Аннотация: в статье рассматривается направление дизайна: промышленный дизайн. Он и его составляющие играют большую роль в развитии социально - экономических показателей общества и страны.
Ключевые слова: промышленный дизайн, функциональность, эргономика, интерфейс, проектирование взаимодействия.
Целью статьи является попытка провести подробное исследование в российском мире дизайна. Рассмотрим вопросы об их актуальности и практичности в повседневной жизни.
Ретроспектива: Необходимость развития дизайна стала понятна уже в XVIII веке при организации мануфактур и далее промышленного производства. Промышленный дизайн вышел на совершенно иной уровень. Если раньше речь шла только об эстетическом оформлении формы, то сейчас возможны изменения оформление всех составляющих.
Промышленный дизайн - это симбиоз прикладного искусства и науки, направленный на улучшении эргономики, функциональности и эстетики изделий. Нельзя продать продукт или промышленное изделие, опираясь только на инженерные составляющие. Поэтому перед дизайнером стоит главная цель: он должен вложить свою идею в оформление продукта. Если раньше промышленный дизайнер занимался разработкой внешнего вида, то сейчас он должен уметь максимально точно и быстро донести информацию до целевой аудитории при помощи визуальной рекламы, грамотного оформления внешнего вида продукции, уметь привлечь внимание на более высоком технологичном уровне, но в то же время сделать его наиболее простым к восприятию. Это показывает, какой высокий уровень подготовки должен иметь дизайнер. Он должен владеть в тонкостях специализированными программами наряду с теоретическими знаниями. По словам О.А.Андросова “Несмотря на исключительный опыт отечественной деятельности науки, методологическая платформа до сих пор не готова к новым условиям. Весь накопленный опыт за десятилетия кажется ненужным. Поставленные цели перед дизайнерами тогда сейчас кардинально изменились”. Мы согласны с ним и хотим найти верные способы для подготовки грамотных специалистов.
В модернизированном обществе следует уделить внимание научно-исследовательскому аспекту в вопросе о подготовке промышленных дизайнеров. С помощью данной дисциплины возможности на этапе обучения расширяются, позволяя обретать индивидуальное решение к любой из поставленных задач.
Один из способов поднятия уровня качества и надежности промышленного дизайна является обучение студентов на этнохудожественной основе методике образования. По мнению С.К. Ткалич “существует пробел в информационно-образовательном методическом материале, призванном обеспечивать познавательный уровень дидактического процесса в профессиональной подготовке. Отсутствие единого базового информационного модуля «первичных знаний» о коммуникативном потенциале наследия многонациональной страны отражается на разработке авторских методик молодыми педагогами, Они заново пытаются выстраивать его контуры, чтобы определить место своей инновации в педагогической практике. По этой причине наблюдается дублирование, повторы, копирование и отсутствие четких формулировок новизны, предполагающих авторскую интерпретацию наследия на стадии защиты курсового проекта”. Мы считаем, что это отражает суть всей поставленной проблемы. Поэтому необходимы уникальные разработки для обучения промышленных дизайнеров.
Вопрос о методологии в промышленном дизайне не случайный. Если мы говорим о теории, то подтверждающим фактором всегда является практика. Речь не идет о простых последовательных вещах в теории, сопровождающихся такими же практическими шагами. Нет, мы считаем, что Г.П. Щедровицкий, во времена зарождения дизайна в СССР, создал основную методологию системно-структурного анализа, описывающих приемы и методы исследований системно-структурных объектов и других теорий. Но время не стоит на месте, и методы тоже должны меняться. Опираясь на базовую платформу прошлого, нужно подкрепить это технологическими инновациями.
Сейчас методология и дизайн идут порознь. Правильная подача материала тоже важна, но проблема не только в создании особых теоретически знаний. Нужна заинтересованность российских предприятий в промышленном оформлении продукции у отечественных дизайнеров. Подняв творческий, концептуальный и инновационный уровень мышления, комбинируя устоявшиеся взгляды и новейшие понятия в дизайне, как эргономика, можно создать верный путь для нового поколения дизайнеров в России.
Вывод. Развитие промышленного дизайна способствует улучшению комфорта в нашей жизни. Благодаря этому мы знаем и видим вещи вокруг себя такими, какими они должны быть.
Литература
Андросова О. А. Генезис отечественной методологии дизайна. //Академический вестник. УралНИИпроект № 2 / 2009.
Долгих М. Н. Дизайн в культуре сетевого общества// Известия Томского политехнического университета. 2013. Т 323. № 6.
Папанек В. Дизайн для реального мира. Human Ecology and Social Change © Victor Papanek, 1984. Издатель Д. Аронов, 2004.
Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности: курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 года. Институт искусств МПГУ.
Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции.// Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Режим доступа: studforum@rae.ru.