РОЛЬ ИНФОГРАФИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ИНФОГРАФИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье кратко рассматриваются этапы развития инфографики как особого способа передачи информации, а также процессы интеграции инфографики и экологического дизайна и результат этих процессов – эко-инфографика. Уточнены возможности более результативного использования эко-инфографики в условиях жизни современного города. 

Ключевые слова: эко-инфографика, визуализация ситуации, экологический дизайн, экологическая культура.

Целью статьи является попытка проанализировать, какое место занимает инфографика в структуре экологического дизайна и какую роль она играет в формировании экологической культуры населения. Уточним, что под термином «инфографика» специалисты определяют графическое представление информации, числовых данных и знаний в максимально доступной и понятной для зрителя форме [3].

Экологический дизайн – вид проектной деятельности, направленный на гармонизацию отношений человека и окружающей среды. Экологическая культура – особое мировоззрение человека, которое характеризуется совокупностью системы экологических знаний и умений и подразумевает уважительное, бережное отношение к окружающему миру.

Ретроспекция: хронология развития инфографики как особого способа передачи данных. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - эта народная мудрость как нельзя лучше отражает сущность инфографики [5]. Грамотная визуализация данных позволяет передать на одном листе информацию, которая может практически заменить текст.

Инфографика, как объект дизайнерской деятельности, появилась еще в 1982 году в печатном издании американской компании «USA TODAY» («США СЕГОДНЯ»). Однако первые попытки визуализации данных были сделаны гораздо раньше. Еще в 18 веке шотландский инженер Уильям Плейфэр создал четыре типа диаграмм для представления экономических данных: круговую, линейную, столбчатую, секторную.

Инфографика британского врача Джона Сноу в 1854 году была задействована в Лондоне в период эпидемии холеры. В 1857 году английская медсестра Флоренс Найтингейл с помощью информационной графики добилась улучшения санитарных условий военных госпиталей.

Отметим, что даже древнейшие наскальные рисунки и первые карты иногда относят к инфографике. Но это мнение ошибочно, так как петроглифы являются началом развития рисунка и живописи. Картография кодирует территорию и не всегда понятна людям, не имеющим специального образования, в отличие от инфографики, которая «содержит и код, и ключ».

Как мы видим, дорога к информационной графике прокладывалась еще в древности. Она не только не утратила свою актуальность в современном мире, но и стала практически основным средством эффективной передачи гигантских потоков информации. Инфографика позволяет сжимать тексты до одного графического знака.

Инфографика в системе экодизайна. Рассмотрим, как связаны между собой инфографика и экологический дизайн. В одной из статей кандидата педагогических наук А.О.Глазачевой есть такое определение экологического дизайна: «…Современный экодизайн это специфического вида экологоориентированная профессиональная деятельность, направленная на освоение, сохранение и распространение экологоориентированных ценностей…» [1; с.16]. Обратим внимание на последний пункт «распространение ценностей», то есть, распространение информации, что и является главной функцией любой инфографики. Отсюда следует, что инфографика, направленная на распространение экологоориентированных сведений, является частью экологического дизайна, или эко-инфографикой.

Эко-инфографика как средство формирования экологической культуры населения. В современных условиях стремительной урбанизации и роста промышленного производства необходимо принимать меры по гармонизации отношений человека и окружающей среды. Прежде всего, необходимо формировать экологическую культуру населения. Безусловно, существует множество полезных научных трудов, посвященных теме экологии культуры. Однако современный ритм жизни зачастую не оставляет времени для повышения собственного уровня экологической грамотности. В этом случае на помощь может прийти эко-инфографика, так как ее можно разместить практически везде: в общественном транспорте, в магазинах, на уличных стендах, на дорогах, то есть там, где ежедневно проходят тысячи людей. Правильно составленная эко-инфографика, должна обладать ярким цветовым решением, содержать максимум изображений и минимум текста, учитывать особенности восприятия различных возрастных групп.

Такая система визуальной наглядной информации способна стать эффективным средством воспитания экологической культуры населения. Как известно, человеческая память даже за мимолетный отрезок времени способна надолго запечатлеть зрительные образы и связанные с ними ассоциации, но не объемный текст. В этом и состоит главное преимущество эко-инфографики. В ней могут содержаться сведения об экологической обстановке в городе, о памятниках материальной культуры, рекомендации по воспитанию экологической компетентности подрастающего поколения.

Возможности более результативного использования эко-инфографики. Несмотря на очевидность пользы экологоориентированной инфографики, она до сих пор не получила широкого распространения. Повсюду нас окружает многочисленная реклама, которая уже не вызывает восторга и интереса, не оказывает должного влияния на зрителя. В качестве решения данной проблемы мы предлагаем как можно больше заполнять городскую инфраструктуру эко-инфографикой. Возрастные поколения меняются, но проблема экологии культуры, быта, среды, природного и культурного наследия актуальна всегда.

Эко-инфографика может быть размещена в общественном транспорте. Особенно актуальна она будет во время пробок, так как отвлечет пассажира от томительного ожидания. Эко-инфографика может быть использована прямо на дорогах в виде графических объектов-указателей (например, для обозначения локации мусорных контейнеров). Для большего привлечения внимания в эко-инфографике можно попробовать использовать нестандартные цветовые решения, вместо привычных зелено-коричневых «природных» оттенков.

Данная информационная графика может быть использована в различных учреждениях. Эко-инфографику для детского сада или школы стоит делать упрощенно-геометризованной для лучшего считывания юными зрителями. Для старших возрастных групп эко-инфографику необходимо делать более подробной. Можно использовать при ее создании интересные эффекты, которые превратят инфографику в своеобразное произведение искусства (например, способ трассировки изображения в Adobe Illustrator, Adobe Photoshop; метод Low-poly).

Вывод. Активное внедрение эко-инфографики, возможно, один из наиболее простых и действенных способов воспитания экологической культуры населения, гармонизации отношений человека и природы, от которых зависит жизнь будущих поколений.

Литература

  1. Габдрахманова З.Р. Роль экологического дизайна в организации условий жизни современного человека (краткий обзор). Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Педагогические науки. Режим доступа: studforum@rae.ru.

  2. Глазачева А.О. «Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке». Автореферат дис. к-та пед. наук, 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://nauka-pedagogika.com

  3. Горбунов Р. Как инфографика спасала жизни, а не только бизнес, или Краткая история инфографики. Статья. 2014. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://wemade.biz/ru/

  4. Лаптев В.В. «Изобразительная статистика»: учебное пособие. – СПб: Издательство «Эйдос», 2012. – 180 с.

  5. Мухамедшина Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» // Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2012. №01. – - С. 1-5.

  6. Новгородцева В.Р. Авторский блок международного проекта «дизайн и экология природного наследия и художественной культуры народов планеты». // Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Педагогические науки. Режим доступа: studforum@rae.ru.

  7. Новгородцева В.Р. Комплекс рекламных постеров/плакатов для города Удомля. //Международный Форум РАЕ 2015. Педагогические науки. Режим доступа: studforum@rae.ru.

  8. Останина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации. Статья. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://sibac.info/

  9. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности. Курс лекций и практика. Осенний семестр 2015. – Институт искусств: МПГУ

  10. Уваров А.В. «Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования». Автореферат дис. к-та искусствоведения, 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://cheloveknauka.com

  11. Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Применение метода айтрекинга для оценки качества графической и мультимедийной продукции // Журнал «Наука и мир». 2014. № 3 (7). – С. 173-179.

  12. Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции.// Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Режим доступа: studforum@rae.ru.

Просмотров работы: 879