РАЗВИТИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Крамарева Е.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день актуальной проблемой является развитие бюджетного процесса в РФ. Как известно, ведущую роль в этом процессе играет Федеральное Казначейство России. Основной целью настоящей статьи является рассмотрение развития системы Казначейства России на современном этапе.

Казначейство России находится в ведении Министерства финансов РФ и является федеральным органом исполнительной власти(федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию, исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

Для эффективной реализации своих функций Казначейству необходимо формирование целостности исполнения бюджета и проработка теоретических и методологических вопросов самого механизма. Можно с уверенностью сказать, что Федеральное Казначейство является участником государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Цель данной программы заключается в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка.

Перед Федеральным Казначейством ставят такие задачи, как обеспечение прозрачности и открытости информации о его деятельности; обеспечение соответствия процедур представления в Российской Федерации информации в сфере управления государственными и муниципальными финансами стандартам лучшей международной практики в сфере открытости государственных финансов; методологическое обеспечение повышения бюджетной грамотности граждан Российской Федерации; повышение уровня информационной открытости в части бюджетных данных.1

Безусловно, такие цели, как совершенствование нормативного правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса в Российской Федерации, планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности, являются важными в развитии казначейской системы.

Сдерживающим фактором реализации большинства намеченных преобразований служит отсутствие законодательного регулирования исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в новых условиях. Поскольку основным законом в системе бюджетного законодательства России является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК), новые положения бюджетных правоотношений должны стать предметом правового регулирования БК. Здесь надо сказать о новой редакции БК, где предусмотрено формирование правовой основы системы бюджетных (казначейских) платежей, включая вопросы функционирования ее участников, форм расчетов и принципов совершения платежей. Это позволит трансформировать порядок кассового устройства исполнения бюджетов путем перехода от кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов и операций со средствами юридических лиц.

Кроме того, важным аспектом новой редакции БК является регулирование информационного обеспечения процедур по рассмотрению, составлению, утверждению и исполнению бюджета, а также по взаимодействию и реализации полномочий участников бюджетного процесса и получателей средств из бюджета. В этой связи в новую редакцию БК включены новые главы: «Казначейское обслуживание»; «Единый казначейский счет»; «Бюджетные платежи и система бюджетных платежей»; «Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений»; «Отчетность о государственных (муниципальных) финансах».

Нормы новых глав отражают ключевые аспекты построения казначейского обслуживания и системы бюджетных платежей, включая систему лицевых, казначейских и банковских счетов, прямое и косвенное участие в системе бюджетных платежей, движение денежных средств по поступлениям и выплатам на казначейских счетах с отражением платежных операций на лицевых счетах прямых участников системы бюджетных платежей.

В новую редакцию БК включены отдельные положения, определяющие основы функционирования единого казначейского счета (ЕКС), а также полномочия Федерального казначейства по управлению операциями со средствами и остатками средств на ЕКС и по прогнозированию движения средств на ЕКС. Также определены основные подходы к ведению бухгалтерского учета и совершенствованию системы счетов Федерального казначейства.

Как следует из Государственной программы, вектор развития системы управления общественными финансами направлен на расширение сферы автоматизации государственных функций и межведомственного взаимодействия путем внедрения универсальных web-сервисов в рамках создания Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИСУОФ) «Электронный бюджет», а также трансформации Казначейства России в своего рода «бюджетный банк». Многие из направлений совершенствования деятельности Федерального казначейства, в том числе и его организационно-функциональная модель, в ближайшей перспективе будут определяться необходимостью реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г.

В связи с данной концепцией выделяют следующие направления развития:

  1. Построение единого казначейского (банковского) счета Федерального казначейства;

  2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском (банковском) счете Казначейства России;

  3. Использование современных электронных платежных сервисов;

  4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);

  5. Минимизация наличного денежного обращения.

Существует мнение, что дальнейший процесс реформирования системы бюджетных платежей должен происходить в условиях полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет», позволяющей обеспечить управление денежными средствами путем автоматизации ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы РФ, управления ликвидностью ЕКС, осуществления бюджетных платежей, обработки банковской выписки.

Достижение заявленных целей по совершенствованию кассового обслуживания исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, реформированию системы бюджетных платежей, повышению эффективности управления операциями и остатками средств на ЕКС возможно только путем внедрения соответствующих технологических инфраструктурных решений и оптимизации денежных и информационных потоков в секторе государственного управления.

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/ (Дата обращения 20.12.2015 г.)

  2. Вассель Т.А., Иванова Н.Г. Казначейство России в авангарде реформы// Вестник финансового университета. 2015. № 4(88), с. 83-93.

  3. Иванова О.Б. Совершенствование казначейского исполнения бюджета крупного городского округа в условиях реализации бюджетной реформы// Финансовые исследования. 2014. №4(45), с. 88-97.

1Подпрограмма 3 "Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"

Просмотров работы: 2895