогического влияния.
Проблема управления самообразовательной деятельностью педагогов особенно актуальна в условиях широкого развертывания инновационных процессов в дошкольном образовании. Инновационные преобразования в современной образовательной ситуации приобретают системный характер [2]. Причинами столь широкого распространения инноваций в системе дошкольного образования, являются необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем; стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждого дошкольного учреждения; подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива; постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу; стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания; возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей; конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями и прочее.
Не случайно национальная система образования России направлена сегодня на достижение системных целей, главными из которых являются:
- формирование соответствующего менталитета - ценностного отношения членов общества к образованию и самообразованию;
- обеспечение необходимого уровня культуры каждого гражданина, при котором получение новых знаний престижно не только из соображений карьерного роста;
- индивидуализация образования как принцип, согласно которому каждый гражданин считает необходимым совершенствование своего образования в соответствии со своими личными установками, привычками, желаниями [1].
Однако большинство воспитателей и педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Результаты изучения личностных и профессиональных качеств воспитателей детских садов (Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Н.В. Шурова и др.) свидетельствуют о наличии самых разных проблем: негибкости поведения, недостаточном уровне самоуважения, самопринятия, низком развитии познавательных интересов, креативности. Причины этого скрыты, в значительной мере, в сфере обучения и переподготовки самих педагогов, в методической работе дошкольных образовательных учреждений, где воспитателю отводится пассивная роль исполнителя социального заказа, «инструмента» для внедрения новых программ и педагогических технологий. В некоторых педагогических коллективах имеется позитивный опыт применения разнообразных содержания, форм, средств методической работы с воспитателями по развитию их рефлексивных, коммуникативных и креативных способностей, но он недостаточно эффективен, т.к. отсутствует научное обоснование психолого-педагогических условий, стимулирующих профессиональное саморазвитие воспитателя на протяжении всей педагогической карьеры, закономерностей построения его методической поддержки.
Самообразовательная деятельность непосредственно связана с корпоративной культурой образовательного учреждения. Корпоративная культура-это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Опираясь на них, каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную систему самообразовательной деятельности педагогов, обеспечивающую имидж коллектива, его высокую конкурентоспособность. Самообразовательная деятельность позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к изменяющейся системе образования.
Итак, самообразование дает положительные результаты, способствует формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОО
в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически.
Литература
Организация самообразовательной деятельности студентов вуза в системе дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие/ кол. авт.: Т.Е. Климова, Д.А. Хабибулин, М.В. Романова, Е.В.Карманова, С.Н.Юревич. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. -217с.
Яковлева, Г.В. Организация самообразования педагогов в условиях инноваций / Г.В. Яковлева // Детский сад: теория и практика, 2011.- №5.- С. 80-90.