Ключевые слова: реклама, цветовое решение, графический дизайн, колористика, символика, плоский дизайн, цветовая палитра.
Смысл графического дизайна кроется не только в том, чтобы делать красивую верстку и фантастический дизайн, но также означает связь с людьми, для которых он создается. Графический дизайн очень близок к психологии, поскольку дизайнерам приходится понимать и работать с настроением людей посредством дизайна.
Г.И. Фазылзянова и В.В. Балалов в своей статье отмечают: «Современная дизайнерская деятельность требует дополнительного инструментария для оценки качества графической и мультимедийной продукции, в т.ч. с психологической и эргономической точек зрения. Хороший дизайнер думает не только о том, чтобы было красиво, но и как его продуктом будут пользоваться люди» [7].
При этом важнейшим элементом графического дизайна, который оказывает огромнейшее влияние на восприятие людей, является цвет. Он не только придает дизайну глубину и акцент, но также создает атмосферу и настроение дизайна. Цвет создает множество эмоциональных и визуальных свойств, привлекает внимание зрителя.
Особенно часто с искусством графического дизайна человек сталкивается в рекламной продукции. Сложный процесс создания дизайна рекламы, его активное проникновение в нашу жизнь, не было бы полноценным без основополагающего фактора, обладающего силой воздействия на сознание и здоровье человека, характеризующегося широкомасштабной «экспансией», являющегося основным элементом современного брендинга - его величество цвета. По результатам исследования печатной рекламы, «цветные рекламные объявления увеличивают объем сбыта на 41% больше, чем их черно-белые аналоги» [6].
При этом необходимо помнить факт, на который указывают авторы статьи И.В.Горбунов и С.К.Ткалич, что цветовое решение графического дизайна не должно быть оторвано от жизни. «Наблюдая и анализируя подсказанные природой механизмы формообразования, устройства и развития ее объектов, а также колористические закономерности формирования цветовой структуры природной среды, дизайнер получает возможность использовать эти принципы при разработке предметно-пространственной среды обитания человека, расширить диапазон своих профессиональных средств. В этой связи добавим, что формирование цветовой системы в дизайне очень слабо разработано в программах российского дизайна. Педагоги используют цвета живописи. Но дизайн имеет свое право голоса в цветовых решениях, так как дизайнеры работают с материальными конструктами. Например, только дерево и его производные могут иметь свой цветовой альбом, где будет многоцветие основных цветов и второстепенных оттенков» [1].
В этом плане показательными являются дизайнерские решения по столь актуальным вопросам, как пропаганда здорового образа жизни, работы в области борьбы с преступностью и реклама других тем, имеющих высокое социальное значение. Брандмауэры на стенах городских зданий, билборды вдоль оживленных автомагистралей – “Бросить курить”, “Мы за чистый город”, “Не курю, поэтому легко живу”. Здесь чистота воздуха подчеркнута голубым цветом, заснеженными вершинами гор. Белый цвет, олицетворяющий чистоту и целомудрие, в данном случае соответствует высоконравственному отношению к природе, жизни, лишь оттеняет легкость и свободу парящего в воздухе горнолыжника.
Одной из наиболее распространенных тем социальной рекламы в России является экологическая тема, борьбы с загрязнением окружающей среды. Во множестве созданы рекламные плакаты с лозунгами “Берегите природу”. При акценте на экологических проблемах авторы рекламы выбирают эффективное традиционное цветовое решение, а именно: внимание привлекает зеленый цвет и любые его оттенки. Он соответствует основной цветовой гамме природы, подчеркивает процесс обновления окружающей среды, является “экологическим” знаковым символом из всего цветового спектра.
Пронизанное информационной коммуникацией пространство, которое нас окружает, с каждым днем становится все насыщеннее. Каждый день на человека обрушивается огромный поток информации. Как привлекают внимание людей российские дизайнеры? Интересным, выверенным слоганом и грамотной брендовой колористикой.
Опираясь на работу А. Ефимова, делаем вывод, что колористика – это наука о цвете, которая, помимо обычно цветоведения, содержит знания по цветовой гармонии, цветовой культуре, цветовой языке и цветовых предпочтениях. Она базируется на физических основах цвета, которые обеспечивают психофизиологический фундамент его восприятия. И обязательно учитывает цветокультурные представления конкретного общества [2, С. 5].
В каждой стране цветовая культура имеет ряд специфических особенностей, поэтому для дизайнера рекламы важно владеть информацией о значении цвета. Основная задача дизайнера заключается в соединении колористического образа и символики конкретной страны. Ему следует избегать противоречий между оптической реальностью и традиционной символикой цвета.
Широко известны случаи неудачного использования цвета, связанные с незнанием символики, присущей ему в той или иной стране. Например, первые волны туристов на остров Мадагаскар, среди обилия тканей, предложенных на рынке, чаще всего выбирали привлекательную ткань с необычным узором, который называется ребана. Совершив покупку, многие туристки надевали ее наподобие парео и выходили прогуляться по пляжу. Но реакция местных жителей, в виде паники и ужаса, заставила обратиться с вопросом к русскоязычным гидам. Выяснилось, что эта ткань была ритуальной и предназначалась для похорон.
К наиболее распространенным цветам, используемым в графическом дизайне, относятся следующие.
Синий (голубой) - один из самых популярных цветов. Относится к категории так называемых "безопасных" цветов, которые нравятся большинству. У многих народов голубой цвет отождествляется с бесконечностью и Богом, это цвет мудрости, великодушия, щедрости, веры, славы и истины.
Золотой (желтый) - классический цвет солнца, богатства, благополучия. Сине-золотое сочетание в целом символизирует идею свободы, демократизма и гуманности, любовь к своему народу и преданность к своей стране и ее древнем традициям, олицетворяя гармонию между человеком и природой.
Зеленый - всегда ассоциируется с природой. Символизирует окружение, здоровье, судьбу, молодость. Однако в некоторых случаях может соотноситься с недоверием и опасностью.
Желтый - цвет радости, счастья, солнца, дружбы. Среди негативных ассоциаций можно выделить трусость и болезнь. Не стоит использовать слишком темный желтый цвет
Оранжевый - символизирует теплоту и энергию. Очень хороший цвет для того, что бы сделать акцент на чем-то.
Красный - опасность, кровь, любовь и тепло. Красный цвет является самым подходящим для того, что бы обратить на что-то особое внимание.
Фиолетовый - таинственный, творческий цвет. Обычно используется для того, что бы придать сайту особую изящность.
Розовый - наиболее женственный цвет. Ассоциируется с детьми и детством.
Черный - символизирует силу, темноту и зло. Как правило, используется для отображения большого количества монотонного цвета.
Белый - чистый, добрый цвет. Может ассоциироваться с равнодушием и холодным зимним пространством [3].
Дизайнеры используют цветовую палитру одного оттенка и добавляют два — три, четыре или больше цветов. Большинство из этих вариантов яркие, полностью насыщенные оттенки, которые противоположны, например, серый и черный.
Когда дело доходит до цветного плоского дизайна, многие традиционные правила о сочетаниях и соответствиях цвета игнорируются, а используются палитры, которые охватывают радугу с большим количеством цветов.
В плоском цветном дизайне главный показатель грамоты дизайнера – это сочетание тона и насыщенности. Дизайнеры могут использовать довольно много оттенков, которые будут дополнять друг друга в том, насколько установлена глубина цвета, является ли этот цвет основным или это результат вторичной цветовой комбинации.
Когда дело доходит до цветовой палитры, плоский дизайн часто перенасыщен яркими цветами, в стиле ретро. Поскольку на сегодняшний день тренд только развивается, данные варианты являются сейчас самыми популярными.
Яркая цветовая палитра часто характеризует плоский дизайн, поскольку он вызывает различные чувства. Яркие цвета хорошо работают на темном фоне, создавая контраст и привлекая взгляд пользователей.
Ретро цвет также является популярным выбором при работе с плоским дизайном. Эти менее насыщенные оттенки построены на основе яркой цветовой палитры, но с добавлением белого, чтобы сделать их более приглушенными. Ретро цветовая палитра часто содержит много оранжевого и желтого, а иногда красного или синего. Чаще можно увидеть первичные и вторичные цвета, используемые в ретро палитрах при работе с плоским дизайном, из-за смягчения цветового тона.
Ретро цвета работают лучше всего, когда их ставят на передний план в качестве доминирующих цветов. Для достижения наилучших результатов соединяют их с изображениями или приглушенными цветами [5].
Монотонные цвета в паре с плоским дизайном набирают популярность стремительными темпами. Эти цветовые палитры полагаются на единственные цвета, черный и белый, чтобы создать яркую, но отличную палитру. Большинство монотонных цветовых схем используют два или три цвета в качестве базового. Другой вариант заключается в создании эффекта с помощью монотонных небольших отклонений в цвете.
Различные оттенки цветов хорошо применимы в разных ситуациях. Например, использование насыщенных цветов подразумевает то, что определенные объекты дизайна будут практически не выделяться, по сравнению с другими.
Необходимо понимать, что в зависимости от тематики рекламной продукции, необходимо ограничиваться определенной комбинацией цветов и их оттенками. Например, использование яркого розового цвета при разработке рекламы бизнес-продукции будет выглядеть странно. То же самое касается, например, использование красного цвета при разработке рекламной продукции, связанной с медициной, который сам по себе не успокаивает человека, а вызывает у него ассоциации с кровью и опасностью.
При изменении цветов необходимо также гарантировать контраст между фоном и обычным текстом. Человек может, например, не обладать идеальным зрением, и ему будет трудно прочитать светло-серый текст на белом фоне. Некоторые комбинации цветов могут вызывать раздражение, например зеленый текст на красном фоне или ярко-красный цвет на зелёном, бирюзовом фоне [4].
Таким образом, при подборе цветовой гаммы подбирать цветовую палитру необходимо очень осторожно, используя культуру цветовой колористики в дизайне.
Список литературы
Горбунов И. В., Ткалич С. К. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию// Международный журнал экспериментального образования. – 2014, № 12. – С. 28 – 30.
Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. – 271с.
Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама. – М.: ДМК Пресс, 2011. – 272 с.
Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 240 с.
Райн Х. Самый полный справочник. Графический дизайн. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 192 с.
Турганбаева Ш.С., Сидоров В.А. Цветовая палитра графического дизайна// Мир науки, культуры, образования. – 2011, № 4-2 - С. 137 – 140.
Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Айтрекинг: когнитивные технологии в визуальной культуре// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2014, № 2 / том 19 – С. 628 – 633.
7